За любовь и против бессмыслицы: как «Ходячий замок» говорит о войне, личностном росте и страхах

За любовь и против бессмыслицы: как «Ходячий замок» говорит о войне, личностном росте и страхах

С 14 ноября в российском прокате вновь стартовала картина классика японской анимации Хаяо Миядзаки, отметившая уже двадцатый юбилей. Что лежит в основе и какие секреты таит «Ходячий замок» — в нашей рецензии.

«Ходячий замок» — главный антивоенный фильм Хаяо Миядзаки, умело совмещающий в себе не только антимилитаристскую повестку, но и душевный трепет, личные переживания и красоту. В основу истории легла книга английской писательницы Дианы Уинн Джонс — «Ходячий замок Хаула», выпущенная в 1986 году. Японского мультипликатора привлек образ движущегося здания и породил вопросы, на которые Миядзаки захотел ответить лично. 

Студия Ghibli анонсировала аниме в 2001 году, но к работе режиссер приступил совсем не сразу из-за промокампании, связанной с «Унесёнными призраками», отчего «Ходячий замок» был заморожен до 2003 года. Миядзаки говорил, что образ мальчика, который ловит падающую с неба звезду, засел в его голове ещё со времен колледжа. Возможно, именно эта идея и стала пусковым механизмом для работы над «Ходячим замком».

«Ходячий замок» смотреть
Кадр из аниме «Ходячий замок»

Молодая девушка Софи всё время посвящает семейной шляпной лавке, откуда может не выходить сутками. Жизнь героини однообразна и скучна, но лишь до встречи с Хаулом, подарившим ей мимолетное романтическое приключение. Казалось бы, теперь жизнь заиграет новыми красками, но в дверь Софи постучалась ведьма Пустоши, вселяющая страх в жителей города. 

Именно она навлекает на героиню заклятье, о котором нельзя даже рассказать, не то что попросить помощи. Теперь, некогда молодая Софи стала пожилой старушкой, а спасти ее может только таинственный маг Хаул, живущий в ходячем замке в пустоши.

Адаптация Миядзаки во многом отходит от оригинала. Если в книге Уинн Джонс центральной проблемой героев становятся они сами, то у мультипликатора на передний план, совместно с личностным перерождением выходит и война. 

«Ходячий замок» аниме
Кадр из аниме «Ходячий замок»

Не удивительно, что она часто появляется в произведениях автора, взять ту же «Навсикаю из долины ветров» (1984), где история начинается в мире, раскрученном ядерной войной или «Принцессу Мононоке» (1997), которая умело сплетает воедино тему «природы и человека» и «человека и человека», где в основе конфликта лежит агрессивное и кровопролитное противостояние. 

Для Миядзаки война — ужас детства, который пришлось пережить. На глазах будущего мультипликатора бомбили родной город, живые сцены ужаса и породили антимилитаристскую позицию режиссера. Мир «Ходячего замка» сокрушается от бессмысленной войны, которая стала аллюзией на бомбардировку Ирака США. Кстати, именно из-за столь прямого посыла у аниме были шансы провалиться в прокате и стать отвергнутым иностранным зрителем. 

Произведение не раскрывает начала конфликта и не говорит о причинах, но показывает последствия, которые отражаются на людях. Одним из центральных персонажей, кто морально мечется из-за этого становится Хаул. Он продолжает бороться, но каждый раз сомневается и боится. В начале картины персонаж показан уверенным и сильным магом, но со временем он раскрывается уже не как бесчувственный человек. Хаул сломан войной и принужден сражаться, каждый раз перевоплощаясь в страшного демона.  

«Ходячий замок» Хаяо Миядзаки
Кадр из аниме «Ходячий замок»

Герой не желает воевать и убивать других людей. Образ, в который перевоплощается персонаж — наглядная демонстрация того, как люди, имеющие даже благие намерения и не желающие идти на войну теряют себя и превращаются в монстров. В случае с Хаулом и другими волшебниками «Ходячего замка» это происходит в прямом смысле. 

Маг инфантилен и продолжает оставаться ребенком с соответствующими капризами: волосы окрасились не в тот цвет, а он уже готов уйти в себя и разрушить замок. Но таким оставаться нельзя, определенное взросление происходит каждый раз, когда дверь замка переключается на черный цвет, а герой уходит в темноту, где разрываются снаряды. Такой своеобразный Синдзи («Евангелион»), только в мире Миядзаки. 

К слову, зацикленность мага на внешности — отражение внутренних страхов. Постоянная смена облика изначально помогала служить разным странам, а впоследствии переросла в попытку убежать от самого себя и ответственности. 

