Объяснение смысла и отсылок фильма Чарли Кауфмана «Думаю, как всё закончить»

Объяснение смысла и ключевых отсылок фильма Чарли Кауфмана «Думаю, как всё закончить»

Фильм «Думаю, как всё закончить» от автора «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфмана — умное и многослойное кино, нуждающееся в некоторых пояснениях для получения ещё большего удовольствия после просмотра.

0

4 сентября на платформе Netflix появился возможно самый необычный, увлекательный и сложный для понимания фильм года. Таковым без зазрения совести можно назвать работу Чарли Кауфмана «Думаю, как всё закончить» (I’m Thinking of Ending Things).

В этой статье мы попытаемся объяснить наиболее непонятные моменты фильма и рассказать о классных отсылках, которые вы могли упустить или не подметить. Наш материал будет частично основан на интервью самого Кауфмана для IndieWire, где он лично дал трактовку некоторых эпизодов и разъяснил своё видение героев и ситуаций, в которых они оказались.

Внимание! В тексте будут спойлеры к картине «Думаю, как всё закончить», поэтому настоятельно рекомендуем перед чтением посмотреть фильм.

Свободный художник

Чарли Кауфман, один из самых неординарных и смелых сценаристов, а с недавних пор и режиссёров Голливуда, известен широким массам как автор культовых проектов, вроде «Вечного сияния чистого разума», «Адаптации» и «Быть Джоном Малковичем».

Его работы часто оказываются достаточно сложными для восприятия и открытыми для самых разных и удивительных трактовок. Говоря о фильме «Думаю, как всё закончить», Кауфман отметил, что ему нравится предоставлять возможность зрителям самим наполнять смыслом его идеи:

Я позволяю людям получать собственный опыт, поэтому у меня нет конкретных ожиданий относительно того, что люди подумают об увиденном. Я всячески поддерживаю индивидуальные интерпретации.   

Тем не менее его новый фильм нуждается в пояснениях как никакой другой. Благо сотрудничество с Netflix предоставило Чарли Кауфману абсолютную свободу творчества, которой он воспользовался на всю катушку, ещё глубже погрузившись в дебри человеческой психики.

Литературный первоисточник и отход от оригинала

Чтобы понимать суть фильма «Думаю, как всё закончить», необходимо знать, что в его основе лежит одноимённый роман канадского писателя Иэна Рида. Однако адаптацию Кауфмана трудно назвать прямым переложением текста канадца на экраны.

Думаю, как всё закончить Иэн Рейд

Для своей работы он взял основу сюжета Рида: парень по имени Джейк (Джесси Племонс) приглашает свою девушку Люси (Джесси Бакли) на встречу с родителями (их играют блистательные Тони Коллетт и Дэвид Тьюлис). Незадача заключается в том, что возлюбленная Джейка подумывает о том, чтобы бросить его. А дальше их ждут странный и неловкий семейный ужин, поездка по пустым заснеженным улицам, посещение школы, где учился Джейк и где работает загадочный уборщик, которого параллельным курсом показывают на протяжении всего фильма.

В книге предусмотрена классическая кульминация с ярким твистом, который объясняет все происходившие ранее события. Вместо этого Кауфман в течение всего фильма разбросал тонкие и не очень намёки на развязку, а кульминацию заполнил массой неоднозначных сцен, диалогов и даже анимационных вставок.

Тони Коллетт

Результатом подобного подхода к адаптации книги стало гипнотизирующее повествование, перегруженное информацией, которую практически невозможно усвоить при первичном просмотре фильма. При этом абсолютно не обязательно вникать в каждый нюанс и отдельно взятую отсылку, чтобы получить удовольствие от истории. Они лишь дополнительно обогащают и без того интеллектуально насыщенное наполнение фильма.

А теперь самое время перейти к объяснению моментов, которые могли быть непонятными.

Почему кажется, что Джейк слышит мысли Люси?

Фильм начинается с долгой сцены поездки Джейка и Люси к родителям парня. По дороге девушка думает о том, что ей следует бросить его. При этом герой Джесси Племонса несколько раз оборачивается на Люси во время её мысленных монологов, а иногда даже переспрашивает её, хотя она ничего не говорит вслух.

Может показаться, что Джейк является телепатом. На самом деле всё гораздо проще или нет — Джейк и Люси, чьё имя по ходу истории меняется несколько раз (Лючия, Эймс), являются одним человеком. Именно на этом был завязан ключевой твист в книге Рида. Да, что-то в духе «Бойцовского клуба». 

Думаю, как все закончить фильм

Джейк (он же ещё является и уборщиком в школе) придумал Люси, собрав её образ из прочитанных книг, просмотренных фильмов и случайных знакомых. В одном из эпизодов она, к примеру, читает якобы собственное стихотворение, которое на самом деле является плодом фантазии поэтессы Eva H.D. под названием Rotten Perfect Mouth

Люси — главная героиня, но её не существует?

Формально, всё так. На деле же всё немного сложнее, иначе бы Кауфман не был собой. Он решил поэкспериментировать с повествованием и предложить такой вариант, при котором фантазия может существовать отдельно от автора, как бы сама по себе. Вот, что сам Кауфман говорит о статусе героине Джесси Бакли:

Я не хотел делать из этого твист. Я был уверен, что сейчас в кино это не сработает. Вы можете видеть актёров, играющих своих героев, значит, они реальны. На мой взгляд, было бы неправильно использовать актрису, говоря ей играть что-то, чего нет на самом деле.

Получается, что Люси — не реальный человек?

Верно. Она продукт фантазии, но у неё есть некоторая репрезентативная сила, как это трактует Чарли Кауфман, ведь Джейк негласно соглашается с невозможностью собственного заблуждения.

В одном из моментов фильма герой Племонса спрашивает у Люси, читала ли она роман Анны Каван «Лёд». Тут стоит пояснить: в этой книге действия происходят в постапокалиптических пустошах (это перекликается с пустынными дорогами, по которым ездят Джейк и Люси), а главный герой истории по сюжету преследует безымянную женщину, борясь со сложной природой своего влечения к ней.

Чарли Кауфман и Джесси Бакли

Джейк переживает аналогичные ощущения, но героиня в фильме «Думаю, как всё закончить» даёт ему отпор. Чарли Кауфман поясняет, что ему очень понравилась идея о том, что персонаж не может контролировать происходящее даже в рамках собственной фантазии. Поэтому есть сцены, где Джейк представляет себе что-то, а затем сам же придумывает, каким образом та или иная идея не срабатывает. Люси может подумать, что с ним будет скучно, или она посчитает его недостаточно умным и всё в таком духе.

Некоторая свобода Люси, предоставленная ей Кауфманом, подчёркивается концовкой истории, где ответственность за судьбу Джейка не ложится на её плечи, как то могли бы предположить зрители по ходу просмотра. Вместо этого мужчина концентрируется на себе и изобретение всё новых людей.

При чём тут Земекис?

В одном из самых забавных эпизодов фильма «Думаю, как всё закончить» школьный уборщик смотрит финальную сцену вымышленной романтической ленты, которую якобы снял Роберт Земекис. Почему именно он?

Чарли Кауфман рассказал в интервью, что это произошло абсолютно случайно. Его помощник предложил ему список имён режиссёров, который он раздобыл в Интернете. Тогда постановщику и попалась на глаза фамилия Земекиса. Пояснение от самого Кауфмана:

Иногда вещи являются забавными, просто потому что они действительно забавные. Это маловероятно, но мне кажется, что Земекис мог бы снять подобный фильм.

В то же время в слова Кауфмана закрадывается ирония, ведь по его же словам, этот вымышленный фильм скорее похож на работы Нэнси Мейерс. И да, разрешение на использование имени Роберта Земекиса было официально подтверждено, за что тот удостоился отдельной благодарности в финальных титрах.

Почему во время ужина родители постоянно меняются в возрасте?

Возвращаясь к непонятным на первый взгляд моментам, стоит уделить внимание странному ужину в доме родителей. По ходу того вечера родители Джейка то становятся стариками, то внезапно превращаются в молодые версии себя, и эта чехарда приводит Люси (а вместе с ней и зрителей, чего уж там) в абсолютное непонимание. 

Думаю, как всё закончить I'm thinking of Ending Things

Трактовка у этих сцен довольно простая: Джейк переживает различные этапы жизни вместе со своими родителями и пытается подобрать идеальный момент, куда бы вписалась его пассия. Что иронично и одновременно трагично — такого момента ни в одном из временных отрезков не существует. Как бы Джейк не пытался остаться в доме с Люси и родителями, в конце концов они всё-таки покидают родителей по её настоянию.

Кто такая Полин Кель?

Будучи в доме Джейка, Люси оказывается в его детской комнате. Там она видит десятки фильмов, книг и прочих материалов, связанных с поп-культурой. Внимание в этом эпизоде приковывает книга «For Keeps: 30 Years at the Movies» с обзорами фильмов за авторством кинокритика Полин Кель, которая была опубликована в 1996 году. 

Во время очередного диалога в дороге Люси и Джейк обсуждают всё на свете от теории цвета Гёте до эссе Дэвида Фостера Уоллеса из сборника «A Supposedly Fun Thing I’ll Never Do Again». Но наибольшее внимание уделяется обзору Полин Кель на фильм Джона Кассаветиса «Женщина не в себе» (1974). Люси буквально повторяет слова из той рецензии, говоря об игре Джины Роулендс. 

A Woman Under The Influence (1974)Directed by John CassavetesShown: Gena Rowlands

Чарли Кауфман признаётся, что был большим поклонником Кель, рос вместе с её материалами и всегда считал её гораздо умнее себя. Это он подчеркнул действиями Джейка. Тот после убедительного монолога Люси о фильме, который ему в общем-то нравился, лишился дара речи и контраргументов.

Мороженое и женщины

Поездка на автомобиле в один момент прерывается остановкой ради мороженого из вымышленной сети Tulsey Town Ice Cream, которая возникает буквально из ниоткуда посреди непроглядной метели. Пара останавливается там, Люси общается с тремя девушками-сотрудницами, которые добавляют истории загадочности.

Думаю, как все закончить Netflix

По словам Чарли Кауфмана, все эти женщины — олицетворение тех дам, с которыми Джейк встречался ранее в своей жизни. Весь этот эпизод — это словно мечтательная остановка в его прошлом.

К чему были танцы?

Когда герои приезжают к школе, Джейк злится из-за того, что уборщик наблюдает за ними издалека, и бежит внутрь. Люси идёт за ним, но вместо своего Джейка встречается с тем самым уборщиком. Тот отправляет её идти своим путём, что означает, что герой наконец-то решает отпустить свою фантазию.

Следом за этим Люси встречает Джейка в холле, но их быстро заменяют артисты балета в той же самой одежде и начинают танцевать. Хореография этой сцены создана по мотивам аналогичного момента в мюзикле «Оклахома!».  

Сюжет этого мюзикла несколько пересекается с историей, рассказываемой Кауфманом. Там девушка Лори оказывается в центре конфликта между ковбоем Кёрли и рабочим Джадом. Их драка в мюзикле заканчивается гибелью Джада, тут же смерть принимает «танцор Джейк», символизируя тем самым принятие героем невозможности своей любви. Иными словами Джейк притворяется кем-то другим и использует повествовательную структуру «Оклахома!», чтобы избавиться от своего наваждения.

А еще эта говорящая анимационная свинья…

Когда уборщик Джейк садится в свою машину, с ним случается некий приступ, который, возможно, приводит к его смерти. В предсмертной агонии он видит анимированную рекламу уже знакомого нам мороженого, а после и вовсе встречает ожившую анимацию в виде свиньи с личинками на животе. Ранее в фильме мы уже видели этот образ, когда Джейк проводил для Люси экскурсию по ферме. Свинья становится для мужчины своеобразным сопровождающим к последней стадии самоанализа. 

Думаю, как все закончить 2020

В детстве жуткий образ свиньи с личинками травмировал психику Джейку, привнеся дисбаланс в его видение мира. Именно к нему он возвращается в последние мгновения своей жизни. 

Фейковые старики

В финальной сцене фильма Джейк поднимается на сцену для получения Нобелевской премии, на фоне в этот момент можно разглядеть декорации для пресловутого мюзикла «Оклахома!». Очевидно, что мужчина в макияже, маскирующем его под старика. Но он не один такой: в этом зале все выглядят как замаскированные пожилые люди, включая родителей и Люси. 

В одной из ранних сцен уборщик находит книгу по макияжу. Это позволяет ему в нужный момент в своём сознании превратить всех в стариков при помощи нехитрой уловки. Что интересно, все остальные статисты в зрительном зале — старшеклассники, которых Джейк встречал во время работы.

Прямая цитата из фильма «Игры разума» 

Принимая награду, Джейк произносит трогательную речь, которая может показаться вам очень знакомой. Это действительно так, ведь она полностью взята из фильма «Игры разума» с Расселом Кроу. Ну и вообще вся сцена специально построена таким образом, чтобы напоминать финал ленты Рона Ховарда.

И как вы думаете, случайно ли это? Конечно же, нет. Ранее в детской комнате Джейка можно было увидеть DVD-диск с «Играми разума». 

По смыслу оба фильма достаточно похожи в плане борьбы человека с собственной психикой, однако у Кауфмана акцент смещён в плоскость, где поглощаемая информация становится частью личности, а борьба с самим собой не прекращается никогда. 

И снова «Оклахома!» 

После пламенной речи Джейк начинает петь на фоне съёмочной площадки, напоминающей его комнату. Он поёт песню Джада «Одинокая комната» из мюзикла «Оклахома!». В ней тот мечтает о женщине, которую мог бы называть своей, что перекликается с желаниями самого Джейка.  

Сидя на съёмочной площадке, построенной из фрагментов, определяющих его жизнь, Джейк становится звездой своей собственной истории и одновременно оказывается ограничен ею.

И всё?

И да, и нет. Заключительная сцена демонстрирует нам машину, засыпанную снегом, где очевидно умер уборщик Джейк, перед смертью проживший воспоминания о неудачах своей жизни. Поверх этой картины накладываются титры, в которых расписываются многие отсылки в фильме, что было очень важно для Чарли Кауфмана. И есть сцена после титров, точнее звук, который можно трактовать как душе угодно…

Все загадки в фильме «Думаю, как всё закончить» не пытаются спрятать от зрителя основной смысл, они служат цели показать через что человек может проходить в борьбе со своими демонами, и в какой форме это может выражаться.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

0