Вилли Вонка и киноадаптации: путеводитель по всем экранизациям книги Роальда Даля

Вилли Вонка и киноадаптации: путеводитель по всем экранизациям книги Роальда Даля

Разбираем все экранизации знаменитого произведения Роальда Даля о любителе шоколада известного как Вилли Вонка, включая свежую адаптацию с Тимоти Шаламе, которая получилась худшей из трех.

Маленький мальчик из бедной семьи Чарли Бакет волею счастливого случая попадает на уже давно закрытую для людей шоколадную фабрику удивительного кондитера-затворника по имени Вилли Вонка в числе пятерых детей, нашедших золотой билет. Ему предстоит провести незабываемый день на фабрике и получить приз, о котором ребёнок не смел и мечтать.

Противоречивость книги

Вилли Вонка и киноадаптации: путеводитель по всем экранизациям книги Роальда Даля
Иллюстрация к книге «Чарли и шоколадная фабрика»

Повесть Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» увидела свет в 1964 году. Как и другие книги писателя (об экранизации его рассказов мы писали здесь), она погружала в детский мир, полный волшебства, но не обходилась без характерной для автора манеры вносить в повествование отнюдь не детские элементы и действия, которые влекут за собой подчас страшные последствия.

Действующие лица повести – дети Август Глуп, Верука Солт, Виолетта Борегард и Майк Тиви – транслируют посредством своих недостатков смертные грехи: чревоугодие, алчность, гордыня и праздность, соответственно. И только главный герой – Чарли Бакет – образец невинных детских помыслов и чистоты души. Проходя по различным цехам и комнатам фабрики, каждый из них обнажал истинное лицо, которое, хоть и карикатурно было описано Далем, ярко демонстрировало пороки. И несмотря на то, что взращены они потаканием взрослых, ответственность, а, следовательно, и наказание лежат целиком и полностью на детях.

Подход к некоторым видам наказаний, а также представление детей в качестве жёстких потребителей поделили критиков. Одни видели обучающее толкование для детей, облачённое в волшебную фантазию, другие же рассмотрели в книге непосредственный предмет потребления, который явно выходит за рамки формата детской повести, несмотря на то, что на личностях взрослых (даже самого Вонки) сюжет едва ли концентрируется.

Но книга снискала успех, поэтому уже в 1971 на экраны выходит первая экранизация.

«Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)

Чарли и шоколадная фабрика 1971
Кадр из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)

Экранизация книги, снятая при жизни писателя, удостаивается затруднительный участи – угодить не только зрителям, но и автору первоисточника. К сожалению, «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» не угодил ни аудитории, ни писателю на момент выхода в прокат. И если зрители распробовали «шоколад» на вкус уже в телевещании, а ныне и вовсе почитают картину за классику, то вот Роальд Даль так и не оценил творение Мела Стюарта.

Несмотря на то, что Даль выступил сценаристом фильма, его концепция столько раз подверглась правкам, что вектор повествования окончательно сместился с Чарли на мистера Вонку, что отражено даже в названии. Именно это и не понравилось писателю, ставившему во главу непорочное дитя, своим скромным жизненным укладом и мыслями противопоставленного преданным грехам детям. Фильм настолько редко обращается к Чарли, что даже зритель начинает о нём забывать.

Чарли и шоколадная фабрика 1971 смотреть
Кадр из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)

Центральной линией сюжета становится попытка конкурента Вонки выведать секрет изготовления бесконечной конфеты. Подобно Змею-искусителю (продолжение религиозной темы) конкурент подговаривает каждого из детей, приглашённых на фабрику, выкрасть рецепт и получить за это вознаграждение. Впоследствии оказывается, что конкурент – подставной, а предложения о краже – ещё одна проверка шоколатье.

Ни о чём подобном Роальд Даль не писал, а изменение сюжета подчеркнуло чистоту характера Чарли. Но этого и не потребовалось бы, если бы до этого не была добавлена сцена, в которой Чарли и его дедушка пробуют газировку с эффектом левитации, несмотря на запрет Вонки. Так выдумка создателей фильма испачкала кристальный образ мальчика, что в финале даже становится препоной на пути к получению приза.

Подобных структурных изменений в фильме немало. Добавлены несуществующие композиции, а стихи из книги переписаны и переложены на мотив одной и той же, повторяющейся песни умпа-лумпов. Осторожно! Она проникает в умы так глубоко, что всплыла даже в приквеле 2023 года. Заменены герои-сопровождающие и обитатели цехов, а сами цеха (спишем на возможности кинематографистов) выглядят совсем не так роскошно, как фантазии повести, хоть и дотошно копируют текстовые описания.

Но основной посыл, направленный на закрепление уроков и выделение морали представлен менее ярко, чем в первоисточнике. Концентрация на образе Вонки сделала историю размытой, местами безликой и структурно недоработанной, но оставила современникам интернет-мем «ну давай, расскажи мне».

Мем ну давай, расскажи мне

«Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

Чарли и шоколадная фабрика 2005
Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

В начале нулевых экранизацию повести возложили на Тима Бёртона, а на роль Вилли Вонки тот позвал завсегдатая своих кинобезумств – маэстро перевоплощений, граничащих с шизофренией, Джонни Деппа. Костяк истории сохранился, мизансцена перенесена в начало нулевых и адаптирована под данный временной промежуток, как и некоторые детали (например, отец Чарли потерял работу не из-за закрытия фабрики, а из-за модернизации производства роботами).

Мастер оригинальной подачи, Бёртон внёс в сюжет повести, наполненный диковинными элементами, присущий своей фантазии мистицизм, созидая тем самым местами жутковатые действа. Характер Вонки обрёл налёт безумия. Современная экранизация пестрит неоднозначными фразами, двусмысленной мимикой и действиями, которые можно трактовать желанием Вонки подтолкнуть детей к катастрофе. Он как бы говорит: «Я не буду тебя уберегать от дурного поступка, а лишь сделаю вид, что уберегаю, потому что знаю, что за этим последует!» (смайлик чёртика прилагается)

Всё это отлично от образа Вонки, созданного Далем. Вонки, который радушно приветствовал каждого ребёнка и взрослых рукопожатием и никак не боялся слова «родители». Именно сюжетная ветка, связанная с отцом шоколадного магната, – нововведение, привнесённое в повествование Бёртоном. Если до этого момента о личности шоколатье не было практически никаких сведений, то в фильме 2005 он обретает не только предысторию, но и трагедию души, связанную с ней. Эта проблема выводит персонажа Деппа на первый план, но, в отличие от первого фильма, Вонка приобретает связь с Чарли.

Их арки персонажей развиваются в тандеме. Вопросы Чарли раскрывают подсознание Вонки, а фразы и ультиматум Вонки раскрывают характер и привязанности Чарли. Несмотря на то, что финал построен на противоположном книжному высказывании, таковой итог имеет место с прописанной через персонажа Кристофера Ли подноготной.

Чарли и шоколадная фабрика 2005 смотреть
Кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

В остальном Бёртон придерживается основ, повторяя описанные в повести моменты подчас полноценным цитированием. Современная картинка выглядит столь же сочно, как представляется читателю, ведь некоторые кондитерские изделия были настоящими, как и шоколад, предоставленный корпорацией Nestle, а четыре из пяти песен умпа-лумпов написаны Роальдом Далем в книге.

Картина получила положительные отзывы, собрала внушительную кассу и даже номинировалась на премии «Оскар» и «Золотой глобус». По сей день её пересматривают фанаты, внося в ряд лучших работ Бёртона.

Но, как и после 1971 года, Вилли Вонка, Чарли и шоколадная фабрика отправились на покой, пока в 2021 ни объявили, что в работу уходит приквел повести и оригинального фильма под руководством режиссёра Пола Кинга («Приключения Паддингтона») с Тимоти Шаламе в главной роли.

«Вонка» (2023)

Вонка 2023
Постер к фильму «Вонка» (2023)

Что может быть страшнее фильмов «по мотивам»? Правильно! Современные фильмы, снятые по мотивам и сдобренные повесткой. Увы, но герой Роальда Даля попал в эту беспощадную машину яркого, но бессмысленного деньговыжимания. Может, потому попал, что был оторван от фундамента первоисточника.

Встречайте молодого Вилли Вонку – фокусника, шоколатье, волшебника и просто доверчивого дурачка. Да-да, тот самый Вонка, что руководил целым заводом, с лёгкостью распознавал пороки, а в фильме 1971 года хитростью заставил детишек подписать договор, не читая (видимо, по собственному опыту).

Заявленный приквел оригинального фильма полностью игнорирует «фантазию на тему» Тима Бёртона, а также очень условно использует образы первоисточника. Например, умпа-лумпа в исполнении Хью Гранта – точная копия вымышленных пигмеев из фильма 1971 (сам Даль не давал точного описания персонажей). И даже его первое появление сопровождается музыкальной темой Энтони Ньюли. Вонка уже носит каноничный костюм, а среди концепций сладостей есть те, которые найдут своё отражение в оригинале. Но на этом сходства заканчиваются, а поток вольномыслия накрывает зрителя волной некачественного шоколада.

Хотя даже вольномыслием это сложно назвать, поскольку едва ли «Вонка» отличен от любого другого фильма образца «толерантной эры». Герои живут в атмосфере нищеты и фасадного уныния, и, естественно, теперь представлены различными расами.

Один из центральных персонажей – девочка-сирота, чьи ум, решимость и способность действовать являются чуть ли ни единственным локомотивом протагонистов, потому как мужские и более взрослые персонажи смиренны порой, как цветок в горшке. Ну и, конечно же, умпа-лумпы, которые ранее страдали (по мнению некоторых читателей) от расистских нападок писателя, показавшего народ угнетёнными рабами белого мужчины, реабилитировались в глазах общественности, благодаря одному умпа-лумпу, оказавшемуся умнее того самого белого мужчины. Бинго!

Вонка 2023 смотреть
Кадр из фильма «Вонка» (2023)

Из-за отсутствия первоисточника создатели «Вонки» могли использовать в своём произведении даже жирафа (а, простите, он там есть!) Но путь у самурая шоколатье один – в инклюзивность капиталистического мира.

Заложенные Далем роли вновь используются, но переворачиваются диаметрально противоположно. Из волшебного мира шоколада и детских фантазий зритель попадает в мир пропитанных пороками взрослых (чревоугодие, алчность), среди которых сам Вонка выглядит ребёнком. Создается впечатление, что он замкнулся в детском периоде, игнорируя разумеющееся для взросления развитие, предпочитая его абсолютной вере: в волшебство, людей, мечту.

До сих пор книга и фильмы пропагандировали концепцию обучения: зрителю обнажали порок, а потом последствия уподобления ему. «Вонка» же настаивает на мысли о том, что добро, друзья и вера – залог исполнения мечты. И даже изобретения Вонки, которые ранее были результатом, хоть и причудливого, но технического решения, вдруг стали объясняться волшебством. Конфетку из грозовой тучки и солнечного света желаете?

Фильм отвечает всем современным паттернам создания кино. И если абстрагироваться от первоисточника и принять правила игры, то мюзикл покажется сносным, но так ли много его роднит с оригинальными концепциями и текстом?

Шоколад «Вонка». Состав: какао-бобы, какао-масло, отсылки к фильму 1971 года, волшебный бред.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«После. Навсегда» и другие эксклюзивные премьеры февраля от «Настрой кино!» Previous post «После. Навсегда» и другие эксклюзивные премьеры февраля от «Настрой кино!»
Окно возможностей: рецензия на фильм «Собор» Next post Окно возможностей: рецензия на фильм «Собор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *