Корни фолк-хоррора
Как и сериальный формат появился задолго до изобретения телевидения (спасибо Артуру Конан Дойлю и его Шерлоку Холмсу), так и субжанр фолк-хоррора появился намного раньше, чем его стали активно использовать в речи кинорежиссеры и критики. Сначала это были устные мифы и легенды, например, про Салемских ведьм или Лох-несское чудовище. А как только человек научился писать, то все эти истории переродились в литературе. Лавкрафт на этом по сути свою карьеру построил.
Так множество фольклорных ужасов из древних народных преданий стали основой готических романов и ужасающих рассказов. Вот несколько примеров:
- Легенда о Бабе Яге — старой женщине-вампире/ ведьме/ духе в славянской мифологии.
- Миф о лесных людях — о скрытных существах, обитающих в лесах, которые могут быть как добрыми, так и злыми.
- Легенда про водяных — про существ, которые живут в воде и могут быть как друзьями, так и врагами человека.
- Страшная сказка про кукольный дом — ужасный рассказ о кукольном доме, в котором происходят странные вещи.
- Страшная сказка про Кровавую Мэри — женщину, которая убивает тех, кто называет ее имя три раза перед зеркалом.
Это лишь верхушка айсберга фольклорного ужаса, который уже давно встроился в культуру и историю человечества. Неудивительно, что кино стало еще одной площадкой, где все эти мифы и легенды смогли напомнить о себе с новой силой, вернув к себе наш интерес.

Фолк-хоррор в кино: начало и развитие
Точкой отсчета для формального появления фолк-хоррора в кино считают 1970-е годы, причем его родиной называют Великобританию. В то время этот поджанр рассматривался как отказ от ценностей технократического мира и возвращение к корням, к архаике. В 21 веке возрождение интереса к романтизации языческих обрядов и оккультных верований часто происходит из-за бунта молодого поколения против чересчур индустриализованной современности, из-за желания стать ближе к природе и первобытным корням (но и не забывать, какие тайны это может скрывать).
Впервые термин фолк-хоррор был замечен в 1970 году в одной из статей журналиста Рода Купера в британском журнале Kine Weekly. Именно этим словом он охарактеризовал фильм «Кровь на когтях сатаны» («Обличье сатаны») 1971 года режиссера Пирса Хаггарда. Эта картина и еще две — «Плетеный человек» Робина Харди и «Великий инквизитор» Майкла Ривза — в итоге стали основоположниками фолк-хоррора в кино, а саму кинотройку называют «нечестивой». Однако в массовой культуре этот субжанр стал использоваться для описания фильмов только в 2010 году: после того, как актер и режиссер Марк Гэтисс рассказал о нем в своем мини-сериале «История ужасов с Марком Гэтиссом».

Тем не менее именно «Нечестивая тройка» 1970-х определила основные черты фолк-хоррора, или «народного ужаса» (с английского horror — ужас и folk — народ):
- влияние ландшафта на мораль жителей конкретной местности
- изолированное от остального мира сообщество (деревня, городок, остров и т.д.), а посторонние гости как раз провоцируют изолированных
- специфическая система верований (часто язычество)
- вызов/ происшествие/ конфликт (то, что запускает будущий ад для героев)
Если все это объединить, то получится такое описание.
Чаще всего фолк-хоррор представляет собой столкновение двух миров: древнего традиционного мира (архаики) с цивилизационными нормами 20-21 века (современностью). Это столкновение современного человека с народными монстрами и теми, кто исповедует любовь и уважение к ним. И почти всегда неизбежно, что прошлое поглощает будущее.
В целом фолк-хоррор сосредоточен на монстрах и «народе» как ключевых фигурах истории. Но также важна и атмосфера, причем часто сама земля и природа в фолк-хорроре играют важную роль и выступают чуть ли не как активный персонаж.
Для британского кино, которое считается родоначальником этого субжанра, выделяют две волны развития в кинематографе:
- 1-я волна — кино в период с 1968 по 1979 года
- 2-я волна — фильмы после 2008 года
Фолк-хоррор крепко связан с региональной и национальной идентичностью, рассказывает о национальных традициях и локальных чудовищах. Неудивительно, что поджанр успешно развивался и в других странах, прежде всего, в США, где интерес к сверхъестественному и мистическому — часть культурного кода.
В Америке выделяют две волны развития субжанра:
- 1-я волна — началась с адаптаций таких книг Стивена Кинга, как «Дети кукурузы» 1984 года и «Кладбище домашних животных» 1989 года
- 2-я волна — с 2015 года, когда вышла «Ведьма» Роберта Эггерса
Со временем фолк-хорроры стали немного видоизменяться, их стали делить на «лесные» и «городские» фильмы ужасов. Так были выделены 3 обязательных элемента фолк-хоррора, которые более универсальны и не делают такого сильно акцента на деревенском и природном:
- События, сосредоточенные в прошлом, часто доиндустриальном (к вопросу об архаике).
- Среда, вызывающая одновременно удивление и страх у зрителей и персонажей.
- Часто легенды и мифы, лежащие в основе истории, основаны на устной традиции и народной культуре, в целом «устность» имеет важное значение в самом повествовании.
Но не зависимо от того, «лесной» или «городской» это фолк-хоррор, сам поджанр сохранил свою странность и загадочность. Ведь то, что особенно ценится в таких картинах — пугающее, жуткое ощущение древнего, чего-то необъяснимого и связанного с неосязаемыми и размытыми представлениями о жутком и страшном. А благодаря добавлению сверхъестественного, нам показывают альтернативные способы существования, а иногда и иные варианты того, каким может быть будущее.

Из чего состоит фолк-хоррор
Фолк-хоррор — это не только истории в духе группа студентов заблудилась в лесу и встретила древнее чудище. В рамках этого поджанра раскрываются самые разные идеи. Например, в 1980-е годы в фильмах в жанре «народного ужаса» появились элементы сатанизма и эротики, а фольклорные мотивы использовались как метафора на женскую сексуальность: «Сердце Ангела» (1987), «Логово белого червя» (1988) и «В компании волков» (1984). В 1990-х фолк-хоррор стал активно «дружить» с другими жанрами, например, с поджанром found footage или «найденная пленка». Самый известный пример — «Ведьма из Блэр» 1999 года.
В 21 веке авторы часто обращаются к «народному ужасу» для создания уникальной атмосферы и любопытных историй, для добавления сверхъестественного и мрачно фэнтезийного в картину. Благодаря этому появился один из самых светлых фильмов ужасов «Солнцестояние» (во многом напоминает «Плетеного человека»), который, несмотря на обилие дневного света, пробирает до костей.
При этом фолк-хоррор находится в постоянном развитии и эволюции. Когда-то он разделился на «городское»и «лесное» кино, но также он повлиял на возникновение такого поджанра как сельская готика. Тренд на фолк-хорроры набирает обороты во многом благодаря тому, что «народный ужас» можно миксовать с разными жанрами, а в обертке из мифа можно говорить на самые актуальные темы и заодно просвещать людей по теме национального фольклора.
Сейчас фолк-хоррор относят к поколению постхорроров, которые на Западе чаще именуют как elevated horror («возвышенный хоррор»). Так называют новую волну так называемых умных ужастиков, где обычно интеллектуального и драматичного больше, чем скримеров, джампскейеров и других черт традиционного хоррора. То есть они пугают не формой, а содержанием. Фильмом, который жирно намекнул на этот тренд, стал австралийский «Бабадук» 2014 года, но активное использование термина началось после уже упомянутой «Ведьмы».

Но если взглянуть на историю развития кинематографа в целом, то становится ясно, что этот поджанр начал зарождаться раньше, чем постхорроры. Ведь при желании все фильмы про оборотней и вампиров тоже можно отнести к фолк-хоррорам: некоторые критики занимаются таким «переописанием» многих ранее вышедших фильмов. Однако и сами постхорроры — не что-то сверхновое, скорее, мы наблюдаем ренессанс этого жанра. Сейчас у аудитории повышенный интерес к картинам, где месилово и рубилово не является самоцелью. Например, «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина или «Ребенок розмари» Романа Полански — это фильмы-реакции на то, что волновало общество в то время, и эти картины подходят под описание постхоррора.
На этом разговор про elevated horror/постхоррор мы закончим, просто хотелось пояснить, кто чей зять, кто чья теща.
Монстры в фолк-хоррорах
Фолк-хорроры — это обычно размышление о природе зла, поэтому с поиском конкретных монстров здесь иногда бывают проблемы. Привычных маньяков или кровожадных пришельцев здесь не найти. Зло в «народном ужасе» спускается в мир людей в разных воплощениях:
- те, кто обладают магическими способностями
- сектанты и люди, объединенные специфической религией
- сама природа
- древние рукописи/свитки/артефакты
- мертвецы или душевно нездоровые люди
- духи
- фольклорные существа и чудища из мифов
Почему мы любим фолк-хоррор
Фильмы о народных чудищах, ведьмах и языческих обрядах популярны по нескольким причинам:
- Этот жанр позволяет показать мрачную, загадочную и таинственную сторону народной культуры (и в целом познакомить с разными фолк-культурами).
- Фольклорные элементы (обряды, мифы, легенды и традиции) создают атмосферу загадочности и таинственности, в которой есть свое уникальное очарование.
- Фолк-хорроры часто используют природу и окружающую среду в качестве дополнительного персонажа, что усиливает атмосферу напряжения и ужаса.
- Фолк-хорроры часто затрагивают универсальные темы, такие как вера, семья, насилие, жизнь и смерть, что делает их актуальными и понятными.
На последнем пункте хочется отдельно остановиться, так как в эпоху повышенной толерантности и политкорректности фолк-хорроры спасают и позволяют метафорично высказываться на разные темы. Ведь зло универсально и существует в самых разных сферах жизни человека. Какие темы скрываются за мифологией и древними легендами?

Семейная травма неискоренима. Семьи были, есть и будут всегда, и каждая из них несчастлива по-своему является источником самых разных противоречий, болезней и «проклятий». Сепарация, жертвенность ради семьи, повышенная тревожность, дисфункциональная семья и многое другое — все эти понятия из сеансов психотерапии 21 века, которые можно разглядеть и через призму древних преданий.
Сексуализированное насилие, мужское vs женское. Феминистические мотивы все ярче и громче проявляются в фолк-хоррорах. Авторы таких фильмов не боятся исследовать самые разные страхи женщин и всевозможное насилие, чаще всего связанное с действиями (или бездействием) мужчин. Современные зрители без проблем смогут увидеть в сценах с древними чудищами метафоры и отсылки на современный мир.
Страх потери и неспособность принятия. Чем больше мы имеем, тем больше мы боимся потерять. Эта истина актуальна всегда, особенно когда касается близких. Каждый сам справляется с потерей родственников и любимых, кто-то просто не может принять произошедшее и внезапно находит утешение в вере в сверхъестественное.
Мы сами — главный источник зла. За всеми легендами, мифическими монстрами и смертоносными культами скрываются люди. Мы можем оправдывать ужасные вещи верой не в тех божеств, но в итоге мы сами заносим топор.
Замалчивание и игнорирование проблем. Героям проще уверовать в неведомое существо и вступить в тайный культ, чем сесть за стол и поговорить.
Борьба с зависимостями. Человек довольно слаб и подвержен самым разным зависимостям, не только от алкоголя и наркотиков. Аддикции могут иметь разные личины, например, предстать перед вами в образе соблазняющей ведьмы или божества, обещающего исполнить любое желание.
Выход из нездоровых отношений. Несмотря на повальную психотерапию и осознанность, токсичные отношения все еще не редкость. И кто знает, может быть, внезапно, сектанты окажутся для вас тем спасательным кругом из нездоровых отношений (надеемся, что все же обойдется без них).
Расизм и ксенофобия. Что фолк-хорроры лучше всего умеют делать, так это говорить на тему инаковости. Благодаря персонажам, от которых отворачиваются и изгоняют (и они часто становятся «плохишами»), мы знаем, что люди не рождаются, а становятся озлобленными.
Опасные грани одиночества и безразличия. Это как будто вытекает из предыдущей темы. Чувство отверженности, потерянности и неприкаянности может уводить в лесную глушь и заброшенные избушки, и кто знает, какие существа в них обитают.
Хоррор-жанр всегда был наиболее адаптивным и подстраивался под запросы зрителей. Он является своеобразным барометром общественного сознания: отражает страхи общества и говорит о людях больше, чем они сами о себе понимают. Фильмы ужасов никогда не существовали отдельно от актуальных культурных и общественных тенденций, даже если главные герои — семья пуритан в Англии 17 века. В целом кинематограф всегда был отражением того мира, в условиях которого снимались определенные фильмы.
Фолк-хорроры — не исключение, в рамках этого поджанра происходит любопытный симбиоз драмы и мифического, бессознательного, сверхъестественного ужаса, в результате чего рождаются такие картины, как «Солнцестояние» или «Ритуал». И зрителям явно нравится подобное смешение. Но не стоит считать, что популярность фолк-хоррора означает забвение для других категорий ужасов. Наша любовь к сплэттерам и слэшерам не закончилась, а так как в мире все циклично, то и их ждет очередной ренессанс.

Что посмотреть из фолк-хоррора 21 века
«Таинственный лес» (2004, США)
Когда лес — это темный чулан с монстрами М. Найта Шьямалана.
«Ключ от всех дверей» (2005, США)
Кейт Хадсон борется с черной магией вуду и заодно вскрывает правду о расизме в США.
«Бабадук» (2014, Австралия)
Женщина, пытаясь справиться с потерей мужа, создает монстра.
«Ведьма» (2015, США)
В центре сюжета не ведьма, а разлагающаяся семья с ужасными нравами.
«Ритуал» (2017, Великобритания)
Чтобы проститься с погибшим другом, приходится пройти изощренный обряд прощания.
«Дом призраков» (2017, Таиланд, США)
Тайско-американский хоррор, где любовь не спасает от злых духов.
«Реинкарнация» (2018, США)
Душевные неврозы и семейные тайны с лицом Тони Коллетт и не только.
«Апостол» (2018, Великобритания, США)
На что вы готовы пойти ради урожая?
«Дашра» (2018, Тунис)
Тунисский фолк-хоррор о женщинах, которые дружат с козами.
«Фольклор» (2018, мини-сериал)
Альманах азиатских страшилок.
«Маяк» (2019, США)
Когда изолированность — это главный галлюциноген.
«Солнцестояние» (2019, США)
Когда сектанты оказываются самыми близкими людьми.
«Гретель и Гензель» (2020, США)
Не ходите дети в лес одни, особенно если наелись ядовитых грибов.
«Заклинание» (2020, США, ЮАР)
Околдованные одной худу-бабкой под культовую песню I put a spell on you.
«Иччи» (2020, Россия)
Якутский фолк-хоррор, где ночные видения оживают (или это только галлюцинации?).
«Кэндимен» (2020, США, Канада)
Вместо Битлджуса герои призывают Кэндимена, а заодно и свою погибель в атмосфере арт-тусовки.
«Оленьи рога» (2021, США)
Противостояние школьного образования и древнего язычества.
«Паранормальные явления. Медиум» (2021, Таиланд)
Документалка о тайской шаманке, где все древний дух портит съемки фильма.
«Молох «(2022, Нидерланды)
Когда болота вышли из берегов, версия из Нидерландов.
«Дурной глаз» (2022, Ирландия, Великобритания)
Филиппинская домработница сводит с ума Еву Грин.
«Каменный остров» (2022)
Когда защита дикой природы привела к потере рассудка.
«Род мужской» (2022)
О жизни в обществе, где все мужчины на одно лицо Рори Киннера.
«Ведьма: Реинкарнация» (2023, Мексика)
Мексиканский хоррор, предупреждающий, что каникулы у бабушки — не всегда вкусно и радостно.
«Астрал. Медиум» (2024, Ирландия)
Не злите тех, кто приводит на обед ручных големов.

Спасибо, что прочитали наш материал! Надеемся, что он был интересен и полезен. При написании материала использовалась информация из книги Александра Павлова «Исследования хоррора: Обновления жанра в 21 веке».