«Ходячий замок» Хаул
Кадр из аниме «Ходячий замок»

В «Ходячем замке» Хуал не единственный двойственный персонаж. Софи — 18-летняя девушка, заточенная в теле старушки. Для героини такое перевоплощение открыло мир и сдвинуло её жизнь с мертвой точки, поэтому сложно сказать, что заклятье ведьмы Пустоши такое уж страшное. Идея магического перевоплощения заключалась не в переходе в конкретный возраст, а в истинных ментальных годах. Условно, в теле молодой Софи уже была заключена старушка, а ведьма Пустоши просто придала героине соответствующий облик. 

По мере продвижения сюжета персонаж молодеет, но происходит это не из-за волшебства Хаула или кого-то другого, а от внутреннего состояния Софи. Чем уверенней и спокойнее она становилась — тем стремительней молодела. Именно поэтому во сне Софи принимала истинную внешность. Также, часто можно заметить, как облик героини меняется от кадра к кадру, происходит это всё по той же причине. 

К слову, в конце картины девушка не полностью возвращается к изначальной внешности, у неё остаются седые волосы. Они становятся символом уверенности и спокойствия внутри героини, а также большого багажа жизненного опыта. Опять же, Софи это миядзаковский Бенджамин Баттон, только ее внешность напрямую зависит от внутреннего мира. 

«Ходячий замок» Софи
Кадр из аниме «Ходячий замок»

Сложно не подчеркнуть красоты «Ходячего замка». Высокая детализация, атмосферные пейзажи и всё то, за что мы так любим дедушку Хаяо. Основой для визуальной составляющей произведения послужил фольклор и старая Европа. Внешний вид замка — прямая отсылка к знакомой всем избушке на курьих ножках. Забавно, что изначально мультипликатор настаивал на десяти ногах у замка, но другие аниматоры убедили отказаться от этой затеи в силу сложности анимации. 

Одним из источников вдохновения для Миядзаки стала советская адаптация Льва Атаманова «Снежная королева» (1967). В произведении Андерсена Герда отправляется на Север, чтобы снять чары с Кая, в «Ходячем замке» Софи идёт в путешествие, чтобы найти помощь для себя и освободить Хаула от демона. 

 «Когда я посмотрел «Снежную королеву», обрадовался, что стал аниматором. Подумал, что нет более прекрасной работы, чем создание чудесных миров — нет, даже сама возможность подобного труда уже является большим счастьем»

Хаяо Миядзаки

Чтобы создать точный образ городских пейзажей, команда аниматоров отправилась в Европу для изучения фактуры и деталей культуры. В основу городка, где жила Софи, легли Кольмар и Эгисхайм, коммуна Губершвир и немецкий Гейдельберге. Париж и Лиссабон послужили прообразами столицы, выдуманного мира «Ходячего замка», а визуал пустоши был срисован с каменистых плато группы ирландских островов Аран. 

«Ходячий замок» городские пейзажи
Кадр из аниме «Ходячий замок»

Несмотря на все восхищения, которые уже двадцать лет высказываются в сторону «Ходячего замка», картина не идеальна. Во всей красоте происходящего и множестве посылов и отсылок скрывается скомканный сюжет. Софи и Хаул преображаются благодаря череде событий, но происходят они чрезмерно стремительно, герои попросту не успевают совершать всего обилия поступков, чтобы так сильно меняться как внешне, так и внутренне. 

В сказочной истории отношения героев развиваются и правда подобно сказке. Все происходит слишком быстро, сложно отследить момент, когда персонажи влюбились друг в друга. Такая недосказанность случилась из-за того, что Миядзаки убрал часть книжного сюжета и многие моменты взаимодействия героев. Например, в оригинале Софи была более колкая на высказывания и часто ругалась с Хаулом. 

«Ходячий замок» аниме смотреть онлайн
Кадр из аниме «Ходячий замок»

«Ходячий замок» — бессмертная классика, которая продолжает радовать зрителей и держать уровень качества. Для многих произведения Миядзаки открыли дорогу в мир японской анимации и заложили гарант качества. Несмотря на сюжетные недостатки, история Софи остается поистине красивой, взрослой и поучительной. Она подойдет не только детям, но и взрослым и точно не станет фильмом на один раз. 

Понравился материал? Поделись с друзьями:

От «Подай знак» до «Полночи с дьяволом»: 7 новых фильмов 2024 года, которые можно посмотреть онлайн Previous post От «Подай знак» до «Полночи с дьяволом»: 7 новых фильмов 2024 года, которые можно посмотреть онлайн
3 хоррор-сериала 2024 года: от экранизации крипипаст до психологического триллера Next post 3 хоррор-сериала 2024 года: от экранизации крипипаст до психологического триллера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *