Экранизировать сюжеты культовых научно-фантастических романов — одно из любимых занятий Голливуда. Ведь идея уже есть, история написана. Хотя не все так просто: нужно качественно адаптировать книгу в сценарий и снять так, чтобы это не было дословным переводом слов на экран, но при этом и не отступало далеко от первоисточника. Поэтому с одной стороны, экранизации кажутся очень заманчивой идеей, но с другой стороны — чрезвычайно рискованным занятиям, за которое можно получить по голове.
В этом материале я решила перечислить несколько относительно свежих и весьма интересных экранизаций сай-фай романов. При этом надо сразу оговориться, что здесь не будет киноклассики в жанре научной фантастики типа «Бегущего по лезвию» или «Дитя человечества», или таких нашумевших проектов как «Дюна». А в конце я перечислила, какие экранизации нас ждут в 2025 году.
«Укрытие»
Это сай-фай сериал от стриминга Apple TV+, основанный на серии книг писателя Хью Хауи. Перед нами рисуют постапокалиптическое будущее, где тысячи выживших прячутся в огромном бункере и не высовываются наружу, так как думают, что воздух отравлен и весь мир мертв. До поры до времени всех устраивал такой порядок, пока однажды инженер Джульет Николс не обнаруживает, что, возможно, их всех уже много лет обманывают и пугают сказкой о мертвой земле.
Сериал детально рисует мир будущего, который в целом не сильно отличается от нашего, только мы с вами не живем в бункерах. Здесь показаны самые разные механизмы управления обществом: политические интриги, эволюционировавший аналог религии, разделение на классы и контроль рождаемости. А вместо Конституции в бункере чтят Устав — главный документ, которому должны подчиняться все без разбору. Все это звучит знакомо благодаря множеству известных антиутопий.
Несмотря на обилие самых разных тем и идей, авторы рассказывают историю бунта в бункере неспешно. Размазанный по сериям экшен создатели пытаются компенсировать личными дилеммами героев и тайнами из их прошлого. Ближе к середине вся эта махина, наполненная концепциями и интересными персонажами, все же ускоряется и выравнивается в темпе и событийности на квадратный метр. Да, по началу сериал может показаться затянутым, а кому-то даже скучным. Но если перетерпеть, то финал вас не разочарует, как и главная героиня в исполнении прекрасной Ребекки Фергюсон.
Само руководство Apple TV+ очень довольно результатом и еще до выхода финальной серии второго сезона продлило «Укрытие» на третий и четвертый сезоны.

«Периферийные устройства»
Это экранизация одноименного романа Уильяма Гибсона (отца киберпанка, который придумал использовать термин «матрица» для описания виртуального пространства) от стриминга Amazon Prime Video. Мир в этой вселенной напоминает наш, только вот технологии у людей более доступны и развиты. В центре сюжета тема разрушенного в будущем мира из-за природных и рукотворных катастроф. Заглянуть на несколько столетий вперед героям удается с помощью специального устройства, которое якобы запускает виртуальную игру, а на самом деле отправляет их сознание в другие тела.
Произведения Гибсона считаются сложными для экранизации, и не столько из-за идей, сколько из-за миров, которые он рисует. Они настолько фантастичны и далеки от реальности, что довольно долго оставались лишь на бумаге. Научная фантастика была на пике популярности до 2010-х годов, но тогда не были достаточно развиты технологии в кино, чтобы попробовать качественно изобразить мир будущего по Гибсону. Снова активно проявлять интерес к этому жанру стали с 2020-х годов. Благодаря новым технологиям и состоятельности Amazon (и видимо, наличию поклонников Гибсона среди руководства компании) у нас появился сериал «Периферийные устройства», одним из создателей которого стал Винченцо Натали, занимавшийся «Миром Дикого Запада» и «Американскими богами».
У авторов получился довольно громоздкий сериал: они постарались перетащить в проект как можно больше идей и историй из книги. Здесь и тема искусственного интеллекта, и рассуждения о недостатках человечества и разных угрозах для мира, а также борьба за власть, ложь во благо и демонстрация других несовершенств человеческой натуры. Но тяжеловестсность сериалу можно простить из-за мира будущего, который нам показывают на экране (лично я не помню подобных фантазий на тему мира, который нас ждет через несколько столетий).
В начале даже можно слегка заплутать среди новых терминов и происходящих событий. Но к середине история стабилизируется и набирает обороты. В сериале отличный визуал и спецэффекты, а также нет недостатка в экшене — все это особенно важно для фантастики Гибсона (и фантастики в целом). К сожалению, стриминг передумал и отменил второй сезон, а первый был завершен на полуслове (благо, в книге Гибсон написал финал).

«Станция одиннадцать»
В отличие от первоисточника — одноименного романа Эмили Сент-Джон Мандел — премьера сериала с Маккензи Дэвис прошла довольно тихо. Возможно, это связано с тем, что выход совпал с очередной волной заболеваний ковидом, но уж точно не с качеством проекта.
События сериала происходят в нашем мире, который не справился с пандемией вируса. В итоге человечество очень сильно поредело, и теперь люди живут небольшими изолированными группами. Мы оказываемся в постапокалиптической Америке и следим за судьбами сразу нескольких героев, чьи пути то сходятся, то расходятся. Героиня Маккензи Дэвис живет в странствующей труппе актеров, которые бесконечно ставят Шекспира и побираются в заброшенных домах. В другой части страны проживает религиозный культ с лидером по прозвищу Пророк. А еще есть герой Химеша Пателя, который странным образом связан с обоими группами.
Сюжет сериала (как и книги) напоминает тонкое переплетение нескольких историй людей, которые живут в разных местах и в разное время. Мы наблюдаем молодость главной героини и ее зрелость, кем она хотела быть и кем стала. Нам показывают, как нам кажется, закат всего мира, а потом мы понимаем, что это лишь конец той цивилизации, что мы знаем. Впереди же ждет новый, опасный и неизвестный, но все еще прекрасный мир.
Несмотря на то, что нам рассказывают о жизни в постапокалипсисе, «Станция одиннадцать» — это очень личная история, в которой, конечно, много времени посвящено выживанию, но еще больше тому, как сохранить в себе человека, а не стать диким зверем. Здесь много теплоты, близости, скрытой любви. А масштаб трагедии ощущается не через съемки разрушенных городов и стран, а через переживания людей с почти хроническим ПТСР.
Сериал получился многослойным и непростым. Местами сюжетная конва кажется разорванной и перепутанной, но к финалу все встает на свои места. Концовка получилась нежной и при этом честной — такой, от которой немного щемит в душе, но без боли, а с надеждой на лучшее.

«Основание»
Это, наверно, один из самых противоречивых сай-фай проектов платформы Apple TV+: часть зрителей ругается, что ничего не понятно, часть критикует неуважение к первоисточнику, ну а часть просто наслаждается красивым проектом. «Основание» — это сериал, снятый по мотивам серии книг знаменитого фантаста Айзека Азимова.
В российской локализации его книги долгое время переводили как «Академия» и лишь недавно стали печатать с заголовком «Основание» (что с точки зрения оригинального названия Foundation звучит логичнее, но может вызывать путаницу). После выхода первого сезона основная книжная трилогия получила второе дыхание, люди вспомнили об Азимове, но если сравнивать книги и сериал, то общего там очень мало. В защиту проекта Apple TV+ можно сказать, что они никогда и не заявляли о том, что это полноценная экранизация. Они делают сериал по мотивам, а значит займствуют идеи, героев, но могут менять и дополнять сюжет.
Сериал рассказывает о далеком будущем, где люди расселились за пределами Земли, образовав Галактическую империю во главе с императором. Однажды многоуважаемый ученый Гэри Селдон заявляет, что империя скоро падет, а вместе с ней может погибнуть и вся цивилизация. Ради ее спасения он создает организацию «Основание», благодаря которой у человечества должен появиться шанс на будущее.
Автор этой подборки — большой фанат Айзека Азимова, который читал «Академию»/»Основание», и не считает, что сериал Apple TV+ — это издевательство над наследием писателя. Да, сериал «Основание» — это скорее фантазия на тему книг Азимова, но очень качественная, визуально завораживающая и интересная фантазия. Создатели используют часть основных идей писателя, например, про этапы цикличности и устройство мира, про грядущую катастрофу и значение академии в судьбе цивилизации. При этом какие-то вещи из книги они адаптируют под сериальный формат, и в результате появляется что-то новое, скажем, тема про клонирование героя Ли Пейса.
Первый сезон получился не без шероховатостей. Пожалуй, главная проблема — это бесконечные прыжки между разными эпохами, локациями и персонажами. Сам сюжет очень насыщен событиями, а в начале зрителя не то чтобы плавно вводят в контекст. Добирать деталей и понимать тонкости сюжета приходится иногда на ходу, но к финалу становится полегче. Во втором сезоне авторы учли свои косяки, и история стала раскрываться проще и линейнее.
Научная фантастика никогда не была легким жанром, ведь она рассуждает о том, чего еще нет — о будущем — и создает миры, которых мы, может быть, никогда и не увидим в живую. Но при этом, не стоит забывать, что «будущее — это переосмысленное прошлое», как сказал один из героев «Основания».

Будущие экранизации сай-фая
«Электрический штат»
Одноименный графический роман от Саймона Столенхага решили экранизировать режиссеры Энтони и Джо Руссо, прославившиеся работой с супергероикой Marvel. По сюжету героиня в исполнении повзрослевшей и уже замужней Милли Бобби Браун ищет пропавшего брата, а в поисках ей помогает робот и Крис Пратт.
Картину начали снимать еще в 2022 году, но фильм попал в производственный ад: проблемы из-за занятости актрисы в финальном сезоне «Очень странных дел», трагическая гибель члена съемочной команды и решение о пересъемках части фильма. Бюджет у фильма составляет 320 млн долларов, но кто знает, может быть он еще раздуется. Но главный вопрос — каким получится фильм и насколько фанаты оригинального романа будут довольны или разочарованы результатом?
Когда: 14 марта 2025 года, Netflix

«Микки 17»
Это новый фильм режиссера нашумевших и оскароносных «Паразитов» Пон Джун-хо спустя несколько лет молчания. В основе сценария лежит фантастический роман «Микки 7» Эдварда Эштона об одноразовом сотруднике экспедиции, цель которой колонизировать ледяную планету. Каждый раз когда главный герой Микки умирает, его сознание перезагружается в новое тело.
Роль клонированного сотрудника исполнит Роберт Паттинсон (испробовал вечную молодость вампира, теперь хочет узнать про блага генной инженерии), компанию ему составили Стивен Ян и Марк Руффало. Премьеру «Микки 17» несколько раз переносили, но сейчас как будто бы фильм вышел на финишную прямую и действительно доберется до нас в марте этого года.
Когда: 7 марта 2025 года

«Бегущий человек»
Новый фильм режиссера Эдгара Райта на основе культового одноименного романа Стивена Кинга — пожалуй, один из самых интригующих проектов 2025 года. Удастся ли постановщику сделать экранизацию, которая понравится самому королю ужасов?
Режиссер Эдгар Райт работает над фильмом вместе со сценаристом Майклом Бэколлом, с которым он сотрудничал над картиной «Скотт Пилигрим против всех». Сюжет известен уже давно: главный герой принимает участие в телеигре «Бегущий человек», где за ним будут охотиться профессиональные убийцы. На такой шаг он идет ради больной жены, ведь победитель получит огромную сумму денег, на которую в том числе можно купить дорогостоящее лекарство.
По словам Райта, его фильм не будет ремейком боевика 1987 года с Арнольдом Шварценеггером, который критиковали за отступления от оригинала. Новая экранизация должна быть ближе к роману Кинга. Главные роли исполнят Глен Пауэлл и Кэти О`Брайан.
Когда: 21 ноября 2025 года

«В потерянных землях»
Это фэнтезийный эпик автора франшизы «Обитель зла» Пола У.С. Андерсона по мотивам одноименного рассказа Джорджа Р. Р. Мартина. В главных ролях супруга режиссера, бесменная и несравненная Милла Йовович в компании освободившегося от «Стражей галактики» Дэйва Батисты. В центре сюжета мир постапокалипсиса и колдунья, которая отправляется в потерянные земли на поиски магической силы. Она нанимает бесстрашного стрелка, который проведет ее по этим землям до желаемой цели и поможет овладеть таинственной магией.
Судя по трейлеру, ждать от проекта многого не стоит. Как это принято у Пола У.С. Андерсона: обилие слоу-мо, погонь и перестрелок, и графика желает оставлять лучшего. В общем «Обитель зла» на минималках. Но отчаиваться заранее не будем, а в случае чего всегда можно перебить осадочек с помощью первого фильма про зомби-апокалипсис или неплохой сай-фай Андерсона «Сквозь горизонт».
Когда: 28 февраля 2025 года (в России с 6 марта)
