Лавка ужасов: неочевидные хорроры для просмотра на Хэллоуин

Лавка ужасов: неочевидные хорроры для просмотра на Хэллоуин

В преддверии Хэллоуина вспоминаем забытые классические хорроры. Если вам надоело пересматривать хронику нелёгкой жизни Майкла Майерса, предлагаем фильмы ужасов на любой вкус: от нуара про сатанистов до культового слэшера о природе государственной власти.

Для фанатов хорроров, Хэллоуин — практически Новый год, а значит, повод пересматривать любимую классику. Однако даже «Крик» и «Ведьма из Блэр» могут, наверное, когда-нибудь надоесть. Собрали малоизвестные, но выдающиеся фильмы ужасов, с которыми хорошо (и иногда страшно) встречать праздник.

«Демон» (1963)

Демон 1963 Il Demonio
хоррор
Кадр из фильма «Демон»

Блестящий готический фильм об итальянской деревне, в которой завелась ведьма. Или не завелась. Юная Пуриф (гениальная роль Далии Лави)  влюблена в фермера Антонио, но тот не отвечает ей взаимностью. В качестве последнего средства Пуриф прибегает к черной магии и изготавливает приворотное зелье на крови, и этого ей, конечно, простить не могут. Деревенские начинают изгонять из девушки демона, хотя бесов им, с их массовой истерией и беспрецедентной жестокостью, следовало бы, конечно, поискать в себе. 

Постановщик картины Брунелло Ронди известен прежде всего своими сценарными коллаборациями с Федерико Феллини, в то время как его режиссёрские проекты прозябают, прямо скажем, в безвестности. И это, конечно, очень зря. «Демон» — не просто компетентный фолк-хоррор, каких было много в шестидесятые. Это исследование коллективного и индивидуального психоза, попытка увидеть людей там, где всегда проще увидеть демонов. Работа Ронди поражает притом не только глубиной психологических наблюдений, но и техническим совершенством: это кино редкой красоты, и при просмотре кажется, что холмы и темноволосых девушек так не снимал никто и никогда.

Иван Киляков


«Куджо» (1983)

Куджо 1983 Стивен Кинг
Кадр из фильма «Куджо»

Совершенно незаслуженно забытый слэшер, имевший все шансы стать настоящей классикой жанра. Одна из первых экранизаций романов Стивена Кинга, чьи произведения читаются запоем, но удачно воплощаются на экране весьма нерегулярно. К счастью, «Куджо» это не тот случай, и сам Кинг фильмом был вполне доволен. 

Как и роман, картина Льюиса Тига рассказывает о женщине по имени Донна, приехавшей с маленьким сыном в провинциальный городок. В это же время огромного сенбернара, живущего у местного механика, кусает летучая мышь и заражает собаку бешенством. Случайно заехавшие на автостоянку Донна с сыном становятся заложниками Куджо и не могут покинуть салон автомобиля. 

  «Куджо» хорош тем, что Кинг в романе, а вслед за ним и Тиг в почти пошаговой экранизации исключили стереотипные сюжетные ходы, заменив традиционного злодея с ножом на огромную и жуткую собаку, которая оказалась не менее изворотливым и опасным преследователем. «Куджо» вообще часто ломает шаблоны. Самое страшное тут происходит на залитых солнечным светом локациях, а взгляд режиссёра сосредоточен не на кровавых расправах, а на мучениях главной героини (в блистательном исполнении Ди Уоллес-Стоун) которая отчаянно хочет спасти сына из тесной и душной ловушки собственного автомобиля. Эти сцены создают такое напряжение, что порой хочется зажмурить глаза. 

Виталий Гизатуллин


«Седьмая жертва» (1943)

Нуар Седьмая жертва 1943
Кадр из фильма «Седьмая жертва» Марка Робсона

Девушке Мэри (дебют великой Ким Хантер, которую все мы любим и помним по роли шимпанзе Зиры в первых «Планетах обезьян»), проживающей в интернате, сообщают, что сестра не оплачивает её обучение и жильё вот уже полгода. Мэри, оставшись без средств, не может остаться и без последнего близкого человека и отправляется в Нью-Йорк на поиски родственницы. Там её ждут таинственные исчезновения, самоубийства и стоящий за происходящим таинственный сатанинский культ.

«Седьмая жертва» уникальна как одна из первых попыток американского кинематографа осмыслить тему конспирологии, существования обществ внутри общества. У режиссёра Марка Робсона, даром что дебютанта, для столь серьёзного захода имелись и серьёзные задатки, и ценный опыт — до работы над картиной он был ассистентом Орсона Уэллса на съёмках «Гражданина Кейна». Как и капиталист Кейн, сатанисты здесь — вроде как тайные правители мира и, конечно, вызывают некоторый страх, но в то же время вызывают и жалость. Это очень одинокие люди, им, как и всем, бывает некуда пойти, и чем заводить настоящих друзей, проще оказывается обратиться к Сатане.

Картина интересна не только как конспирологический триллер для грустных, но и как исследование женской эмансипации, попытки найти индивидуальную свободу в мире коллективных ограничений. Потерявшись на фоне более знаменитых хорроров той же студии (вроде «Людей-кошек» или «Я гуляла с зомби»), «Седьмая жертва» заслуживает тем не менее и славы, и признания — это умное и смелое кино. 

Иван Киляков


«Дуэль» (1972)

хоррор
Кадр из фильма «Дуэль» Стивена Спилберга

Стивен Спилберг умеет снимать всё. В том числе и динамичные триллеры, например, как «Дуэль» рожденную на заре карьеры режиссёра. Трехкопеечный, но эффектный, раскрывающий Спилберга как талантливого постановщика фильм рассказывает о коммивояжере по имени Дэвид (Деннис Уивер) которому нужно было срочно съездить в командировку из города А в город Б. В пути его нагоняет, а потом начинает преследовать жуткого вида грузовик, за рулём которого, кажется, никого нет. 

Маленький шедевр Спилберга, в котором главными противниками становятся не люди, а их автомобили, которые перестали быть роскошью, а превратились в культ среди средств передвижения. Настолько, что Спилберг это подметил и фактически подменил людей в кадре на красный седан и ржавый бензовоз. 

Кино это чисто адреналиновое, без каких-либо смыслов и подтекстов. Понятное, отчётливое, экономящее внимание зрителя и порой внушающее неподдельный ужас. Когда, казалось бы, неповоротливый грузовик способен исчезнуть из поля зрения и неожиданно выскочить из-за угла. Потом этим механическим чудовищем вдохновятся создатели ещё одного дорожного хоррора под названием «Джиперс Криперс». А зрелищную, но бессмысленную гонку за грузовиком по пустыне воссоздаст Джордж Миллер в своей трилогии про Безумного Макса.

Виталий Гизатуллин


«Бешеная» (1977)

хоррор Кроненберг Бешеная Бешенство
Кадр из фильма «Бешеная» Дэвида Кроненберга

На дороге случается страшная авария, но поскольку больницы поблизости нет, пострадавших молодых людей –– мотоциклиста и его девушку –– увозят в клинику пластической хирургии. У парня всё оказывается нормально, а вот девушке, оказавшейся в коме, пересаживают кожу. Несколько месяцев спустя она приходит в себя и серьезно ранит врача, а потом и других посетителей клиники. Дело в том, что у нее из подмышки теперь вылезает жало, которым она пьет кровь своих жертв. Девушка, иначе говоря, стала вампиршей. Те, чью кровь она пьет, заражаются чем-то похожим на бешенство и через пару дней умирают, перед этим успевая, как правило, кого-нибудь покусать. 

Второй полный метр Дэвида Кроненберга при обсуждении фильмографии постановщика вспоминают редко, и это, в общем, попросту несправедливо. В картине 1977-го года нашёл своё лучшее воплощение его ранний стиль — попытки совместить социальный комментарий и исследование телесности. Естественно, вампиризм здесь — метафора ВИЧ, но, пожалуй, не только. Кроненберга волнует то, что общество приветствует сексуальное раскрепощение, но боится его плодов — половой, если можно так выразиться, вопрос старательно вытесняется в тень с таким упорством, что в итоге вылезает в самых неожиданных местах. 

«Бешеная» интересна и новаторским осовремениванием вампиризма, и открытым проговариванием того, что в фильмах о Дракуле всегда было скорее подтекстом, и, конечно, блестящим финалом, в котором неправильные решения, а не бешенство, становятся на самом деле главной эпидемией.

Иван Киляков


«Горгона» (1964)

Горгона хоррор Кристофер Ли Питер Кушинг
Кадр из фильма «Горгона»

Малоизвестный поздний фильм студии Hammer — нарочито медленное, затянутое кино, в котором неочевидность интриги усиливается лёгкой абсурдностью завязки. Это деревенский детектив о поисках одной из сестёр Горгон (родственницы почившей Медузы), которая чудесным образом оказалась в немецком селе. Её стараниями где-то в первой трети к тому же меняется протагонист и тональность картины. В дополнение к общей атмосфере легкого безумия история с Горгоной ещё и вскрывается не сразу: поначалу, несмотря на спойлер в названии, зрители могут лишь гадать что же превращает вполне живых и приличных людей в каменные статуи. 

В наследии Hammer и фильмографии Теренса Фишера, выдающегося режиссёра («Проклятие Франкенштейна», «Выход дьявола»), «Горгона», вполне очевидно, — кино второго ряда. Однако в нём есть, на что посмотреть и что полюбить. Прежде всего речь, конечно, о дуэте Питера Кушинга и Кристофера Ли, исполнителей главных ролей, каждая совместная сцена которых — редкая радость. К тому же Ли здесь выступает в редком амплуа положительного героя, а Кушинг доводит до совершенства свой привычный образ неплохого человека, который знает, какой выбор правильный, но не может его сделать. 

Иван Киляков


«Маньяк-полицейский» (1988)

Лавка ужасов: неочевидные хорроры для просмотра на Хэллоуин
Кадр из фильма «Маньяк-полицейский»

Лобовой и забавный слэшер из эпохи VHS, о котором сейчас уже мало кто помнит. И совершенно напрасно. «Маньяк-полицейский» за простоту сюжета и эффектные сцены насилия получил два продолжения (сам Николас Виндинг Рефн планировал реанимировать франшизу, но вопрос этот по-прежнему открыт) и полуподвальный культовый статус среди поклонников трэш-кино. Достаточно сказать, что «Маньяк-полицейский» совместный продукт Сэма Рэйми, Уильяма Лустига и Брюса Кэмпбелла

Первые два фильма франшизы отвечают за добросовестный кровавый фейерверк и прямолинейный сюжет, а третий же по традиции добавляет в фильм элемент комедийного слэпстика. Прибавим сюда и фривольную сатиру на серьёзную паранойю американского общества конца 80-х и начала 90-х, потерявшим доверие ко всему, в том числе и стражам порядка, и шарахающимся от собственной тени. Словом, фильм Лустига — настоящий копсплотейшн, достойный если не вершины категории «Б» то его золотой середины. 

Виталий Гизатуллин

Понравился материал? Поделись с друзьями:

На тропе войны. Рекап 5 и 6 эпизодов сериала «Пингвин» Previous post На тропе войны. Рекап 5 и 6 эпизодов сериала «Пингвин»
У самурая иной путь: рецензия на фильм «Право на лево» Next post У самурая иной путь: рецензия на фильм «Право на лево»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *