«Петровы в гриппе» — двухчасовой трип в русскую хтонь и обратно

«Петровы в гриппе» — двухчасовой трип в русскую хтонь и обратно

Кирилл Серебренников в фильме «Петровы в гриппе» сумел объединить русскую хтонь, вампиров и новогодние ёлки, сделав увлекательное и на удивление смешное кино.

9 сентября в прокат выходят «Петровы в гриппе», новая работа Кирилла Серебренникова, которая уже успела отгреметь в Каннах (оператор фильма Владислав Опельянц был удостоен приза технической комиссии (Prix CTS), что не случалось с нашими соотечественниками с 1958 года — тогда наградили создателей «Летят журавли»). И теперь все желающие смогут оценить попытку режиссёра и его команды совладать с непростым литературным первоисточником Алексея Сальникова. Рассказываем, чего ожидать от фильма, и почему он, несмотря на всю мрачность и криповость, оказался универсальным и смешным.

Грипп, Новый год и лихорадочные фантазии

В центре истории оказывается семья Петровых — отец-автослесарь (Семён Серзин, в прошлом году ярко дебютировавший в кинорежиссуре с «Человеком из Подольска»), мать-библиотекарь (Чулпан Хаматова) и их сын (Владислав Семилетков). Все они заболевают гриппом в канун Нового года, что приводит героев (а вместе с ними и зрителей) в лихорадочное состояние на грани безумия, на стыке реальности и вымысла.

Петровы в гриппе обзор

В картине нет линейности и чёткой структуры повествования. Это безумный калейдоскоп случайных встреч и событий, флэшбеков из советской эпохи и сюрреалистических зарисовок на тему вампиров и инопланетян, хоррора и бытовой драмы. Герои в одном эпизоде могут пить водку через край, рассуждая о политике, в другой сцене говорить о невозможности творца стать известным при жизни, а в третьей — заниматься сексом в библиотеке под бардовские песни литературного кружка. Редко в какой момент истории можно легко отличить реальность от фантазии больных Петровых, да и кто знает, где на самом деле больше правды.

Эмпатия, русская хтонь и…юмор

Главных героев фильма «Петровы в гриппе» неспроста не наделили именами. Это позволяет сократить дистанцию между ними и людьми по эту сторону экрана. Это даёт больше возможностей проявить эмпатию, а в отдельные моменты и вовсе смотреть на экран как в зеркало. Уж больно точно Кириллу Серебренникову удаётся воссоздать портрет русского человека вне времени и эпохи (хотя формально события развиваются в начале нулевых) и ту самую хтонь, которой в последнее время уделяется всё больше внимания (можно вспомнить сериал «Топи» или стендапы Сергея Орлова).

Дешёвые ёлки с переодетыми Дедом Морозом и Снегурочкой, поездки на трамваях и троллейбусах с колоритными персонажами, разговоры о вселенской несправедливости где-то в гараже — во всём этом легко узнать окружающую нас с вами действительность и эпизоды из недалёкого прошлого. Поэтому можно смело утверждать, что «Петровы в гриппе» — это фильм, который до конца смогут понять только россияне.

Петровы в гриппе фильм

Общая мрачность и брутальность (стоит быть готовыми к жестоким и предельно реалистичным убийствам) не должны вводить в заблуждение. «Петровы в гриппе» — это отнюдь не чернуха. Есть здесь место и лирике, и мечтательности, и вере в светлое будущее. События сдобрены гомерически смешными репликами, которые запросто могут разлететься на цитаты. А в одной из самых ярких сцен фильма — на заседании литературного кружка — от смеха удержаться попросту невозможно.

Юмористичности происходящему добавляют тут и там оставленные Серебренниковым пасхалки: от надписей на стенах до корешков на библиотечных полках. Поэтому рекомендуем внимательно следить за всем, что появляется на экране. Каждая деталь здесь не случайна.

Ни на что непохожий визуальный язык

Нельзя не сказать о выдающейся работе оператора Владислава Опельянца. Фильм «Петровы в гриппе» — настоящий бенефис этого мастера, также снявшего две предыдущие ленты Кирилла Серебренников. Он кружит зрителя в безумном танце, чередуя длинные эпизоды, снятые в один дубль, с тихими домашними сценами от лица ребёнка. Он заполняет кадр неоном так, словно вот-вот на экране появится Джон Уик или Водила из «Драйва». Он ведёт зрителя за руку в местную Нарнию, но при этом ему даже не нужен платяной шкаф, настолько плавными и неожиданными смотрятся переходы из реальности в лихорадочный трип Петровых и обратно.

Петровы в гриппе 2021

В западной прессе встречаются мнения, что благодаря визуальному языку «Петровы в гриппе» можно назвать злым братом-близнецом «Амели». И знаете, в этом сравнении что-то есть. Те же лёгкость, изобретательность и непредсказуемость. Те же кинематографичность и визуальное богатство. Разве что на смену общей воздушности и легкомысленности тут пришли поездки на катафалке и много-много разнообразных убийств.

Стоит ли смотреть фильм «Петровы в гриппе»

Этот вопрос даже не стоит, если вы хотите лично увидеть один из главных фильмов года. Причём не только в отечественном кинематографе. Кирилл Серебренников, вооружившись богатым на детали и мысли текстом Алексея Сальникова, снял красивейшую фантасмагорию, в основе которой лежат дух и натура русского человека. Во всех их проявлениях: неприглядных и притягательных.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Эксклюзивные премьеры сентября от «Настрой кино!» Previous post Эксклюзивные премьеры сентября от «Настрой кино!»
Память Next post «Память» Апитчатпона Вирасетакула — созерцательная сказка с инопланетной Тильдой Суинтон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *