Время для счастья — сейчас. Поэзия повседневности и радость одиночества в фильме «Идеальные дни»

Идеальные дни

Недавно американская киноакадемия объявила номинантов на «Оскар». За звание лучшего международного фильма поборется новая картина режиссера Вима Вендерса «Идеальные дни» про жизнь уборщика дизайнерских туалетов в Токио. Разбираемся, чем так понравился киноакадемикам (и автору рецензии) фильм.

Перед нами Хираяма. Он зарабатывает тем, что чистит дизайнерские туалеты в Токио, а в свободное время ходит в баню, кушает в разных забегаловках, читает и катается на велосипеде. Для него важно хорошо выполнять свою работу и чтобы никто не нарушал устоявщийся распорядок дня. Кажется, что его жизнь состоит из утомительной рутины, в ней нет ничего интересного и по-настоящему значимого. Но на самом деле каждый его день идеален.

Немецкий режиссер Вим Вендерс, в 1987 году громко заявивший о себе в мире фильмом «Небо над Берлином», спустя 6 лет после своей последней киноленты «Погружение» выпустил, наконец, новую картину — «Идеальные дни». Этой работой немецкий режиссер словно выражает свою глубокую любовь и признательность Японии, и страна отвечает ему взаимностью: именно «Идеальные дни» номинированы на «Оскар» от Японии в номинации «Лучший международный фильм».

Начиная смотреть фильм, можно подумать, что это мог быть не художественный, а вполне себе документальный фильм под названием «Несколько дней из жизни уборщика туалетов в Японии». Первые полчаса нас погружают в размеренный ритм жизни Хираямы, роль которого исполняет Кодзи Якусё. Хотя ощущение, что он не играет, а живет этим персонажем, испытывая все его эмоции как свои.

Идеальные дни

Каждый кадр здесь словно невысказанный стих, и весь фильм насыщен поэзией повседневности. Ни герой, ни камера оператора никуда не спешат, они размеренно движутся в своем темпе, впитывая моменты жизни. По ощущениям это очень напоминает фильмы Джима Джармуша, который ищет красоту в каждом дне, наслаждается рутиной и простотой обычных будней, когда в жизни не происходит ничего сверхъестественного. Жизнь прекрасна здесь и сейчас, так живите ее с удовольствием — к этому призывает Джармуш, и этот же посыл улавливается в «Идеальных днях».

Герой использует любую свободную минуту, чтобы полюбоваться колыханием листвы, отражениями в стеклах, игрой теней и узорами от пара на окнах. Ему нравится наблюдать за местным сумасшедшим на улице и подглядывать за прохожими или случайными соседями по скамейке в парке. Причем в фильме не так много разговоров, основной диалог здесь происходит внутри самого героя, а его лучшие собеседники — книги и музыка. Хираяма словно аналоговый персонаж, затерявщийся в цифровом мире 21 века: его образ жизни вызывает недоумение у окружающих, он не вписывается в рамки современного общества. Но для него это не важно, ему комфортно с собой. И во всем этом и заключается секрет его идеального дня.

При этом в фильме есть внутренний конфликт, который настигает Хираяму, когда его привычный уклад нарушается. Это нельзя назвать кульминацией в традиционном понимании, но благодаря определенным событиям становится понятнее, как герою удается наслаждаться каждым днем, любить свою работу и быть в мире с собой и с окружающими.

Фильм не дает никаких объяснений о причинах того, почему главный герой выбрал такой образ жизни. Но как будто прошлое в этой киноленте и не имеет значения, ведь жизнь — то, что происходит с нами прямо сейчас. И сначала нам кажется, что у Хираямы очень предсказуемая и беззаботная жизнь. Но Вим Вендерс в нужный момент очень тонко и красиво показывает, что искренняя улыбка каждый день стоит герою усилий. И что быть счастливым — это личный выбор каждого, а не стечение обстоятельств.

Идеальные дни

Отдельно хочется отметить невероятно красивую картинку в фильме: живописные закаты и рассветы, ночные пейзажи, кадры с шелестящей листвой, словно мы сидим в парке, а не в кинозале, завораживающие виды Токио, уютные съемки местных забегаловок и улочек. А звучащие здесь песни только усиливают ощущение общей красоты и душевности, подбрасывают дополнительных смыслов происходящему на экране либо просто радуют сердце знакомыми мотивами. Музыка в фильме — отдельный персонаж, который всегда рядом: поддержит, утешит, вызовет чувство ностальгии и напомнит о приятном и добром. Кажется, Вим Вендерс очень любит кино Джима Джармуша.

Нас часто пытаются убедить, что счастье заключается в окружающих людях, только другой сможет дать тебе то, что придаст смысл твоей жизни. Вим Вендерс с этим не согласен. Его «Идеальные дни» — это фильм про выбранное одиночество, которое приносит удовольствие и учит наслаждаться каждым прожитым моментом. Это про внутреннюю гармонию, которая позволяет находить смысл в повседневности, не искать радости, а жить ей. Жить здесь и сейчас — вот что важно. И очень символично, что в конце ленты звучит песня Feeling good.

Идеальные дни

P.S. Говорят, в фильме можно увидеть самого Вима Вендерса, так что глядите в оба. И обязательно досмотрите титры до конца, там вас будет ждать пояснение одного очень красивого японского слова, которое добавит просмотру душевности.

Кинопрокатная компания A-One выпускает «Идеальные дни» Вима Вендерса в широкий прокат в России 1 февраля.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Посмеяться, поплакать и в зеркало поглядеть: рецензия на фильм «Детка» Предыдущая запись Посмеяться, поплакать и в зеркало поглядеть: рецензия на фильм «Детка»
Эффект бабочки: как Тодд Хейнс показывает необратимость в пасторальной драме «Май декабрь» Следующая запись Эффект бабочки: как Тодд Хейнс показывает необратимость в пасторальной драме «Май декабрь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *