За первые полгода в мире кино произошло многое – Гай Ричи выпустил два новых фильма, Джеймс Ганн попрощался с киновселенной Marvel, Pixar в очередной раз облажались, а отечественный кинематограф вновь показал, что ему есть что предложить даже взыскательной публике.
Команда «После Титров» отсмотрела более 50 картин, вышедших в прокат или онлайн с января по июнь 2023 года и общим голосованием выбрала 10-ку лучших. Догадаетесь, кто оказался на вершине списка?!
10 место — Человек-паук: Паутина вселенных
Пока всё последнее супергеройское кино терпит крах и судорожно ждёт перезагрузки, детище Питера Рэмси, Родни Ротмана и Боба Персичетти по-прежнему крепко держится на плаву (или на паутине), взахлёб демонстрируя новаторские приёмы анимации и доказывая статус лучшей экранизации историй про дружелюбного соседа — Человека-паука.
Многоголосие паучьих вселенных порадует самых преданных фанатов — авторы учли всё везде и сразу, воскресив даже самых далёких прототипов Человека-паука (например, бунтующего британца Панка-паука или индийского Человека-паука Павитра Прабхакара).
В целом — это снова головокружительный, наэлектризованный нон-стоп аттракцион, где каждую минуту происходит забавная, технологичная, мультяшная суета. А в редких паузах, авторы, уже по-накатанной, опираются на вечные темы супергероики: о силе, ответственности, конфликте отцов и детей и поиске себя в быстро меняющемся мире (или мирах?).
9 место — Айта
Пока «Чебурашка» спасает российские кинотеатры от бедствия, а «Вызов» раздражает своим пафосом и продактплейсментом, якутское кино продолжает качественно делать свою работу – выпускать классные жанровые фильмы, которые не стыдно смотреть самому и советовать киноманам.
«Айта» в этом отношении прекрасный образец – залитый неоном и дождём экран поглощает при просмотре с головой, а экзистенциальные вопросы в тюремной камере, за рулём трактора да под прицелом вчерашних друзей и соседей приобретают какой-то особенный и такой знакомый нашему человеку характер.
8 место — Бескрайний бассейн
Интуитивные иносказательные триллеры – тот тренд, которого нам всем очень не хватало. И притча Брэндона Кроненберга, изящно совмещающая в себе некомфортную композицию «Мистера Робота» и хаотично-экстравагантные образы Гаспара Ноэ – яркое тому подтверждение.
Экспрессивная мимика Александра Скарсгарда (напоминающая нам, за что мы любим эту династию), сексуальная чокнутость принцессы авторского кино Мии Гот, отель, в котором происходит какая-то чертовщина (привет, Шьямалан!), ужасающие маски, которые слегка удивляют прямолинейностью символизма – всего этого, как будто, слишком много, но, на самом деле, в самый раз.
Такое кино не смотрят ради истории. Это похоже на рассуждения со слегка подвыпившим другом на балконе приятной квартиры в летний вечер о том, как устроен мир.
Если засмотрели Ари Астера до дыр, то почему бы и не глянуть «Бескрайний бассейн», а потом и в реальности не обсудить его с товарищами?
7 место — Солнце мое
«А теперь не смотри» от мира семейных мелодрам. Давно понятно, что британцам лучше всего почему-то удаются именно фильмы на выезде — отпуск, командировка, очередная миссия в любой части бондианы — но «Солнце мое» выделяется даже в этом гордом ряду.
Это одновременно печальное и крайне уютное кино о том, как повзрослевшая девочка возвращается к детским воспоминаниям, чтобы обнаружить, как радостное смешалось с грустным, и как ничего из этого не вернуть (особенно — отца, который ушёл, оставив после себя всё, что может оставить человек — то есть смешные видео и поблекшие воспоминания).
Все привычные ингредиенты смешаны в картине в необычных пропорциях, и даже несколько приевшиеся вода, солнце, тема памяти, поэтический монтаж и песня Losing My Religion выглядят неожиданно свежо, хотя ожидаемо печально. Но ценно это кино тем, что не обещает, как остальные фильмы жанра coming of age, что все мы в этой жизни найдёмся и спасёмся, а вглядываясь в лица, стены и детские бассейны, честно признает, что все — и мы, и вы, и они — потеряны абсолютно и, в общем, окончательно, а что с этим делать не знают ни дети, ни подростки, ни тем более их родители.
6 место — Air: Большой прыжок
Фильма Бена Аффлека «Air: Большой прыжок» – это как наглядная иллюстрация понятия «американская мечта» или экранизация культовой фразы Just do it! Это фильм, в котором мечтатели творят историю на глазах у всех.
Идеальное погружение в атмосферу, вдохновляющая история, изнанка спортивной индустрии – «Air: Большой прыжок» – это тот фильм, который не нужно пересказывать, его нужно смотреть. А затем может прикупить себе пару новых кроссовок…
5 место — Джон Уик 4
Монументальный экшн. В способности прыгнуть через свою же голову Чад Стахелски снова преуспел. Не даром – каскадёр.
Высший класс операторской работы, культ боевых искусств и полифония оммажей ко всем героям классических боевиков (от Брюса Ли до Клинта Иствуда) поставили боевик на совершенно новую ступень, куда за Стахелски будут тянуться остальные.
Образцовое жанровое кино с философией созерцания и рубленными цитатами из Бусидо. Бондиановский размах: от холодного неона Осаки до оранжевого восхода солнца в Париже. Почти три часа для таких упражнений, конечно, многовато, поэтому часть боевых сцен калькирует самих себя, превращаясь в файтинг-порно, но в ключевых моментах — это настоящая увертюра.
При этом постановщик не забывает смягчать смачные удары саркастическими ухмылками, лишний раз напоминая зрителю, что так в жизни не бывает и воспринимать слишком серьёзно — себе дороже. Пиджачком от града пуль не укроешься. Это всего лишь кино, не более. Но какое!
4 место — Тихий садовник
Со времён дебютного сценария — для культового фильма «Якудза» режиссёра Сидни Поллака — Пол Шредер поленился не то что новый сюжетный ход придумать, но даже и какую-нибудь новую мораль, и именно в этом, как ни странно, главная ценность его картин.
Для Шредера — как последнего действительно большого американского экзистенциалиста — это не самоповтор, а искренняя попытка донести всё-таки выстраданные истины. В частности, что искупления может быть достоин каждый.
В «Тихом садовнике» — финале тематической трилогии о молчаливых мужчинах, столкнувшихся одновременно со своим прошлым и со своим будущим, и не знающих, что в такой ситуации делать, — Шредер ещё и вопреки обыкновению оптимистичен. Это очень красивое кино о садах и нацистах, и о том, что в огороде, как и в жизни, — важно, конечно, что посеешь, но вот с тем, что пожнёшь, поможет только чудо.
3 место — Вавилон
Одна из самых распространённых тем Голливуда в последние годы – когда киношники снимают про киношников. Иногда выдуманных, иногда реальных, иногда классических, иногда современных. И «Вавилон» имел все шансы потеряться на фоне остальных подобных картин. Но почему-то не теряется.
Возможно, дело в разнообразном и очень талантливом актёрском ансамбле. Возможно, сценарные юмор и фарс мастерски разбавляют совершенно стандартные ходы. Возможно, Дэмиен Шазелл просто хорошо понимает, что он делает.
Но «Вавилон», окунаясь в самые дебри неприглядной и разнузданной киношной изнанки, совершенно точно имеет собственное лицо. А не это ли сейчас залог успеха – индивидуальность?
2 место — Стражи Галактики. Часть 3
Marvel Studios переживает далеко не лучшие времена. Последние проекты зрители ругают всё больше и больше, ведь повестка в них преобладает над содержанием, но на этом фоне шикарно удалось выделиться прощальной картине Джеймса Ганна «Стражи Галактики. Часть 3». Триквел поставил точку в истории этой команды и подарил зрителям ураган эмоций.
Это очередное доказательство, что интерес к супергероям ещё жив, ведь главное, чтобы сделана картина была качественно и с душой. Не обязательно иметь в арсенале Бэтмена, Флэша или Человека-паука, чтобы привлечь зрителей в кино, ведь команду можно слепить и из аутсайдеров, где главным героем окажется енот. Остаётся добавить хорошей музыки, смешать комедию и драму, подкинуть пару тем для размышления, украсить спецэффектами и, вуаля, блюдо от шефа, которым все восхищаются, готово.
1 место — Улица ржи
«Уморительно изобретательный современный британский ромком» (с) Rolling Stone
«Солнечный ромком южного Лондона попадает в точку» (с) The Guardian
«Это тёплая, весёлая, моментально располагающая к себе история» (с) Empire
Об этом хите Sundance раструбили во многих мировых СМИ, и почти все единодушно сошлись во мнении, что фильм удался. И с этим сложно поспорить. В нём каким-то причудливым образом гармонично слились классическая формула ромкома про случайное знакомство родственных, в общем-то, душ, юмор и проблемы современного поколения, преимущественно общающегося в соцсетях и мессенджерах и для которого важно отсутствие токсичности и «красных флажков», и бесконечная любовь к кино.
Использование неоновых и пастельных цветов, а также объектива «рыбий глаз» придаёт фильму ощущение волшебной сказки, а присутствие Колина Фёрта в уморительном камео – это словно передача эстафеты от прошлого поколения к поколению будущему. С такими фильмами это будущее есть у всех нас, поклонников хорошего кино.
Фильм «Улица ржи» очень порадовал!) Некоторые кадры и ракурсы нестандартные, от чего смотреть было только интереснее.