Культовый фильм 1994 года «Ворон» (The Crow) режиссёра Алекса Пройаса о человеке, вернувшемся из мёртвых, чтобы отомстить за свою смерть и убийство невесты, был омрачён трагедией. Брэндон Ли погиб в результате несчастного случая на съёмках всего за несколько дней до их окончания. Об этом факте знают многие, но есть несколько вещей, которые вы могли не знать о фильме. О них и пойдёт речь.
«Ворон» основан на комиксе, который вдохновлён двумя трагедиями
В 1981 году 21-летний Джеймс О’Барр рисовал боевые уставы для морской пехоты, когда решил создать «Ворона». Он надеялся, что это поможет ему справиться со смертью невесты, которую убил пьяный водитель.
О’Барр в интервью The Baltimore Sun в 1994 году рассказывал:
Я перепробовал все способы преодоления депрессии: злоупотреблял наркотиками, ходил в клубы или на вечеринки каждую ночь и просто пытался как можно дольше держать себя в оцепенении.
В конце концов, мне хватило ума понять, что это тупик, и я подумал, что, возможно, записав что-то на бумаге, я смогу изгнать из себя часть этого гнева.
Ключевым моментом в создании сюжета комикса стала другая трагедия. Примерно в то же время О’Барр услышал историю о паре, убитой из-за обручального кольца.
Я подумал, что это нелепо: кольцо за 30 долларов, две жизни, потраченные впустую. Это стало началом фокуса, идеей, что может существовать любовь настолько сильная, что она может преодолеть смерть, что она может отказаться от смерти, и эта душа не успокоится, пока не сможет все исправить.
Джеймс О’Барр
Интерес к превращению комикса в фильм возник сразу
Комикс «Ворон» дебютировал 1 февраля 1989 года. Вскоре после выхода второго номера к О’Барру, который в то время занимался кузовным ремонтом, обратился молодой режиссёр, заинтересованный в покупке прав на «Ворона» за единоразовый платёж. Планировалось, что он будет включать все права на всех носителях без ограниченного срока.
Деньги были неплохими, поэтому О’Барр собирался принять предложение. Но друзья убедили его проконсультироваться с голливудским агентом, который посоветовал ему не продавать права на комиксы в таком формате.
Когда выходил третий номер, О’Барр познакомился со сценаристом Джоном Ширли и продюсером Джеффом Мостом, которые очень хотели превратить комикс в фильм.
Их энтузиазм убедил меня в том, что фильм будет сделан правильно. Даже учитывая, что суммы были меньше, чем мне предлагали ранее, это был лучший шанс, что фильм окажется тем, что я захочу посмотреть. Я просто последовал своим инстинктам.
Джеймс О’Барр
Сценарист Джон Ширли и продюсер Джефф Мост внесли изменения в образ антигероя
Ширли и Мост сразу же приступили к работе, адаптируя сюжет «Ворон» для больших экранов. Они внесли несколько изменений, преуменьшив употребление Эриком наркотиков и выдвинув на первый план любовную историю. Также они сделали ворона настоящей птицей, а не просто плодом фантазий Эрика, как в комиксе.
Независимый продюсер Эдвард Прессман согласился помочь снять фильм, и в течение следующих двух лет Ширли оттачивал сценарий. Он добавил старшего брата для Сары (версия персонажа из комиксов), девушку с матерью-наркоманкой, которая подружилась с Эриком, и так далее.
В конце концов, О’Барр решил, что творческая группа зашла слишком далеко со своими изменениями, и создал 10-страничный набросок, объясняющий мотивы его персонажей, чтобы вернуть их к оригинальным идеям.
Вскоре после этого за работу над сценарием взялся специалист по хоррорам Дэвид Дж. Шоу («Техасская резня бензопилой 3: Кожаное лицо», «Зубастики 3», «Кошмары Фредди»), который сказал Прессману, что Эрик Дрейвен должен быть «готическим, рок-н-ролльным Терминатором».
Шоу сократил количество злодеев, дал оставшимся чёткую иерархию и добавил «Ночь дьявола» в качестве мотивации первоначального нападения на Эрика и его невесту. «Просто чтобы придать злодеям более эзотерический характер», – сказал он в интервью для документального фильма о съёмках «Ворона».
