Для фанатов хорроров, Хэллоуин — практически Новый год, а значит, повод пересматривать любимую классику. Однако даже «Крик» и «Ведьма из Блэр» могут, наверное, когда-нибудь надоесть. Собрали малоизвестные, но выдающиеся фильмы ужасов, с которыми хорошо (и иногда страшно) встречать праздник.
«Демон» (1963)

Блестящий готический фильм об итальянской деревне, в которой завелась ведьма. Или не завелась. Юная Пуриф (гениальная роль Далии Лави) влюблена в фермера Антонио, но тот не отвечает ей взаимностью. В качестве последнего средства Пуриф прибегает к черной магии и изготавливает приворотное зелье на крови, и этого ей, конечно, простить не могут. Деревенские начинают изгонять из девушки демона, хотя бесов им, с их массовой истерией и беспрецедентной жестокостью, следовало бы, конечно, поискать в себе.
Постановщик картины Брунелло Ронди известен прежде всего своими сценарными коллаборациями с Федерико Феллини, в то время как его режиссёрские проекты прозябают, прямо скажем, в безвестности. И это, конечно, очень зря. «Демон» — не просто компетентный фолк-хоррор, каких было много в шестидесятые. Это исследование коллективного и индивидуального психоза, попытка увидеть людей там, где всегда проще увидеть демонов. Работа Ронди поражает притом не только глубиной психологических наблюдений, но и техническим совершенством: это кино редкой красоты, и при просмотре кажется, что холмы и темноволосых девушек так не снимал никто и никогда.
«Куджо» (1983)

Совершенно незаслуженно забытый слэшер, имевший все шансы стать настоящей классикой жанра. Одна из первых экранизаций романов Стивена Кинга, чьи произведения читаются запоем, но удачно воплощаются на экране весьма нерегулярно. К счастью, «Куджо» это не тот случай, и сам Кинг фильмом был вполне доволен.
Как и роман, картина Льюиса Тига рассказывает о женщине по имени Донна, приехавшей с маленьким сыном в провинциальный городок. В это же время огромного сенбернара, живущего у местного механика, кусает летучая мышь и заражает собаку бешенством. Случайно заехавшие на автостоянку Донна с сыном становятся заложниками Куджо и не могут покинуть салон автомобиля.
«Куджо» хорош тем, что Кинг в романе, а вслед за ним и Тиг в почти пошаговой экранизации исключили стереотипные сюжетные ходы, заменив традиционного злодея с ножом на огромную и жуткую собаку, которая оказалась не менее изворотливым и опасным преследователем. «Куджо» вообще часто ломает шаблоны. Самое страшное тут происходит на залитых солнечным светом локациях, а взгляд режиссёра сосредоточен не на кровавых расправах, а на мучениях главной героини (в блистательном исполнении Ди Уоллес-Стоун) которая отчаянно хочет спасти сына из тесной и душной ловушки собственного автомобиля. Эти сцены создают такое напряжение, что порой хочется зажмурить глаза.
«Седьмая жертва» (1943)

Девушке Мэри (дебют великой Ким Хантер, которую все мы любим и помним по роли шимпанзе Зиры в первых «Планетах обезьян»), проживающей в интернате, сообщают, что сестра не оплачивает её обучение и жильё вот уже полгода. Мэри, оставшись без средств, не может остаться и без последнего близкого человека и отправляется в Нью-Йорк на поиски родственницы. Там её ждут таинственные исчезновения, самоубийства и стоящий за происходящим таинственный сатанинский культ.
«Седьмая жертва» уникальна как одна из первых попыток американского кинематографа осмыслить тему конспирологии, существования обществ внутри общества. У режиссёра Марка Робсона, даром что дебютанта, для столь серьёзного захода имелись и серьёзные задатки, и ценный опыт — до работы над картиной он был ассистентом Орсона Уэллса на съёмках «Гражданина Кейна». Как и капиталист Кейн, сатанисты здесь — вроде как тайные правители мира и, конечно, вызывают некоторый страх, но в то же время вызывают и жалость. Это очень одинокие люди, им, как и всем, бывает некуда пойти, и чем заводить настоящих друзей, проще оказывается обратиться к Сатане.
Картина интересна не только как конспирологический триллер для грустных, но и как исследование женской эмансипации, попытки найти индивидуальную свободу в мире коллективных ограничений. Потерявшись на фоне более знаменитых хорроров той же студии (вроде «Людей-кошек» или «Я гуляла с зомби»), «Седьмая жертва» заслуживает тем не менее и славы, и признания — это умное и смелое кино.
«Дуэль» (1972)

Стивен Спилберг умеет снимать всё. В том числе и динамичные триллеры, например, как «Дуэль» рожденную на заре карьеры режиссёра. Трехкопеечный, но эффектный, раскрывающий Спилберга как талантливого постановщика фильм рассказывает о коммивояжере по имени Дэвид (Деннис Уивер) которому нужно было срочно съездить в командировку из города А в город Б. В пути его нагоняет, а потом начинает преследовать жуткого вида грузовик, за рулём которого, кажется, никого нет.
Маленький шедевр Спилберга, в котором главными противниками становятся не люди, а их автомобили, которые перестали быть роскошью, а превратились в культ среди средств передвижения. Настолько, что Спилберг это подметил и фактически подменил людей в кадре на красный седан и ржавый бензовоз.
Кино это чисто адреналиновое, без каких-либо смыслов и подтекстов. Понятное, отчётливое, экономящее внимание зрителя и порой внушающее неподдельный ужас. Когда, казалось бы, неповоротливый грузовик способен исчезнуть из поля зрения и неожиданно выскочить из-за угла. Потом этим механическим чудовищем вдохновятся создатели ещё одного дорожного хоррора под названием «Джиперс Криперс». А зрелищную, но бессмысленную гонку за грузовиком по пустыне воссоздаст Джордж Миллер в своей трилогии про Безумного Макса.
«Бешеная» (1977)

На дороге случается страшная авария, но поскольку больницы поблизости нет, пострадавших молодых людей –– мотоциклиста и его девушку –– увозят в клинику пластической хирургии. У парня всё оказывается нормально, а вот девушке, оказавшейся в коме, пересаживают кожу. Несколько месяцев спустя она приходит в себя и серьезно ранит врача, а потом и других посетителей клиники. Дело в том, что у нее из подмышки теперь вылезает жало, которым она пьет кровь своих жертв. Девушка, иначе говоря, стала вампиршей. Те, чью кровь она пьет, заражаются чем-то похожим на бешенство и через пару дней умирают, перед этим успевая, как правило, кого-нибудь покусать.
Второй полный метр Дэвида Кроненберга при обсуждении фильмографии постановщика вспоминают редко, и это, в общем, попросту несправедливо. В картине 1977-го года нашёл своё лучшее воплощение его ранний стиль — попытки совместить социальный комментарий и исследование телесности. Естественно, вампиризм здесь — метафора ВИЧ, но, пожалуй, не только. Кроненберга волнует то, что общество приветствует сексуальное раскрепощение, но боится его плодов — половой, если можно так выразиться, вопрос старательно вытесняется в тень с таким упорством, что в итоге вылезает в самых неожиданных местах.
«Бешеная» интересна и новаторским осовремениванием вампиризма, и открытым проговариванием того, что в фильмах о Дракуле всегда было скорее подтекстом, и, конечно, блестящим финалом, в котором неправильные решения, а не бешенство, становятся на самом деле главной эпидемией.
«Горгона» (1964)

Малоизвестный поздний фильм студии Hammer — нарочито медленное, затянутое кино, в котором неочевидность интриги усиливается лёгкой абсурдностью завязки. Это деревенский детектив о поисках одной из сестёр Горгон (родственницы почившей Медузы), которая чудесным образом оказалась в немецком селе. Её стараниями где-то в первой трети к тому же меняется протагонист и тональность картины. В дополнение к общей атмосфере легкого безумия история с Горгоной ещё и вскрывается не сразу: поначалу, несмотря на спойлер в названии, зрители могут лишь гадать что же превращает вполне живых и приличных людей в каменные статуи.
В наследии Hammer и фильмографии Теренса Фишера, выдающегося режиссёра («Проклятие Франкенштейна», «Выход дьявола»), «Горгона», вполне очевидно, — кино второго ряда. Однако в нём есть, на что посмотреть и что полюбить. Прежде всего речь, конечно, о дуэте Питера Кушинга и Кристофера Ли, исполнителей главных ролей, каждая совместная сцена которых — редкая радость. К тому же Ли здесь выступает в редком амплуа положительного героя, а Кушинг доводит до совершенства свой привычный образ неплохого человека, который знает, какой выбор правильный, но не может его сделать.
«Маньяк-полицейский» (1988)

Лобовой и забавный слэшер из эпохи VHS, о котором сейчас уже мало кто помнит. И совершенно напрасно. «Маньяк-полицейский» за простоту сюжета и эффектные сцены насилия получил два продолжения (сам Николас Виндинг Рефн планировал реанимировать франшизу, но вопрос этот по-прежнему открыт) и полуподвальный культовый статус среди поклонников трэш-кино. Достаточно сказать, что «Маньяк-полицейский» совместный продукт Сэма Рэйми, Уильяма Лустига и Брюса Кэмпбелла.
Первые два фильма франшизы отвечают за добросовестный кровавый фейерверк и прямолинейный сюжет, а третий же по традиции добавляет в фильм элемент комедийного слэпстика. Прибавим сюда и фривольную сатиру на серьёзную паранойю американского общества конца 80-х и начала 90-х, потерявшим доверие ко всему, в том числе и стражам порядка, и шарахающимся от собственной тени. Словом, фильм Лустига — настоящий копсплотейшн, достойный если не вершины категории «Б» то его золотой середины.