Ридли Скотт – удивительный режиссёр. Он способен напугать зрителя триллером в космосе, поразить историческим полотном, растрогать романтичным роуд-муви и даже заставить плакать откровенно неудавшимся и тоскливым фильмом. Ажиотаж вокруг «Наполеона» вдохновил нас составить свой топ любимых картин человека, пославшего Антона Долина.
Дуэлянты (1977)
Первый опыт Ридли Скотта в игровом кино и сразу «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля в 1977 году. В «Дуэлянтах» Скотт сразу продемонстрировал свой уникальный почерк, так легко узнаваемый впоследствии. Картина рассказывает о двух французских офицерах, устроивших длительную дуэль из-за какого-то пустяка (хотя какие могут быть «пустяки» во Франции в эпоху правления Наполеона?). Первоначальная несдержанность и горячий пыл в итоге приводят к дуэли длиной почти в целую жизнь, где не будет ни победителей, ни проигравших. Да причину, по прошествии времени, уже никто не сможет вспомнить.
Снятые на натуре за небольшие деньги и сложные в производстве и пост-продакшене «Дуэлянты» стали настоящим хитом и удачным дебютом Скотта в кино. Невероятно красивая, почти декоративная и немного меланхоличная картина, умиротворяющая живописной натурой, умело нагнетает саспенс в сценах схватки двух солдат одной армии, каждый из которых вызывает одинаковую симпатию, благодаря отличным актёрским работам Харви Кейтеля и Кита Кэрредина.
Чужой (1979)
До того как Джеймс Кэмерон снял один из лучших сиквелов, а Дэвид Финчер дебютировал в кино, Ридли Скотт создал шикарный клаустрофобный триллер о том, как экипаж корабля пытается избавиться от ксеноморфа-безбилетника в безграничном космосе, где неоткуда ждать помощи. Первый «Чужой» — шедевр кинематографа, подаривший зрителям одну из лучших сильных женщин в лице лейтенанта Рипли в исполнении Сигурни Уивер. В то время, когда, казалось бы, все вокруг еще очень долго будут сходить с ума по «Звёздным войнам» и романтизировать космические путешествия, Скотт запустил совершенно иную франшизу, где эти одиссеи не сулят людям ничего хорошего.
Спустя почти четыре с половиной десятка лет оригинальный «Чужой» — всё ещё одна из важнейших работ постановщика, обросшая множеством прочтений и интерпретаций. Тогда режиссёр ещё не так яро следовал «Заветам» и создал отличное кино об одиночестве в космосе и его пугающей неизвестности. Ридли Скотт пытается понять природу человека (твист с андроидом великолепный) и поразмышлять о нашем месте в этой Вселенной. Но даже спустя столько лет до сих пор до конца непонятно, кто же всё-таки в космическом пространстве тот самый чужой: ксеноморф или человек?
Бегущий по лезвию (1982)
В мире недалекого будущего репликанты выполняют за людей всю чёрную работу, пока люди – нет бы наслаждаться жизнью – спиваются, думают о смысле и страдают от последствий экологической катастрофы. «Бегущий по лезвию» – это великий нуар «Мальтийский сокол», помещенный в футуристичный мир будущего без будущего. А ещё это лучшее на свете кино о любви, смерти и роботах. Сюжет о том, как детектив влюбился в femme fatale, а она оказалась не той, за кого себя выдавала, известен, наверное, каждому, в чьих руках хоть раз побывал пульт. Но у Скотта вышло наполнить эту историю совершенно новым содержанием: не тем, кем кажется, выступает не только femme fatale (замечательная Шон Янг), но и детектив (великий Харрисон Форд в одной из лучших своих ролей), и мир вокруг.
В этом путаном детективе погоня за сбежавшими с рудников на волю репликантами оборачивается путешествием, в общем-то, внутрь себя. Одиссея Харрисона Форда по неоновым переулкам, странным фабрикам и барам в какой-то момент притворяется лавстори, чтобы с ещё большей силой поставить основные вопросы картины: а что, если ты любишь репликанта? А что, если ты сам репликант? И что дальше? Как узнать человека? А как узнать, что ты человек?
Главная тема фильмов Скотта (дуэль и противостояние) всплывает здесь в том же ключе: кто и кому противостоит? Люди репликантам или, в конечном счете, человек человеку? Но даже если ответ на этот вопрос не найти, «Бегущий» ведь и попросту зрелищный, изобретательный и захватывающий киберпанк, который стоило бы показывать регулярно во всех кинотеатрах. Это кино для большого экрана и, вероятно, главное наследие большого режиссёра Скотта, ведь так, как здесь, машины в восьмидесятые больше нигде не летали.
Тельма и Луиза (1991)
«Тельма и Луиза» – лента немного выбивающаяся из фильмографии Ридли Скотта, которого в начале 90-х потянуло в жанр роуд-муви. Хотя многие герои его фильмов так или иначе находятся в состоянии движения, начиная, продолжая или заканчивая свой путь. Будь то космос («Чужой»), криминальные районы Нью-Йорка («Гангстер»), арена гладиаторов («Гладиатор»), а то и вовсе бег по острому лезвию.
В этом смысле картина «Тельма и Луиза» более прямолинейная и преисполненная романтическим очарованием, духом свободы, независимости и отчаянным побегом из душного плена бытовой повседневности (над которой, впрочем, Скотт, кажется, насмехается сильнее, чем следовало бы). Это не первый раз, когда режиссёр встаёт на сторону женщин, но, пожалуй, единственный, где героиням картины уже не нужно добираться до конечного пункта. Их путешествие всё ещё продолжается.
Виталий Гизатуллин
Гладиатор (2000)
Приурочить материал к выходу «Наполеона» и не упомянуть «Гладиатора» было бы настоящим преступлением. Во-первых, оба фильма — монументальный эпик, а во-вторых, и там, и там блистает шикарный Хоакин Феникс (правда теперь он на первом плане). В начале нулевых Ридли Скотт пошёл на очень рискованную авантюру и буквально вдохнул новую жизнь в пеплумы, считавшиеся никому не интересными в то время. Если бы не «Гладиатор», то, возможно, и не увидели бы мы «Трои» и «Александра». Картина стала по-настоящему революционной в жанре.
Режиссёр поставил во главу картины человека (вместо бога), не поскупился на зрелищность (но при этом не забыл про реалистичность) и смешал авторское высказывание с оболочкой блокбастера. «Гладиатор» выиграл целых пять «Оскаров» (невероятный Рассел Кроу забрал статуэтку за главную роль) и стал хитом проката, а также показал, что народ всегда в восторге от хлеба и зрелищ, и неважно, в какой эпохе мы находимся. Главное, чтобы это было качественно и интересно.
Евгений Белоусов
Великолепная афера (2003)
Больше эпиков дядя Ридли любит экранизировать книги. «Великолепная афера» яркое тому подтверждение. Рубеж веков был золотым временем в творчестве Ридли Скотта. Даже «Чёрный ястреб», похоронивший карьеру Джоша Хартнетта, не пошатнул уверенность Отца всех Чужих. Тогда же Скотт выпускает фильм «Люди как спички», который у нас локализовали как «Великолепная афера». Камерная драма с ностальгией по 70-м про мошенника, которого безупречно сыграл Николас Кейдж, а талантливо подыгрывали ему мой любимый Сэм Рокуэлл и красотка Элисон Ломан.
Слегка затянутая, но при этом обаятельная кинокартина, к сожалению, вышла довольно тихо, потерявшись среди других, более динамичных и кассово успешных, криминальных драм и редко вспоминается в разговоре о Ридли Скотте. Хотя история о том, что есть настоящее счастье и что есть исцеление, очень хорошо отрефликсирована в фильме. А после концовки сюжет хочется размотать обратно и увидеть все оставленные подсказки. В 2013 году выйдет фильм «Лучшее предложение» и вобьёт финальный гвоздь в гроб зрительской любви к «Великолепной афере», но это, на мой взгляд, ни капли не умаляет блистательной актёрской игры и интересных режиссёрских находок, которыми Ридли Скотт ещё воспользуется.
Эллина Черникова
Прометей (2012)
Экспедиция исследователей, профинансированная сомнительными капиталистами под руководством Гая Пирса, прибывает на таинственную планету, где, возможно, когда-то зародилась человеческая цивилизация. Поскольку это приквел «Чужого», понятно, что ничего хорошего героев там не ждёт, но и плохое сводится совсем не к ксеноморфам.
В 1979 году Ридли Скотт напугал всех чёрным пятном в тёмной комнате. Клаустрофобным ужастиком об одиночестве в космосе. В 2012-м он доказал, что способен напугать любого при свете дня и в открытых пространствах (хотя мы и не сомневались, конечно), и что нет в конечном счёте штуки более возвышенно жуткой, чем библейский эпос в космосе.
Конечно, главное и в «Чужом», и в «Прометее», и в других лучших хоррорах не скримеры и не тени в конце коридора, а умение поставить серьёзные вопросы. У «Прометея» с этим всё хорошо: это очень любопытное рассуждение о том, что порой лучше не знать, кто же мы всё-таки и откуда. О том, что экзистенциальные вопросы, заданные не в то время и не в том месте, слишком легко оборачиваются экзистенциальной угрозой.
«Прометей» сюжетно повторяет «Чужого», но кино о победе над смертью переиграно здесь как история о том, что жизнь может быть гораздо страшнее. И в конечном счете главный вопрос, с которым оставляет нас Скотт, совсем не в том, как победить чужих, а в том – как жить, если итогом поисков смысла жизни оказалось то, что и смысла нет, и прежней жизни уже не будет. Иначе говоря, как жить, зная, что в космосе человечество никто, может быть, не любит?
Иван Киляков
Марсианин (2015)
После откровенно провального «Исхода: Цари и Боги» мало кто ждал от Ридли Скотта режиссёрского «вау». Да и в целом к 2015 году зритель как будто бы слегка устал от серьёзной научной фантастики, отдавая предпочтения фильмам-аттракционам.
Однако «Марсианин» удивил как любителей космо-экшена, так и поклонников сельского хозяйства. И я тоже очень его люблю!
Талантливая экранизация без библейского подтекста (который крайне типичен для сегодняшнего Скотта), звёздный актёрский состав во главе с Мэттом Деймоном, которого уже в третий раз бегут все спасать, и невероятная марсианская эстетика, снятая на просторах Вади-Рам – всё это шестикратно окупило создание фильма и сделало историю про Робинзона Крузо в космосе самым коммерчески успешным проектом Ридли Скотта.
Свойственная для постановщика пафосность здесь гармонично подсветила эпичные сцены, а хорошо прописанный сценарий, основанный на хорошо написанной книге, дарит нам интересные конфликты, раскрывающие главного героя и второстепенных персонажей. Здесь режиссёр нам демонстрирует, что всё ещё может в искренность без синдрома Бога. И даже, как будто, верит в человечество… (В «Чужом: Завет» этого ощущения уже не будет).
Эллина Черникова
Последняя дуэль (2021)
«Последняя дуэль» оказалась очень амбициозным проектом. Казалось бы, что может быть сложного в экранизации задокументированного исторического эпизода? Но Ридли Скотт решил добавить изюминки и сделал свой вариант «Расёмона». У нас есть три героя, и каждый, вспоминая произошедшие события, дополняет или добавляет контекст к рассказам других персонажей. Получилось ли у него? Да, однозначно. Кино очень интригующее и интересное. Хотя нельзя не отметить два момента, за которые Скотта ругали.
Во-первых, это приличные вольности в исторических аспектах (половинчатые шлемы, хоть и очень красиво выглядят, от копья в глаз не защитили бы никакого французского рыцаря). Во-вторых, добавление тезисов современной феминистической повестки, которая может смутить пуристов. Однако ни тот, ни другой минус не делают картину менее впечатляющей и интригующей. В конце концов, кино не обязано следовать букве исторических документов и может использоваться именно для самовыражения режиссёра и сценариста. Вот уж кто постарался, так это они. Ну и операторы с монтажёрами огромные молодцы, ничего не скажешь.