Приняв такое решение, сценарист также обосновал место событий – Детройт, город, где регулярно происходят пожары и массовые беспорядки в ночь перед Хэллоуином.
Продюсеры знали, кого хотят видеть режиссёром и исполнителем главной роли
Прессман предложил поставить «Ворона» Алексу Пройасу, австралийскому режиссёру, который на тот момент снимал музыкальные клипы и рекламные ролики, но не художественные фильмы. Хотя Пройас был очень востребован в Голливуде, он ждал подходящего проекта, и «Ворон» оказался именно таким. Он подписал контракт в 1991 году.
Сначала продюсеры на роль Эрика Дрейвена рассматривали музыкантов, среди которых был Чарли Секстон, рокер из Техаса. Но в итоге их выбор пал на Брэндона Ли. На тот момент Ли – сын знаменитого актёра и мастера боевых искусств Брюса Ли – снялся в нескольких фильмах, но прорывной роли у него не было.
Мы рассматривали несколько известных актёров, и нас беспокоило, что некоторые из них не обладают атлетическими способностями. У других были спортивные способности, но не актёрские таланты. Брэндон объединил в себе всё необходимое. Когда он вошёл в наш офис, мы сразу поняли, что у нас есть Эрик Дрейвен.
Эдвард Прессман
Брэндон Ли корректировал сценарий и попросил убрать одного персонажа
Как только Ли подписался на главную роль в «Вороне», он прочитал комикс и предложил внести корректировки.
После того как сценарий был написан, мы с Алексом [Пройасом] вернулись к комиксу и попытались найти в нём те моменты, которые не вошли в сценарий.
Брэндон Ли
Пройас серьёзно относился к замечаниям Ли и часто включал его изменения в сценарий. В частности, он вырезал одного суперзлодея, азиатского персонажа, который хотел украсть силы Эрика, и которого Ли считал стереотипным.
Макияж не был вдохновлён KISS и был проблемой для создателей
Ходят упорные слухи, что грим Эрика Дрейвена был вдохновлён Элисом Купером или группой KISS, но О’Барр их отрицает. На ComicCon в 2009 году автор рассказал, что визуальный образ Ворона был создан на основе маски марионетки, которую он увидел нарисованной на театре в Лондоне:
Я подумал, что было бы интересно изобразить это болезненное лицо с насильно нарисованной улыбкой.
Независимо от того, что послужило вдохновением для создания грима, сделать его правильно было очень сложно. На нанесение грима, который мог держаться часами, уходило от 35 минут до часа. Художник по спецэффектам Лэнс Андерсон даже создал резиновую маску с прорезями, чтобы рисунок линий вокруг глаз и рта был равномерным.
Дэвид Патрик Келли купил для съёмок старинный экземпляр «Потерянного рая»
Некоторые из актёров, сыгравших злодеев в «Вороне», проходили тренировки, чтобы изобразить своих героев. Например, Лоуренс Мэйсон работал с координатором каскадёров Джеффом Имадой, чтобы научиться реальным приёмам боя на ножах и сыграть Тин-Тина.
Другие надевали костюмы: Майкл Масси, сыгравший Фанбоя, носил наряды, вдохновлённые Игги Попом, а некоторые луки были взяты прямо из комикса.
Дэвид Патрик Келли, сыгравший Ти-Бёрда, чтобы вжиться в образ, использовал…литературу! Во флэшбеках его герой цитирует Джона Мильтона. Келли купил старинный экземпляр книги «Потерянный рай», чтобы использовать его в этих сценах.
Во время съёмок использовались реальные вОроны
Дрессировщик Ларри Мадрид подготовил для съёмок пять воронов. Поскольку «Ворон» снимался ночью, когда птицы спят, ему пришлось приучать их к этому, а также заставлять их летать под дождём (что также неестественно для этих птиц). Одного из воронов пришлось приучать к тому, чтобы он мог спокойно сидеть на плече Ли.
На съёмках было использовано множество ухищрений
У «Ворона» не было огромного бюджета, поэтому создатели фильма иногда прибегали к хитростям, чтобы получить нужные кадры. Так, в начальном эпизоде, где показан горящий город, использовались миниатюры и проекционные технологии.
Мы приложили немало усилий, чтобы спроецировать пламя на миниатюрные декорации. У нас был установлен экран, чтобы делать это в несколько заходов. Это были самые ранние дни цифровых изображений, и у нас не было денег на их использование, поэтому мы старались делать всё гораздо более оптическим способом.
Алекс Пройас
По его словам, в одном из знаковых эпизодов, где Эрик бросает кучу колец в ствол ружья и стреляет из него, Пройас «снял, как несколько огромных колец падают на камеру сквозь клубы дыма. Из-за того, как это снято, вы действительно думаете, что видите кучу колец, которые были брошены в ружье».
У студии не было денег и места для съёмок автомобильной погони, поэтому вместо этого они использовали миниатюры. А финальное противостояние на крыше между Эриком и главным злодеем Топ Долларом (Майкл Уинкотт) снималось не на крыше церкви, а на модульных конструкциях, установленных на полу саундстейджа, которые были сделаны так, чтобы выглядеть как готический собор.
Они также использовали спецэффекты
Для сцены, в которой ворон нападает на Мику (Бай Лин), мастера по эффектам построили механическую птицу, у которой двигались крылья и когти.
Для сцены, в которой Эрик получает ранение в руку и она заживает, также были изготовлены механические руки. Об этом рассказывал Лэнс Андерсон:
В итоге мы сделали так: закрыли руку до дырки от пули, а затем взяли наполнитель и заполнили отверстие, чтобы оно полностью закрылось и исчезло, как при стоп-моушене.
Они также создали полный манекен Топ Доллара, чтобы использовать его в кульминационной сцене драки, где злодей насаживается на рог горгульи.
Автора оригинального комикса Джеймса О’Барра можно увидеть в фильме
Он играет роль мародера, который крадёт телевизор после взрыва в ломбарде Гидеона.
Съёмки преследовали неудачи, вплоть до трагической гибели Брэндона Ли
Актёры и съёмочная группа работали долгими, изнурительными часами, под дождём и ночью, на съёмках «Ворона», которые почти с самого начала были сопряжены с неудачами.
В феврале 1993 года плотник получил серьёзную травму, когда кран, на котором он работал, задел линии электропередач. Той же ночью загорелся грузовик с оборудованием. Один из строителей случайно проткнул себе руку отвёрткой. Затем, в марте, ураган разрушил некоторые декорации.
31 марта 1993 года снимали флэшбек, который показывал, как Эрик умирает. Когда он входил в квартиру, которую делил с Шелли, и обнаруживал, что её насилуют и избивают прихвостни Топ Доллара, а Фанбой доставал свой .44 Magnum и стрелял в него. Вот что писал о случившемся журнал People:
По сценарию нужно было показать крупным планом заряженное оружие. Съёмочная группа, следуя стандартной процедуре, использовала холостые пули, которые представляют собой не что иное, как пули без пороха. Когда крупный план был закончен, пистолет разрядили, а затем снова зарядили холостыми. Они звучат так же громко, как и настоящие, но при выстреле из пистолета выбрасывается только безвредный картонный наполнитель, которым они набиты. Однако на этот раз действия были далеко не безопасными. Масси нажал на курок, и Ли рухнул на землю с дырой размером с четвертак в правой нижней части живота.
Съёмочная группа не поняла, что Ли ранен, пока Пройас не сказал «Снято!», и актёр не встал. Его срочно доставили в больницу, но врачи не смогли его спасти. Ли умер днём того же дня, ему было всего 28 лет.
Потребовалось некоторое время, чтобы выяснить, что произошло, но, по данным The Telegraph, и муляжи пуль, и холостые патроны, использовавшиеся на съёмках, «были изготовлены наспех, путём удаления пороха из настоящих пуль, так как члены съёмочной группы испытывали дефицит времени».
После несчастного случая компания Paramount, которая согласилась распространять фильм, отказалась от участия в проекте, оставив его в подвешенном состоянии (в итоге картину взяла Miramax).
Продюсеры, с разрешения семьи Ли, хотели закончить фильм, и после шестинедельного перерыва, связанного с тяжёлой утратой, актёры и съёмочная группа вернулись в Уилмингтон, чтобы завершить съёмки «Ворона».
Уголовное дело по факту смерти Ли так и не было возбуждено, но его мать, Линда Ли Кэдвелл, подала иск против продюсеров и производственной компании, который в итоге был удовлетворён.
В 2005 году Масси впервые рассказал о несчастном случае:
Этого совершенно не должно было случиться. Я даже не должен был брать в руки пистолет, пока мы не начали снимать сцену, и режиссёр не изменил её. После этого я просто взял отпуск на год, вернулся в Нью-Йорк и ничего не делал. Я не работал. То, что случилось с Брэндоном, было трагической случайностью… Я не думаю, что с таким можно смириться.
После смерти Ли сценарий был переработан, а один персонаж вырезан
Через месяц после смерти Ли Прессман и Пройас начали переписывать сюжет, в итоге представив, по словам Entertainment Weekly, «эмоционально смягчённый, переработанный сценарий».
Создатели предпочли использовать незаконченные сцены Ли в монтаже, а одного персонажа вообще убрали – Ковбоя-Черепа, которого сыграл Майкл Берриман, проводника, излагавшего правила возвращения Эрика в мир живых.
Алекс Пройас рассказывал, что вырезал персонажа по нескольким причинам:
Я никогда не был доволен этой линией… Я чувствовал, что она снижает стандарты фильма, делает его немного пошлым. Но ещё я чувствовал, что этот персонаж был лишним. Я чувствовал, что зрители понимают, что происходит, им не нужно, чтобы кто-то рассказывал, что происходит, а, похоже, именно эту функцию он и выполнял. Кроме того, нам удалось снять с ним только одну сцену, были запланированы ещё две, которые мы не успели снять. Отказаться от персонажа было простым решением.
В итоге рассказы Ковбоя-Черепа заменили на повествование Сары, а Эрик становился уязвимым только тогда, когда ранили ворона.
После смерти Ли для завершения фильма были использованы новейшие визуальные эффекты
Помимо того, что Ли заменяли дублёры, а сами сцены снимались в тени, для заполнения некоторых пробелов была привлечена VFX-компания Dream Quest Images. Используя кадры с Ли из других эпизодов, компания завершила работу над семью сценами.
В одном из эпизодов, где Эрик входит в свой заброшенный лофт, Dream Quest взяла кадр Ли, спотыкающегося в переулке, и удалила фон; добавив матовую картину дверного проёма, они смогли создать впечатление, что он действительно идёт в свою квартиру.
В другой сцене, где Эрик видит себя в разбитом зеркале, Dream Quest снова выделили Ли из другого момента. Используя в качестве ориентира снимок двойника перед разбитым зеркалом, они смогли создать сетку, которая позволила им наложить изображение Ли на зеркало.
Ещё более необычно то, что компания сделала это на ручных кадрах – далеко не так, как было принято в те времена. Обычно такие кадры были тщательно спланированы, поставлены и сняты устойчивой камерой. Справиться с этой задачей студии помогло только что разработанное программное обеспечение для отслеживания изображений.
Руководство компании опасалось, что зрители не поймут фильм
На первых же пробных показах два-три человека из 300 спрашивали: «Почему именно Эрик Дрейвен может вернуться с такими способностями? Почему он может вернуться из мёртвых?»
Алекс Пройас вспоминал, что в то время это было очень важно для всех, но сейчас, когда мы смотрим фильм, это просто смехотворно.
«Ворон» стал хитом
Фильм «Ворон» вышел на экраны 13 мая 1994 года и в первые же выходные стал фильмом номер один в Америке. Критики, в том числе Роджер Эберт и Питер Трэверс из Rolling Stone, высоко оценили картину. Общие сборы проекта на внутреннем рынке составили почти 51 миллион долларов.
О’Барр пожертвовал большую часть прибыли от фильма на благотворительность
Джеймс О’Барр купил своей маме машину и систему объёмного звучания для себя, а остальное пожертвовал:
Я дружил с Брэндоном, поэтому для меня это были просто кровавые деньги. Я не хотел наживаться за его счёт. И я хранил этот секрет так долго, как только мог. Это не благотворительность, если ты получаешь за это деньги.
«Ворон» породил несколько сиквелов
Алекс Пройас отмечал, что в его планы создание франшизы не входило, однако он понимал, что такое развитие событий возможно.
Я бы с удовольствием снял «Ворон 2», и если бы Брэндон принял в этом участие, у нас бы получился отличный фильм.
Алекс Пройас
Но даже без Ли сиквелы появились. Фильм «Ворон: Город ангелов» с Мией Киршнер в роли Сары и Венсаном Пересом в роли Ворона, Эша Корвена, вышел в 1996 году.
В 1998 году вышел телесериал «Ворон» с Марком Дакаскосом в главной роли. Затем, в 2000 году, Кирстен Данст и Эрик Мэбиас снялись в фильме «Ворон 3: Спасение». За ним в 2005 году последовал фильм «Ворон: Жестокое причастие», в котором снялись Тара Рид, Дэвид Бореанас и Эдвард Ферлонг.
Римейк «Ворона» выйдет в 2024 году
Разговоры о перезагрузке «Ворона» ходили с 2008 года. Фильм потерял нескольких звёзд и режиссёров (включая, например, Джейсона Момоа), пережил банкротство продюсерской компании, но недавно появилась новость о том, что фильм, снятый Рупертом Сандерсом, с Биллом Скарсгордом, FKA Twigs и Дэнни Хьюстоном в главных ролях, был приобретён компанией Lionsgate, которая выпустит его в 2024 году.
Мы ценим то, что персонаж Ворон и оригинальный фильм значат для легионов поклонников. Мы считаем, что новая картина предложит зрителям аутентичное и «вязкое» переосмысление эмоциональной силы и мифологии оригинала.
Представитель Lionsgate
Как бы Сандерс ни давал понять, что его новый фильм – это совершенно иной взгляд на исходный материал Джеймса О’Барра, он также считает его своеобразной данью памяти Ли:
Очевидно, что это была ужасная трагедия, и это определённо то, о чём мы всегда думали, создавая фильм. Брэндон был оригинальным голосом, и я думаю, что он всегда будет синонимом «Ворона», и я надеюсь, что он гордится тем, что мы сделали, и тем, как мы вернули эту историю. Его душа жива в этом фильме. В его версии Ворона есть настоящая хрупкость и красота, и я думаю, что Билл чувствует себя его преемником.
Хотя смерть Эрика и Шелли на экране происходит в первые минуты фильма «Ворон» 1994 года, Сандерс говорит, что всегда хотел, чтобы в его версии истории был более равномерный баланс между светлым и тёмным.
Означает ли это, что мы увидим больше влюблённой пары до того, как трагедия разлучит их, сделав стремление Эрика отомстить более эмоциональным? Что касается того, поверит ли зритель в романтику, Сандерс, похоже, не слишком беспокоится:
Я никогда не проводил никаких тестов между Биллом и FKA Twigs. Я пригласил их на ужин, когда они только приехали [на съёмки] в Прагу, и я был немного похож на нервного родителя, который смотрит, не проскочит ли искра, потому что вы не знаете. А они были великолепны. Они пообщались и сразу включились в работу.
Что касается грозного облика Скарсгарда во второй половине фильма, Сандерс говорит, что вдохновение он черпал не столько из комикса О’Барра или воплощения Ли, сколько из своей собственной жизни:
Я думаю, что особенность Билла в том, что он обладает тревожной красотой, и по мере того, как он трансформируется через свою потерю, он становится тем, что даже не может контролировать. Это как в знаменитой фразе: «Тот, кто борется с монстрами, должен быть осторожен, чтобы не стать одним из них». Этот образ был моим в 90-х, когда мы жили в Лондоне. Я надеюсь, что люди, которым сегодня 19, посмотрят на него и скажут: «Этот парень – это мы».
Новый «Ворон» должен выйти в прокат 7 июня.