Записки на листах «Листопада». День 1: белорусская анимация и экранизация Цвейга

«Записки на листах Листопада»: День 1 

В Минске открылся главный белорусский кинофестиваль «Листопад», поменявший организаторов в этом году. Попытаемся разобраться, что изменилось в фестивале с приходом новой дирекции, а также попробуем отыскать «жемчужины» киносмотра.

Состоялся праздник для киноманов Беларуси. Открылся, пожалуй, главный киносмотр страны «Листопад», славившийся отличной программой картин со всего мира. В этом году сменилась дирекция фестиваля: вместо привычной команды «ART Corporation» за организацию взялась компания «Беларусьфильм», что насторожило многих поклонников кино. Напугало и то, что фестиваль этого года был «построен» с нуля: сменились основные программы и требования для отбора картин, расширилась «география» фильмов, а кинопоказы вышли за территорию столицы. В течение шести дней попытаемся найти интересные картины, законспектировав впечатления в кратких ежедневных заметках.

Конкурс детского кино 

Конкурс детского кино — это всегда событие на фестивале. Здесь можно не только отдохнуть от серьёзных конкурсных работ, погрузившись в беззаботную сказку, но и познакомиться с совершенно невероятными мультфильмами, которые больше нигде не посмотришь. Вот уже несколько лет дирекция «Листопада» привозила анимацию со всего мира, способную посоревноваться с американскими мультипликацией, по крайней мере, в своей душевности. Этот год, на удивление, исключением не стал: в основной программе не только несколько полнометражных работ, но и две серии короткометражек, собранных со всех концов света. 

Правда, открытие самого конкурса получилось каким-то скучным и неинтересным. Даже несмотря на то, что перед показом было небольшое театрализованное представление, направленное на юную аудиторию, получить удовольствие от фильма не получилось.

«Звёзды седьмого неба» 

Звёзды седьмого неба

«Звёзды седьмого неба» — белорусская анимация, снятая на киностудии «Беларусьфильм», способная заинтересовать лишь самых маленьких. В погоне за современными тенденциями (тут и эксперименты с форматом мюзикла, и разрушение «четвёртой стены», и даже отсылки на философию) создатели потеряли магию самого мультфильма, поэтому и уютная сказка приобрела скорее усыпляющий эффект. С другой стороны, возможно, они к этому и стремились: в мультфильме есть персонаж, который буквально олицетворяет сон, а добрый волшебник, рассказывающий историю, напоминает своим образом героев колыбельных. 

Короткометражные фильмы («Бу!», «Папа – большой, я – маленькая», «Полный рот воды», «Прелюдия и фуга», «Вечное пламя», «Томми и львёнок», «Я тайну в глубине души прячу»)

Очень сильно в этом году порадовал конкурс короткометражных работ: практически каждая миниатюра выделялась на фоне другой, что дарило эффект путешествия из одной культуры в другую. Не разочаровали и белорусские картины, которые не потерялись на общем фоне.

«Прелюдия и фуга» была ностальгией режиссёра по прошлому веку — беззаботному детству, где так не хотелось учиться, и прекрасной поре, протекающей параллельно жестокому политическому режиму. А «Я тайну в глубине души прячу» посвящена белорусскому писателю Максиму Багдановичу — классику народной литературы, чьи стихи покорили сердца многих читателей. Живописная анимация, положенная на творчество поэта, сумела впечатлить зрителя своей простотой и честностью. 

«Бу!» — самый простой и детский мультфильм этой программы, рассказывающий о маленькой девочке, которая пытается напугать своего папу. Эта же тема прослеживается и в ленте «Папа – большой, я – маленькая». Здесь она представлена в контексте одиночества: дочка ждёт своего отца, отправившегося в большое плавание. Отношения между отцами и детьми — одна из самых актуальных проблем, которая не исчезнет никогда. Это же можно сказать и о коммуникации людей и животных, которую прослеживается в «Томми и львёнке», а также в «Вечном пламени». Однако, если в первом случае зверь помогает человеку, то во второй истории взаимопомощь уже происходит в обратную сторону. «Вечное пламя» — анимация не только про Землю, которую мы должны сохранить для будущих поколений, но и про любовь между двумя птицами, потерявшимися в большом мире.

Самой странной на данный момент была лента «Полный рот воды», охватившая своей историей весь зрительный зал. Что происходило в этом мультфильме? Как он попал в детский конкурс? На эти вопросы ответить довольно непросто, как, собственно, и понять основной смысл картины. Сначала мы видим море, возле которого стоят спиленные деревья, а затем человека, который чистит зубы. Вроде бы ясно, что лента про нехватку воды, которую мы растрачиваем, но потом дубы превращаются в оленей, а человек начинает передвигаться по ним, пока не доходит до раковины. У мультфильма есть большие шансы на победу: психоделические фантазии режиссёра сумели впечатлить многих юных зрителей гораздо увереннее, чем остальные картины.

«Даже мыши попадают в рай» 

Даже мыши попадают в рай

«Даже мыши попадают в рай» — уникальная смесь между «Зверополисом» и «Шоу Трумана», которая впечатляет своей анимацией. По сюжету, двое заклятых врагов лис и мышка должны подружиться в раю, а также понять, что не стоит судить других по внешности. Наверное, это самый красивый мультфильм этого года, который мало кто посмотрит.

Во-первых, из-за непростой истории, берущей свое начало со смерти двух главных героев.

Во-вторых, из-за мрачной атмосферы, способной напугать юных зрителей. Да, пускай рай — светлое место, но и в нём есть свои тёмные углы.

В-третьих, мультфильм направлен больше на взрослых, чем на детей, которым откровенно будет скучно. «Даже мыши попадают в рай» заходит куда глубже, чем популярная ««Душа», оставляя много на осмысление после сеанса.

Чешский мультфильм, вероятно, с лёгкостью сможет побороться за звание одного из лучших мультфильмов не только фестиваля, но и года.

Основной конкурс 

«Королевская игра» 

«Королевская игра» рецензия

Основной конкурс открывала «Королевская игра» — экранизация новеллы знаменитого драматурга Стефана Цвейга, написанной в его последние годы жизни в 1941 году. Это пазл на подобие недавнего «Отца» Флориана Зеллера, который повествует о шахматисте в концлагере, страдающем расстройством личности в следствие пыток. Изящно собранная головоломка поделена на две части: действие происходит параллельно в нацистской изоляции и на корабле, отделенном от внешнего мира.

Вероятно, «Королевская игра» войдёт в истории как один из самых необычных фильмов про шахматы: некоторая одержимость доводит главного героя до потери рассудка, а его внешний мир начинает распадаться на фрагменты. Была ли у него жена? Куда плывёт корабль? Эти вопросы мучают шахматиста до самого финала, которому позавидовал бы даже сам Кристофер Нолан. Блестяще сыгранное кино, способное удивить многих, включая самых насмотренных зрителей.

Понравился материал? Поделись с друзьями: