В 2004 году на большие экраны вышла картина Томми О’Хейвера «Заколдованная Элла», ставшая очередным вольным пересказом истории Золушки. Злая мачеха, противные сводные сёстры и прекрасный принц. Что ещё нужно целостной сказочной истории? А нужны ей расизм, феминизм и рабство. Всё, что отлично вписывается в дух современной повесточки.
Фильм основан на одноимённом фэнтезийном романе Гейл Карсон Левайн, который в своё время читатели приняли с удовольствием, чего не скажешь об экранизации. Несмотря на очаровательность Энн Хэтэуэй, в 2004 году «Заколдованная Элла» провалилась в прокате.

В раннем детстве фея наградила маленькую Эллу «даром послушания» — героиня делает всё, что скажут. После смерти матери отец женился во второй раз, а в доме появилась злая мачеха и две противные сестры. Они быстро узнают о секрете Эллы и начинают пользоваться этим в своих интересах, заставляя девушку быть личным рабом, который и с рынка украшения может украсть, за цветами сходить и дружбу долголетнюю с подругой разорвать.
Неудивительно, что Элле надоедает такое отношение. Она отправляется на поиски феи Люсинды, чтобы снять проклятие и жить спокойно. На пути знакомится с эльфом Сланненом, мечтающим быть юристом, и захватывает принца Чара. Дружной компанией они путешествуют по королевству и смотрят на дискриминацию волшебных существ.

Элла не похожа на Золушку в привычном понимании. Она не робкая, не скромная, не сидит тихо и не ждёт, когда её вытащат из оков злой мачехи. Героиня имеет активную гражданскую позицию, ходит на митинги, умеет постоять за себя и остро ответить, но становится «Золушкой» в силу своего «дара послушания».
Ей не составляет труда лично пойти и разобраться с проблемами, поэтому героиня тихо отправляется на поиски феи Люсинды, чтобы освободиться от чар. «Дар послушания» Эллы — метафора людей, боящихся сказать «нет». Она отлично балансирует на грани «бунтарства» и «подчинения», присущая подросткам. Хочется свободы, но приходится соответствовать тому, чего ждут и просят: подчиняться системе и гасить в себе бунтарский дух.
Ещё немного и Элла приняла бы философию всегда говорить «да», подобно герою Джима Керри.

Образ феи Люсинды метафора людей, причиняющих добро насильно. Ей искренне кажется, что «дар послушания» и правда дар, ведь кто не мечтает об идеальном ребёнке, спящем по приказу? Но кто подумает о том, с какими проблемами ему придётся столкнуться во взрослой жизни.
В «Заколдованной Элле» легко читается современная повестка: рабский труд, расизм и дискриминация. Например, у Эльфов есть один путь развития по жизни — быть музыкантом и радовать окружающих. Стать юристом не получится. А великанам свойственно исключительно трудиться на плантациях.
К слову, именно тут вылезает одна из проблем картины: непонятно, для какого зрителя она создана. С одной стороны, «Заколдованная Элла» — смешная и добрая сказка с кучей гэгов и танцев под Queen, но с другой — взрослые темы и пошлые шутки. Ребёнок не поймёт повестки и юмора, а взрослый зритель, хоть и считает их, но сюжет для него окажется чересчур прямым и скучным.

Добрые и злые герои понятны с первой минуты фильма, да и исход картины очевиден. Поэтому сложно сказать, для какого зрителя снята картина. «Заколдованная Элла» — это не «Шрек», умело балансирующий на грани и подходящий любому возрасту. Скорее, это не самая удачная попытка совместить все насущные темы.
Из-за того, насколько неуместно выглядит «совмещение», картина, скорее, похожа на пародийную сказку в духе «Очень эпического кино» (2007), но и до него не дотягивает. Слишком мало юмора и гротеска, да и за серьёзное творение воспринимать не получается — недостаточно хорошего сюжета, персонажей и идеи.
С логикой в «Заколдованной Элле» тоже беда. Например, почему никто даже не попытался остановить Люсинду? В мире с намёком на тоталитаризм, где дотошно следят за магическими существами и рисуют им рамки дозволенного, никто не следит за произволом фей. То есть, каждая первая фея может летать по стране, заходить в дом к каждому, колдовать и никак не наказываться? Возможно, феи — привилегированный класс и идеальные магические существа. А тут уже пахнет 30-ыми годами прошлого столетия.

Вопрос, почему никто не хочет остановить террор Люсинды, видимо, останется философским, также как и то, почему почти никто не замечал послушания Эллы. В обычной жизни, если кто-то беспрекословно выполняет просьбы — наводит на вопросики, а персонажи фильма искренне считают, что этого никто не замечает. Никто, кроме, конечно же, антагонистов!
Принц Чар, видимо, слеп также, как и персонажи волшебного мира. Под боком дядюшка, творящий хаос в государстве, провозгласивший рабский труд и дискриминацию, а герой искренне удивляется, как же так. Эти проблемы можно отнести к вопросу о том, почему всё так плохо с сюжетом и для кого создана картина.

Но если закрыть глаза на нестыковки и не придираться к моментам, то «Заколдованной Эллой», которая вспоминается даже 20 лет спустя, можно насладиться. Фильм добрый, интересный, местами смешной. Чего только стоит момент, где героиня Энн Хэтэуэй танцует под песню Somebody to Love группы Queen.