Вампирский блокбастер Роберта Эггерса «Носферату» наконец-то добрался до малых экранов и теперь все желающие могут посмотреть картину без цензурного вмешательства со стороны прокатчиков. На случай, если после просмотра у вас вдруг появится неконтролируемая жажда, мы подготовили целый ряд фильмов, способных утолить это кровожадное настроение. Но наш вам совет: не забывайте время от времени выходить на улицу и наслаждаться солнечным светом.
«Мартин» (1976)
Любимым из собственных фильмов Джордж Ромеро, прославившийся кино про зомби, называл, как ни странно, картину о вампире — «Мартин» 1976 года. Это по большому счёту инди-хоррор, с мизерным бюджетом и полной творческой свободой, снятый командой из девяти человек. И это один из тех фильмов, которые лучше всего передают дух и темы семидесятых — поиски себя, страх перед иглой, тотальное отчуждение, невозможность разобраться с прошлым.

По сюжету странный, асоциальный подросток Мартин приезжает жить к дяде, который уверен, что парень — Носферату, древний вампир Старого света. Что страшно, сам Мартин тоже в этом уверен и нападает на женщин постарше, выскакивая из темноты с иглой, чтобы усыплять их и пить их кровь. Картина Ромеро — одна из первых серьёзных попыток перевести вампиризм из плоскости символического в сферу психологического, своего рода фильм «Выпускник», только с крестами и чесноком. Стремление испить чужой крови больше не метафора сексуального желания, а само это желание — жертв Мартин насилует.
Это странное, очень печальное кино о противостоянии Носферату и местного Ван Хельсинга (собственно, дяди Мартина), в котором оба в известной степени отвергнуты миром и оба глубоко несчастны. Страшно смотреть на то, что творит «вампир» Мартин, но ещё страшнее его судьба — жизнь одинокого человека, для которого не находится другого способа коммуникации с людьми, кроме как пить их кровь.
«Дракула» (1992)
Если в большом «Мегалополисе» стало неуютно, то, возможно, путешествие в Трансильванию напомнит о славных былых временах и принесёт больше положительных эмоций. Откровенно говоря, нельзя выпускать подборку про вампиров, не упомянув хотя бы один из самых базовых фильмов о них. Поэтому было решено, что без «Дракулы» наш список не обойдётся! Тем более там великий Фрэнсис Форд Коппола у руля, невероятный Гари Олдман в кадре, а компанию ему составляют красивейшая Вайнона Райдер, легендарный сэр Энтони Хопкинс и молодой Киану Ривз (даже спустя три десятилетия подобный каст способен стать мечтой любого постановщика!).

«Дракула» — это, так сказать, «Носферату» Эггерса конца XX века. Классическая история о кровопийце, воплощённая на экране большим режиссёром в команде с шикарными гримёрами и костюмерами. Ремейк культовой немой ленты с современным взглядом, потрясающими актёрскими перформансами и отличным визуалом. Все эти характеристики легко отнести и к новому хоррору Роберта Эггерса, так что после просмотра «Носферату», если будет мало, можно смело включать один из последних безоговорочно великих фильмов гения Нового Голливуда.
«Упырь» (1997)
Штучный экшн-хоррор о вампирах в Кронштадте был обречен на статус культового ввиду своей самобытности. В упадочном кинематографе 90-х годов вампирская тема, скрещенная к тому же с вполне реальными бандитскими разборками, была не слишком популярной. В первое ещё никто особо не верил, а второе каждый день показывали по телевизору. Взаимосвязь никто не углядел, а в тему особо никто вдумываться не стал. Посмотрели, пожали плечами и отложили на полку. Вроде бы и есть на что поглазеть, но что-то не то.

Понять зрителей можно. Создатели «Упыря» пошли по пути максимального упрощения. Вампир перестал выглядеть как инфернальное существо, ночующее в гробу, а превратился во вполне обычного человека (сейчас Роберт Эггерс в «Носферату» повернул всё обратно). Только род занятий не сменил, а продолжает высасывать из людей жизнь, но другими способами. К такому ещё нужно было привыкнуть.
Но как раз от этой упрощенности в «Упыре» и веет ужасом. Тёмное стало трудно отличить от светлого. Солнечный свет перестал быть синонимом безопасности. Зло не различает больше дня и ночи и может встретить вас уже на пороге квартиры. Такого в новом российском кинематографе ещё не растиражировали. Как и образ безымянного и крутого героя Алексея Серебрякова. Он же почти как балабановский «Брат» приходит в эту хтонь, чтобы гнать нечисть деревянными кольями, не вынимая изо рта беломорины. Но город, как мы знаем — злая сила, полная ужасов и искушений. И здесь трудно остаться человеком.
«Тень вампира» (2000)
Есть легенда, согласно которой во время съёмок ленты «Носферату, симфония ужаса» Макс Шрек так вжился в роль, что люди после просмотра картины стали думать, будто актёр на самом деле вампир. Несмотря на всего лишь девять минут хронометража, зрителей крайне впечатлил леденящий душу образ графа Орлока. На этой легенде, собственно, и основан фильм «Тень вампира», где немецкого актёра-кровопийцу потрясающе сыграл Уиллем Дефо (а теперь, спустя четверть века, он перешёл на другую сторону и помогает в борьбе с тьмой).

Сюжет строится вокруг съёмок культового полотна, где режиссёр Фридрих Мурнау (Джон Малкович) пригласил неизвестного Макса Шрека, вжившегося в роль по методике русской сценической школы, поработать над фильмом. В процессе выясняется, что актёр — реальный упырь, которому нужна кровь главной героини. Постановщик Э. Элиас Мэридж переплетает на экране выдуманную историю с кадрами из ленты 1922 года, погружая зрителей в атмосферу мистики у истоков кинопроизводства. «Тень вампира» — не самая популярная история о кровопийцах, но её определённо стоит посмотреть хотя бы ради интересной легенды и экранного тандема Джона Малковича и Уиллема Дефо.
«Другой мир» (2003)
Те, кто помнит этот несколько потерявший свой блеск хит начала нулевых, вероятнее всего, в первую очередь думают о вампирше Селин (выдающаяся Кейт Бекинсейл), её кожаных нарядах и навыках в обращении с пистолетами. Естественно, двумя сразу. Однако отдельного внимания заслуживает незабываемый конспирологический сюжет о войне вампиров и оборотней, в которой последние в качестве крайнего средства решили создать гибрида — и вампира, и оборотня одновременно.

Этот нетривиальный, прямо сказать, ход приводит к самым неожиданным последствиям: вскрываются старые тайны, коррумпированность власти, неоднозначность истин, казавшихся простыми. В дополнение ко всему рушится идиллия патриархата: для своего времени «Другой мир» с его развенчанием идеала власти отца — крайне прогрессивный боевик. Или даже нуар, история разочарования в прошлом, в которой вместо обычных плащей — кожаные, вместо одного пистолета — два, вместо вечного сна — вечная жизнь.
Выйди «Другой мир» с его богатой, хотя и слегка абсурдной мифологией, в десятые, сейчас бы мы наслаждались уже пятым спин-оффом, например, про Александра Корвинуса. Однако фильм с его парой нелепых сиквелов (не считая великого второго), как всякий настоящий вампир, блеснул и ушёл в тень, оставшись памятником былой эпохи и одной из самых гламурных картин о кровопийцах.
«Сумерки» (2008)
При упоминании «Сумерек» принято смущённо отводить глаза, ведь франшиза обросла разными мемами, в которых высмеивают все: от игры актеров до сюжета. Поэтому признаваться в любви этому кино как будто неприемлемо. Хотя первая часть на самом деле не такая примитивная, как принято считать. И не стоит забывать, кому обязаны своими быстро взлетевшими карьерами Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон.
Первый фильм выгодно отличается от всех остальных прежде всего визуально: картина напоминает подростковую инди-драму с красивыми пейзажными съёмками и неповторимой атмосферой дождливого городка Форкс. Причём природа здесь не только фон, но и один из персонажей. А общее сумрачное настроение ленте даёт сине-зеленый цветокор — то, что уйдет из франшизы вместе с Кетрин Хардвиг после первого фильма.

Хардвиг оказалась единственной женщиной в режиссёрском кресле франшизы и, в отличие от других постановщиков, избегала объективизации и сексуализации героев. Более того, ей удалось довольно интересно рассказать относительно стандартную историю взросления благодаря смешению жанров (мистика, комедия, экшен и местами даже мюзикл, но без песен и танцев). А выразительные, порой до комичности, страдания героев компенсируются вполне естественными и живыми диалогами во время разных занятий.
Да, ощущение неловкости сопровождает нас всё время, напоминая, что мы смотрим всего лишь фильм про подростков, а наличие вампиров добавляет немного хоррор-вайбов, но только в самом начале. Сейчас, спустя 17 лет с выхода первой части, мы можем кривить душой и говорить, что просмотр «Сумерек» — это постыдное удовольствие. Но давайте откровенно: вампирский бейсбол под Muse и экшен-разборки в бальном зале всегда будут нашим «личным сортом героина». Кстати, в поп-культуре оставили след не только фильмы: книги Стефани Майер породили моду на любовные романы в формате «человек + монстр», поставив знак равенства между опасностью чудовищ и сексуальностью.
«Ночь страха» (2011)
Ремейк фильма ужасов 1985 года. Когда весь мир в большей степени наслаждался отношениями Эдварда и Беллы, в голову Крэйга Гиллеспи пришла идея создать совершенно новый взгляд на мир вампиров. Даже слоган был соответствующий: «Сумерки кончились. Рассвет не скоро».
Итак, перед зрителем история выпускника школы Чарли (Антон Ельчин), у которого насыщенная, но спокойная подростковая жизнь. Вот только рядом оказывается новый сосед Джерри (Коллин Фаррел), который явно что-то скрывает.

Многие восхищались тому, как был хорош Фаррел в роли плохиша (до появления Пингвина было ещё далеко), отмечали очаровательную небольшую роль Дэвида Теннанта, но большой любви на киноэкранах фильм, к сожалению, не сыскал. В итоге получилась неплохая вампирская комедия с замахом на что-то серьёзное и даже с полноценным сиквелом, который лучше бы и не снимали (но это уже совсем другая история).
«Выживут только любовники» (2013)
Прекрасно, когда ещё один фильм о вампирах привносит в этот поджанр новую грань. «Выживут только любовники» Джима Джармуша в этом действительно преуспели.

Эта история любви (буквально длящаяся веками) двух вампиров, Адама (Том Хиддлстон) и Евы (Тильда Суинтон), больше похожих на рок-звезд — с необыкновенной атмосферой, мрачная и печальная, но со свойственным Джармушу невозмутимым и особенным юмором. Магический реализм здесь не только дополняет повседневный мир, но и тонко исследует моменты повседневного человеческого существования с десятками отсылок к великим культурным явлениям: от литературы до музыки. В сочетании со сбивающим с ног саундтреком от SQURL и Йозефа Ван Виссема в этот необыкновенно красивый и притягательный фильм хочется погрузиться с головой, ну или с радостью подставить ему шею для укуса.
«Реальные упыри» (2014)
В 2014 году на сцену вышли Тайка Вайтити и Джемейн Клемент,с фильмом, который спас вампиров от клише. И гилти плеже для поколения, выросшего на любви к «Офису». Перед нами мастер-класс по тому, как сделать вампиров снова крутыми и популярными.

В основе лежит гениальная и простая идея: показать вампиров, которые, вопреки своим мифическим статусам, борются с самыми обычными проблемами. Ну и всё в стиле псевдодокументалистики. А вампирские анекдоты вроде «У меня очень давно не было смертных друзей. Проблема у них такая — любят умирать» заставляют хихикать даже тех, кто о вампирах и слышать не хочет.
Вдобавок ко всему каждый из героев — это не просто персонаж, а полноценная пародия на старые вампирские образы, что делает их такими запоминающимися. Но что действительно выделяет «Реальных упырей» среди других фильмов о вампирах, так это внимание к деталям. В каждой шутке, в каждом кадре ощущается знание и уважение к вампирскому лору. Здесь высмеивают жанровые клише, но делают это так изящно, что даже не удивительно, что и сериал на шесть сезонов вышел достаточно успешным. Вампиры могут быть нелепыми и до ужаса человечными. А, ну и конечно, «вампиром быть фигово, так что не верьте рекламе, ребята».
«Кровопийцы» (2021)
Если вам не знакомо имя режиссера Юлиана Радльмайера, то это в общем-то и неудивительно. Этого немецкого постановщика принято без колебаний относить к артхаусу. «Кровопийцы» — это уже третья по счету его полнометражная картина. В 2021 году она была удостоена специального приза жюри на ММКФ. Главный герой фильма — Лёвушка, советский актёр, сыгравший Троцкого в «Октябре» Сергея Эйзенштейна. После того, как политик сцепился в борьбе за власть со Сталиным, сцены с участием персонажа вырезали, а горе-артисту пришлось эмигрировать. Осев на курорте в Северной Германии, Лёва влюбляется в молодую графиню-вампиршу.

Сама по себе метафора, что властьимущие — это упыри, отнюдь не нова. Эти параллели проводили и до «Кровопийц», и после них. К примеру, Пабло Ларраин в своей картине «Граф» сделал Пиночета и Тэтчер натуральными вурдалаками. Но Радльмайер вместе с тем наполняет это сравнение философским содержанием. Об этом свидетельствует уже подзаголовок, который звучит следующим образом: «марксистская комедия про вампиров». По итогу получился забавный постмодернистский фарс, ничуть не уступающий сатирическим работам Эстлунда.
«Ренфилд» (2023)
В «Носферату» Эггерса актёр Николас Холт воплотил на экране роль Томаса Хаттера, агента по недвижимости, помогающего графу Орлоку приобрести особняк по соседству. Забавно, ведь британцу уже не впервой играть риэлтора на побегушках у знаменитого румынского вурдалака. Два года назад он появился в синонимичном амплуа в комедийной ленте «Ренфилд». Там он прислуживал Дракуле в исполнении бесовского Николаса Кейджа.

Критики в массе своей встретили фильм прохладно, но, как по мне, лента имеет крайне интересную концепцию, пускай реализация немного подкачала. Взаимоотношения упыря-начальника и его подчиненного можно охарактеризовать как абъюзивные. По сюжету герой Холта начинает посещать курсы групповой терапии по выходу из подобных союзов. Фильм представляет собой лёгкую и незамысловатую комедию с вкраплениями мелодрамы, ужасов и боевика. Конечно, местами «Ренфилд» получился откровенно китчевыми и трешовым, но для разового вечернего просмотра — самое то!
Кстати, подписывайтесь на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.