За долгие одиннадцать лет франшиза «Ёлки» уже успела стать народным мемом, продиктовав свои законы проведения зимних праздников. Сколько бы новые части не были раскритикованы профессионалами, а также неоднократно высмеяны самой аудиторией, они всё равно находят своих зрителей. Причём, на удивление, самого разного возраста: это и пьяные взрослые, которые решили искусственно создать себе праздничную атмосферу, и дети, которых родители не отважились оставить одних дома, а другого праздничного фильма попросту не нашлось.
В роли ребёнка и оказался автор этого текста несколько лет назад, когда попросил бабушку отвести его на рождественский фильм, которым стала комедия «Ёлки 3». И это был действительно интересный опыт похода в кино: приключение собачки, которая пыталась найти дорогу домой, удивила своей искренностью и честностью. Поэтому, переполненный эмоциями, я попросил родителей в следующем году отвести меня на новую часть. «Ёлки 1914» по-прежнему казались мне чем-то любопытным и необычным: старые персонажи надевали новые «маски», а действие происходило в совершенно другую эпоху, нежели в третьем фильме.
Постепенно походы на «Ёлки» стали для нашей семьи новогодней традицией, ведь даже несмотря на качество, фильмы дарили ощущение, что всё будет хорошо и увлекали своими историями. В общем-то «Ёлки», какими бы они не были проходными, были способны приковывать к себе внимание, начиная отсчитывать время до боя курантов и наступления нового года. Я отчётливо понимал, что родители считали данный фильм пустым, но всё равно шли, чтобы встретиться с друзьями и начать праздничный вечер.
Ключевым для меня годом стал 2017. Тогда я вместе с папой сходил на два восхитительных фильма, которые и стали поводом, чтобы начать углубленно изучать кинематограф. Два похода в кинотеатр показали мне, что искусство может выходить далеко за рамки качества «Ёлок» (тогда я действительно считал этот фильм чем-то большим) — это были летнее посещение «Дюнкерка» Кристофера Нолана и осенний поход на «Бегущего по лезвию 2049».
Однако и в тот год продолжение «Ёлок» удивило ещё неопытного зрителя. Небольшое переосмысление франшизы (в повествование добавились новые актёры, включая Дмитрия Нагиева) задавало новую планку, давая надежду на хороший конец этого новогоднего карнавала. И какова была моя радость, когда я узнал, что следующие «Ёлки» станут финалом франшизы и закончат историю. Об этом говорил подзаголовок нового фильма — «последние».
Перед просмотром седьмых «Ёлок» я устроил себе личный марафон просмотра главной российской франшизы, что повлияло на восприятие новой части. Любопытные детали франшизы из детства огорчили меня в более сознательном возрасте, а отдельные части и вовсе оставили в состоянии некоторой неловкости. Некоторое переосмысление франшизы в виде «Ёлки: Лохматые» не оставило после себя вообще никакого эффекта, кроме ощущения того, что посмотрел копию легендарной ленты «Один дома».
Пугали и отдельные решения данной серии. Так, «Ёлки 5» были построены на поиске сбежавшего пингвина, при этом они игнорировали все предыдущие фильмы. Лента не имела сильных сквозных историй, которыми могли похвастаться предыдущие части, поэтому сильно отставала по качеству. Данная картина стала для большинства зрителей самым слабым фильмом франшизы, что можно заметить по оценкам на «Кинопоиске», где фильм находится в красной зоне. Сюжет был показателем того, что без интересных дополнительных историй франшиза может полностью умереть, даже несмотря на наличие звёзд.
Удивили меня и первые части франшизы, которые смотрятся абсолютно обособлено от последующих продолжений. Первая часть была неплохой комедией на один вечер, которой не хватало сильной драматургической конструкции: в центре стоял сюжет о теории шести рукопожатий, которые помогают одинокой девочке Варе не стать врунишкой в лице других сверстников. А вторая была о силе любви, которая способна скреплять героев между собой, даже несмотря на то, что кто-то потерял память, а кто-то не виделся уже 40 лет.
В контексте пересмотра предыдущих частей, «Ёлки последние» были для меня высказыванием не только об окончании эпохи легендарной франшизы (эффект создавался, как при просмотре девятых «Звёздных войн»), но и создавали иллюзию окончания детства, ведь я провёл с серией фильмов несколько новогодних вечеров. Сцена, где герои большинства фильмов собираются за одним столом — одна из самых сильных в истории всех «Ёлок». Она говорит не только об окончании серии, но и о единстве всех тех, кто создавал эффект новогоднего праздника, даже в самые трудные времена.
Наша новогодняя традиция — ходить в кино в новогодний вечер — продолжалась даже тогда, когда «Ёлки» не выходили. В 2015 году мы попали на один из самых масштабных (и в тоже время ужасных) фильмов Жоры Крыжовникова караоке-комедию «Самый лучший день», которую трудно воспринимать в трезвом состоянии. А в прошлом году на «Обратную связь» — продолжение «Громкой связи», которая, в свою очередь, была нашей версией «Идеальных незнакомцев». Однако, в отличие от первой части, этот фильм «Квартета И» не удивлял чем-то новым, поэтому и не создавал эффекта того, что бой курантов уже близко.
Выход новых «Ёлок» был необходим зрителям, вроде нашей семьи, которые понимали, что их ожидают чудовищные полтора часа, которые создадут мнимый эффект чуда. И новые «Ёлки» справляются с этой задачей, даже несмотря на то, что они значительно уступают предыдущим частям по качеству. Дебют молодого Антона Богданова (актёр, снимавшийся в предыдущих частях) создан, чтобы вернуть нужные немногим «Ёлки» на большой экран, а не создать достойное новогоднее кино. И это достаточно интересно воспринимается в контексте самого фильма, который действительно можно принять.
В самом начале фильма «Ёлки 8», мы видим родную Землю, на которой обозначены уже знакомые нам города ёлочной франшизы: Саранск, Тюмень, Екатеринбург, Уфа и Пермь. На фоне нашей планеты и появляется название фильма с перевёрнутой восьмёркой, таким образом, создатели иронизируют, говоря о неотвратимой бесконечности всей франшизы.
Потом новая лента знакомит зрителя с её главными героями. Как и в первой части, ими оказываются дети, которые пытаются уловить сигнал отца, отправившегося в космос. Первоначальный образ оказывается обманчивым. Поиски отца оказываются детской игрой под одеялом, а сам папа исчез из-за ссоры с мамой, а не из-за того, что находится в далёком космосе. Чуть позже мы узнаём, что отца сыграет сам режиссёр фильма Антон Богданов, что собственно найдёт сходство со зрителями, попавшими на сеанс. Как для детей, так собственно и для зрителей, встреча с данным человеком станет предновогодним чудом, которого все так долго ждали.
Затем мы видим знакомых нам героев Женю и Борю, которые опять собрались семьями, чтобы отпраздновать Новый год. И пока Женя пытается развлечь детей своим небольшим стенд-апом, что у него не получается, в дом приходит Дед мороз. Спустя несколько сцен мы видим, что тот упал в гараже у Жени, поэтому и праздник не наступит, пока они не поймут, что с ним случилось. Здесь нас встречает первый неоднозначный образ картины, который намекает на одно из жутких событий прошлого года. Может ли неловкий стенд-ап Жени, который не воспринимают родные, быть намёком на историю прошлого года, когда молодого комика Идрака Мирзализаде посадили в тюрьму из-за неудачной шутки?!
Ещё одним неоднозначным образом ленты «Ёлки 8» становится сам момент спасения Деда мороза, когда Женя к себе домой вызывает экстрасенсов и встречается с пьяным Толиком, который утверждает, что обладает уникальными способностями. Позже в кадре упоминается «Битва экстрасенсов» — ещё одна попытка зафиксировать реалии этого года. В этом году я случайно посмотрел несколько эпизодов самой «Битвы», случайно столкнувшись с ней на «ТНТ». Одним из участников проекта был чернокнижник Влад Череватый, заявлявший, что в его голове живёт демон по кличке Толик, который матерится на других участников сезона.
Затем новые «Ёлки» выдают ещё одну гениальную отсылку на нашу реальность — когда в конце Дед мороз встаёт под государственный гимн, а потом следуют титры под рэп о событиях всей картины. Ну не является ли это намёком на один из самых важных российских фильмов этого года «Петровы в гриппе», в конце которого вставал из гроба Хаски и исполнял свою новую песню на титрах?!
Новые «Ёлки» — это попытка обновить франшизу, воспользовавшись скелетом первой части: образы остались прежними, только герои поменялись. Так вместо Веры Брежневой на первой план встала Ольга Бузова, которая исполняет свой хит «Танцуй под Бузову» перед людьми, находящимися в бассейне. А также Филлип Киркоров, который совсем недавно сыграл и в последней части «Последнего богатыря». Знакомую с первого фильма теорию шести рукопожатий сменила теория шести «кнопконажатий», а часть мечтаний героев теперь исполняется с помощью приложения TikTok.
«Ёлки 8» — пустое кино, которое, однако, справляется со своей задачей. Оно наглядно фиксирует все трэшовые события уходящего года. При этом фальшивой надежды на лучшее будущее в новых «Ёлках» нет, даже встреча отца с родным ребёнком в финале картины воспринимается как момент, который не может длиться вечно.
При этом новые «Ёлки» подчёркивают смысл всей франшизы: как бы тебе не было плохо наблюдать за всем происходящим на экране, это отличное зеркало того, что происходит с нашим миром. Чем дальше — тем хуже, поэтому остаётся лишь понять и простить.
Трейлер: