Почему Кейт Бланшетт получит «Оскар» за «Тар», и это будет справедливо

Тар, Кейт Бланшетт

За роль в «Тар» Кейт Бланшет получила награду на Венецианском, «Золотой глобус» и номинацию от Гильдии актеров США. И многие уже давно прочат ей «Оскар», называя героиню из фильма ее лучшей актерской работой. Почему «Оскар» для Кейт Бланшетт — самое предсказуемое в наградном сезоне, рассказываем в рецензии на «Тар».

Лидия Тар — всемирно известный дирижер, которая добилась невиданных достижений в карьере, при этом не забыв и про личную жизнь. Став первой женщиной-дирижером в Берлинском филармоническом оркестре, у нее осталась последняя и главная невзятая высота — запись пятой симфонии Густава Малера. Начинается подготовка, репетиции с оркестром, параллельно Лидия дает мастер-классы в лучших музыкальных учебных заведениях, общается с нужными людьми из сферы искусства, заботится о приемной дочери и помогает своей ассистентке в карьере…и все идет хорошо, пока безупречная личность Лидии не подвергается сомнению.

Новая режиссерская работа Тодда Филда спустя 15 лет молчания имеет один главный и неоспоримый алмаз — Кейт Бланшетт. В остальном мнения могут расходиться, потому что «Тар» получился неровным фильмом как по ритму, так и по раскрытию сюжета. В самом начале нам показывают финальные титры, потом мы скорее слушаем, чем смотрим, 4 дительных диалога героини Бланшетт с разными персонажами — об искусстве, о восприятии музыки, о значимости композиторов с противоречивой личной жизнью. Словесно, а не через действия режиссер знакомит нас с Лидией Тар, и это знакомство минут на 40 может оказаться настоящим испытанием для зрителя, если он не готов мириться с неспешностью и тягучестью первой части.

Тар, Кейт Бланшетт

Затем постепенно фильм разгоняется: в разрозненных фрагментах, которые сменяют кадры репетиций оркестра, мы узнаем чуть больше о событиях из личной жизни Лидии в прошлом и настоящем, о ее отношениях с некоторыми музыкантами. И первоначальный идеальный образ, скрупулезно выстроенный в первые 40 минут, начинает трещать по швам, так как все оказывается совсем не тем, что изначально видит публика (в том числе и зрители фильма).

Одно неосмотрительное событие в прошлом запускает каскады наслаивающихся проблем, которые рушат все, что было построено непосильным трудом и упорством. И вот высоко интеллектуальная, виртуозная композитор Лидия Тар, первая женщина-дирижер в истории Берлинского оркестра, все больше теряет человечность, соглашается на ложь, покрывательство, опускается в своих моральных принципах, которых, возможно, у нее и не было, или она их потеряла давным-давно в погоне за признанием.

Поверхностная монолитность статуса и репутации героини оказывается под угрозой и превращается в зыбучие пески, способные утащить ее на дно. Вместе с Лидией мы узнаем, как быстро внешний лоск может поблекнуть, и насколько хрупкой может быть грань между взлетом и падением. И все эти психологические кульбиты и смена ритма повествования от медлительного к хаотичному происходит под красивую и напряженную музыку оскароносной Хильдур Гуднадоуттир.

Тар, Кейт Бланшетт

На первый взгляд, «Тар» — высказывание о нескольких социальных феноменах, захвативших умы современного общества в последние лет пять: культура отмены и движение #MeToo (у которого нет гендерной привязки, как отмечает режиссер). Но если копнуть глужбе, то этот фильм — размышление Тодда Филда о взаимопроникновении работы и личности: где линия, разграничивающая тебя настоящего от образа, который нужен для работы. Как не потерять себя и все то искреннее и настоящее в тяжелом пути на вершину олимпа? И на что можно закрывать глаза, делать уступки, оправдывая это талантом и одаренностью, а что терпеть нельзя?

В «Тар» актерский талант Кейт Бланшетт выходит на запредельную высоту: несмотря на то, что перед нами полностью выдуманный персонаж, нам хочется, чтобы женщина-дирижер существовала на самом деле, настолько живой и реальной она выглядит на экране. За не сыгранную, а по истине прожитую роль Лидии Тар актриса уже получила Кубок Вольпи на Венецианском фестивале, «Золотой Глобус» и номинацию на премию Гильдии актеров США. А некоторые иностранные издания прочат актрисе победу на «Оскаре», и честно говоря, при всей любви к Мишель Йео и Ане де Армас, из всех претенденток Бланшетт — самая сильная и заслуживающая награды.

Тар, Кейт Бланшетт

Каким же получился «Тар» в итоге? Визуально красивым, вдумчивым высказыванием не только о современном обществе, но и о человеке в искусстве. Да, это неидеальное кино, которое рассказывает о не идеальной, но талантливой личности Лидии Тар. Как у героини, так и у фильма есть сильные и слабые стороны. Но главное — кинолента заставляет думать, так как в ней нет исключительно черного и белого.

Если же вы не готовы к 40-минутной тягучести с длинными диалогами в начале, не поклонник философских размышлений об искусстве и роли человека в нем, то просто поставьте фильм на беззвучный режим, включите треки любимой группы и наслаждайтесь великолепной Кейт Бланшетт. Возможно, вы не поймете все хитросплетения сюжета, но основной конфликт и трагедию вы уловите. Звучит кощунственно, но лучше так, чем совсем без «Тар».

Понравился материал? Поделись с друзьями: