Ведьмы и язычество как метафора для всего: почему фолк-хорроры стали такими популярными

Гретель и Гензель

Фолк-хорроры становятся все более популярным поджанром среди фильмов ужасов. Конечно, использовать элементы фольклора — идея не новая, но масштабы ее развития в 21 веке приятно удивляют. Мы решили кратко пройтись по самому поджанру и попробовать найти ответ, почему фолк-хорроры стали такими популярными сейчас.

Корни фолк-хоррора

Как и сериальный формат появился задолго до изобретения телевидения (спасибо Артуру Конан Дойлю и его Шерлоку Холмсу), так и субжанр фолк-хоррора появился намного раньше, чем его стали активно использовать в речи кинорежиссеры и критики. Сначала это были устные мифы и легенды, например, про Салемских ведьм или Лох-несское чудовище. А как только человек научился писать, то все эти истории переродились в литературе. Лавкрафт на этом по сути свою карьеру построил.

Так множество фольклорных ужасов из древних народных преданий стали основой готических романов и ужасающих рассказов. Вот несколько примеров:

  • Легенда о Бабе Яге — старой женщине-вампире/ ведьме/ духе в славянской мифологии.
  • Миф о лесных людях — о скрытных существах, обитающих в лесах, которые могут быть как добрыми, так и злыми.
  • Легенда про водяных — про существ, которые живут в воде и могут быть как друзьями, так и врагами человека.
  • Страшная сказка про кукольный дом — ужасный рассказ о кукольном доме, в котором происходят странные вещи.
  • Страшная сказка про Кровавую Мэри — женщину, которая убивает тех, кто называет ее имя три раза перед зеркалом.

Это лишь верхушка айсберга фольклорного ужаса, который уже давно встроился в культуру и историю человечества. Неудивительно, что кино стало еще одной площадкой, где все эти мифы и легенды смогли напомнить о себе с новой силой, вернув к себе наш интерес.

Ведьмы и язычество как метафора для всего: почему фолк-хорроры стали такими популярными
Кадр из фильма «Ритуал»

Фолк-хоррор в кино: начало и развитие

Точкой отсчета для формального появления фолк-хоррора в кино считают 1970-е годы, причем его родиной называют Великобританию. В то время этот поджанр рассматривался как отказ от ценностей технократического мира и возвращение к корням, к архаике. В 21 веке возрождение интереса к романтизации языческих обрядов и оккультных верований часто происходит из-за бунта молодого поколения против чересчур индустриализованной современности, из-за желания стать ближе к природе и первобытным корням (но и не забывать, какие тайны это может скрывать).

Впервые термин фолк-хоррор был замечен в 1970 году в одной из статей журналиста Рода Купера в британском журнале Kine Weekly. Именно этим словом он охарактеризовал фильм «Кровь на когтях сатаны» («Обличье сатаны») 1971 года режиссера Пирса Хаггарда. Эта картина и еще две — «Плетеный человек» Робина Харди и «Великий инквизитор» Майкла Ривза — в итоге стали основоположниками фолк-хоррора в кино, а саму кинотройку называют «нечестивой». Однако в массовой культуре этот субжанр стал использоваться для описания фильмов только в 2010 году: после того, как актер и режиссер Марк Гэтисс рассказал о нем в своем мини-сериале «История ужасов с Марком Гэтиссом».

Кровь на когтях сатаны
Кадр из фильма «Кровь на когтях сатаны»

Тем не менее именно «Нечестивая тройка» 1970-х определила основные черты фолк-хоррора, или «народного ужаса» (с английского horror — ужас и folk — народ):

  • влияние ландшафта на мораль жителей конкретной местности
  • изолированное от остального мира сообщество (деревня, городок, остров и т.д.), а посторонние гости как раз провоцируют изолированных
  • специфическая система верований (часто язычество)
  • вызов/ происшествие/ конфликт (то, что запускает будущий ад для героев)

Если все это объединить, то получится такое описание.

Чаще всего фолк-хоррор представляет собой столкновение двух миров: древнего традиционного мира (архаики) с цивилизационными нормами 20-21 века (современностью). Это столкновение современного человека с народными монстрами и теми, кто исповедует любовь и уважение к ним. И почти всегда неизбежно, что прошлое поглощает будущее. 

В целом фолк-хоррор сосредоточен на монстрах и «народе» как ключевых фигурах истории. Но также важна и атмосфера, причем часто сама земля и природа в фолк-хорроре играют важную роль и выступают чуть ли не как активный персонаж.

Для британского кино, которое считается родоначальником этого субжанра, выделяют две волны развития в кинематографе:

  • 1-я волна — кино в период с 1968 по 1979 года
  • 2-я волна — фильмы после 2008 года

Фолк-хоррор крепко связан с региональной и национальной идентичностью, рассказывает о национальных традициях и локальных чудовищах. Неудивительно, что поджанр успешно развивался и в других странах, прежде всего, в США, где интерес к сверхъестественному и мистическому — часть культурного кода.

В Америке выделяют две волны развития субжанра:

  • 1-я волна — началась с адаптаций таких книг Стивена Кинга, как «Дети кукурузы» 1984 года и «Кладбище домашних животных» 1989 года
  • 2-я волна — с 2015 года, когда вышла «Ведьма» Роберта Эггерса

Со временем фолк-хорроры стали немного видоизменяться, их стали делить на «лесные» и «городские» фильмы ужасов. Так были выделены 3 обязательных элемента фолк-хоррора, которые более универсальны и не делают такого сильно акцента на деревенском и природном:

  • События, сосредоточенные в прошлом, часто доиндустриальном (к вопросу об архаике).
  • Среда, вызывающая одновременно удивление и страх у зрителей и персонажей.
  • Часто легенды и мифы, лежащие в основе истории, основаны на устной традиции и народной культуре, в целом «устность» имеет важное значение в самом повествовании.

Но не зависимо от того, «лесной» или «городской» это фолк-хоррор, сам поджанр сохранил свою странность и загадочность. Ведь то, что особенно ценится в таких картинах — пугающее, жуткое ощущение древнего, чего-то необъяснимого и связанного с неосязаемыми и размытыми представлениями о жутком и страшном. А благодаря добавлению сверхъестественного, нам показывают альтернативные способы существования, а иногда и иные варианты того, каким может быть будущее.

Кэндимен
Кадр из «городского» фолк-хоррора «Кэндимен» (ремейк 2020 года)

Из чего состоит фолк-хоррор

Фолк-хоррор — это не только истории в духе группа студентов заблудилась в лесу и встретила древнее чудище. В рамках этого поджанра раскрываются самые разные идеи. Например, в 1980-е годы в фильмах в жанре «народного ужаса» появились элементы сатанизма и эротики, а фольклорные мотивы использовались как метафора на женскую сексуальность: «Сердце Ангела» (1987), «Логово белого червя» (1988) и «В компании волков» (1984). В 1990-х фолк-хоррор стал активно «дружить» с другими жанрами, например, с поджанром found footage или «найденная пленка». Самый известный пример — «Ведьма из Блэр» 1999 года.

В 21 веке авторы часто обращаются к «народному ужасу» для создания уникальной атмосферы и любопытных историй, для добавления сверхъестественного и мрачно фэнтезийного в картину. Благодаря этому появился один из самых светлых фильмов ужасов «Солнцестояние» (во многом напоминает «Плетеного человека»), который, несмотря на обилие дневного света, пробирает до костей.

При этом фолк-хоррор находится в постоянном развитии и эволюции. Когда-то он разделился на «городское»и «лесное» кино, но также он повлиял на возникновение такого поджанра как сельская готика. Тренд на фолк-хорроры набирает обороты во многом благодаря тому, что «народный ужас» можно миксовать с разными жанрами, а в обертке из мифа можно говорить на самые актуальные темы и заодно просвещать людей по теме национального фольклора.

Сейчас фолк-хоррор относят к поколению постхорроров, которые на Западе чаще именуют как elevated horror («возвышенный хоррор»). Так называют новую волну так называемых умных ужастиков, где обычно интеллектуального и драматичного больше, чем скримеров, джампскейеров и других черт традиционного хоррора. То есть они пугают не формой, а содержанием. Фильмом, который жирно намекнул на этот тренд, стал австралийский «Бабадук» 2014 года, но активное использование термина началось после уже упомянутой «Ведьмы».

Ведьма
Кадр из фильма «Ведьма»

Но если взглянуть на историю развития кинематографа в целом, то становится ясно, что этот поджанр начал зарождаться раньше, чем постхорроры. Ведь при желании все фильмы про оборотней и вампиров тоже можно отнести к фолк-хоррорам: некоторые критики занимаются таким «переописанием» многих ранее вышедших фильмов. Однако и сами постхорроры — не что-то сверхновое, скорее, мы наблюдаем ренессанс этого жанра. Сейчас у аудитории повышенный интерес к картинам, где месилово и рубилово не является самоцелью. Например, «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина или «Ребенок розмари» Романа Полански — это фильмы-реакции на то, что волновало общество в то время, и эти картины подходят под описание постхоррора.

На этом разговор про elevated horror/постхоррор мы закончим, просто хотелось пояснить, кто чей зять, кто чья теща.

Монстры в фолк-хоррорах

Фолк-хорроры — это обычно размышление о природе зла, поэтому с поиском конкретных монстров здесь иногда бывают проблемы. Привычных маньяков или кровожадных пришельцев здесь не найти. Зло в «народном ужасе» спускается в мир людей в разных воплощениях:

  • те, кто обладают магическими способностями
  • сектанты и люди, объединенные специфической религией
  • сама природа
  • древние рукописи/свитки/артефакты
  • мертвецы или душевно нездоровые люди
  • духи
  • фольклорные существа и чудища из мифов

Почему мы любим фолк-хоррор

Фильмы о народных чудищах, ведьмах и языческих обрядах популярны по нескольким причинам:

  1. Этот жанр позволяет показать мрачную, загадочную и таинственную сторону народной культуры (и в целом познакомить с разными фолк-культурами).
  2. Фольклорные элементы (обряды, мифы, легенды и традиции) создают атмосферу загадочности и таинственности, в которой есть свое уникальное очарование.
  3. Фолк-хорроры часто используют природу и окружающую среду в качестве дополнительного персонажа, что усиливает атмосферу напряжения и ужаса.
  4. Фолк-хорроры часто затрагивают универсальные темы, такие как вера, семья, насилие, жизнь и смерть, что делает их актуальными и понятными.

На последнем пункте хочется отдельно остановиться, так как в эпоху повышенной толерантности и политкорректности фолк-хорроры спасают и позволяют метафорично высказываться на разные темы. Ведь зло универсально и существует в самых разных сферах жизни человека. Какие темы скрываются за мифологией и древними легендами?

Оленьи рога
Кадр из фильма «Оленьи рога»

Семейная травма неискоренима. Семьи были, есть и будут всегда, и каждая из них несчастлива по-своему является источником самых разных противоречий, болезней и «проклятий». Сепарация, жертвенность ради семьи, повышенная тревожность, дисфункциональная семья и многое другое — все эти понятия из сеансов психотерапии 21 века, которые можно разглядеть и через призму древних преданий.

Сексуализированное насилие, мужское vs женское. Феминистические мотивы все ярче и громче проявляются в фолк-хоррорах. Авторы таких фильмов не боятся исследовать самые разные страхи женщин и всевозможное насилие, чаще всего связанное с действиями (или бездействием) мужчин. Современные зрители без проблем смогут увидеть в сценах с древними чудищами метафоры и отсылки на современный мир.

Страх потери и неспособность принятия. Чем больше мы имеем, тем больше мы боимся потерять. Эта истина актуальна всегда, особенно когда касается близких. Каждый сам справляется с потерей родственников и любимых, кто-то просто не может принять произошедшее и внезапно находит утешение в вере в сверхъестественное.

Мы сами — главный источник зла. За всеми легендами, мифическими монстрами и смертоносными культами скрываются люди. Мы можем оправдывать ужасные вещи верой не в тех божеств, но в итоге мы сами заносим топор.

Замалчивание и игнорирование проблем. Героям проще уверовать в неведомое существо и вступить в тайный культ, чем сесть за стол и поговорить.

Борьба с зависимостями. Человек довольно слаб и подвержен самым разным зависимостям, не только от алкоголя и наркотиков. Аддикции могут иметь разные личины, например, предстать перед вами в образе соблазняющей ведьмы или божества, обещающего исполнить любое желание.

Выход из нездоровых отношений. Несмотря на повальную психотерапию и осознанность, токсичные отношения все еще не редкость. И кто знает, может быть, внезапно, сектанты окажутся для вас тем спасательным кругом из нездоровых отношений (надеемся, что все же обойдется без них).

Расизм и ксенофобия. Что фолк-хорроры лучше всего умеют делать, так это говорить на тему инаковости. Благодаря персонажам, от которых отворачиваются и изгоняют (и они часто становятся «плохишами»), мы знаем, что люди не рождаются, а становятся озлобленными.

Опасные грани одиночества и безразличия. Это как будто вытекает из предыдущей темы. Чувство отверженности, потерянности и неприкаянности может уводить в лесную глушь и заброшенные избушки, и кто знает, какие существа в них обитают.


Хоррор-жанр всегда был наиболее адаптивным и подстраивался под запросы зрителей. Он является своеобразным барометром общественного сознания: отражает страхи общества и говорит о людях больше, чем они сами о себе понимают. Фильмы ужасов никогда не существовали отдельно от актуальных культурных и общественных тенденций, даже если главные герои — семья пуритан в Англии 17 века. В целом кинематограф всегда был отражением того мира, в условиях которого снимались определенные фильмы. 

Фолк-хорроры — не исключение, в рамках этого поджанра происходит любопытный симбиоз драмы и мифического, бессознательного, сверхъестественного ужаса, в результате чего рождаются такие картины, как «Солнцестояние» или «Ритуал». И зрителям явно нравится подобное смешение. Но не стоит считать, что популярность фолк-хоррора означает забвение для других категорий ужасов. Наша любовь к сплэттерам и слэшерам не закончилась, а так как в мире все циклично, то и их ждет очередной ренессанс.

Солнцестояние
Кадр из «Солнцестояния»

Что посмотреть из фолк-хоррора 21 века

«Таинственный лес» (2004, США)

Когда лес — это темный чулан с монстрами М. Найта Шьямалана. 

«Ключ от всех дверей» (2005, США)

Кейт Хадсон борется с черной магией вуду и заодно вскрывает правду о расизме в США.

«Бабадук» (2014, Австралия)

Женщина, пытаясь справиться с потерей мужа, создает монстра.

«Ведьма» (2015, США)

В центре сюжета не ведьма, а разлагающаяся семья с ужасными нравами.

«Ритуал» (2017, Великобритания)

Чтобы проститься с погибшим другом, приходится пройти изощренный обряд прощания.

«Дом призраков» (2017, Таиланд, США)

Тайско-американский хоррор, где любовь не спасает от злых духов.

«Реинкарнация» (2018, США)

Душевные неврозы и семейные тайны с лицом Тони Коллетт и не только.

«Апостол» (2018, Великобритания, США)

На что вы готовы пойти ради урожая?

«Дашра» (2018, Тунис)

Тунисский фолк-хоррор о женщинах, которые дружат с козами.

«Фольклор» (2018, мини-сериал)

Альманах азиатских страшилок.

«Маяк» (2019, США)

Когда изолированность — это главный галлюциноген.

«Солнцестояние» (2019, США)

Когда сектанты оказываются самыми близкими людьми.

«Гретель и Гензель» (2020, США)

Не ходите дети в лес одни, особенно если наелись ядовитых грибов.

«Заклинание» (2020, США, ЮАР)

Околдованные одной худу-бабкой под культовую песню I put a spell on you.

«Иччи» (2020, Россия)

Якутский фолк-хоррор, где ночные видения оживают (или это только галлюцинации?).

«Кэндимен» (2020, США, Канада)

Вместо Битлджуса герои призывают Кэндимена, а заодно и свою погибель в атмосфере арт-тусовки.

«Оленьи рога» (2021, США)

Противостояние школьного образования и древнего язычества.

«Паранормальные явления. Медиум» (2021, Таиланд)

Документалка о тайской шаманке, где все древний дух портит съемки фильма.

«Молох «(2022, Нидерланды)

Когда болота вышли из берегов, версия из Нидерландов.

«Дурной глаз» (2022, Ирландия, Великобритания)

Филиппинская домработница сводит с ума Еву Грин. 

«Каменный остров» (2022)

Когда защита дикой природы привела к потере рассудка.

«Род мужской» (2022)

О жизни в обществе, где все мужчины на одно лицо Рори Киннера.

«Ведьма: Реинкарнация» (2023, Мексика)

Мексиканский хоррор, предупреждающий, что каникулы у бабушки — не всегда вкусно и радостно.

«Астрал. Медиум» (2024, Ирландия)

Не злите тех, кто приводит на обед ручных големов.

Солнцестояние

Спасибо, что прочитали наш материал! Надеемся, что он был интересен и полезен. При написании материала использовалась информация из книги Александра Павлова «Исследования хоррора: Обновления жанра в 21 веке».

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Когда стремление к совершенству превращается в кошмар: рецензия на фильм «Субстанция: Идеал» Previous post Когда стремление к совершенству превращается в кошмар: рецензия на фильм «Субстанция: Идеал»
Испанский фильм «Вопль» — тревожный ужастик о сверхъестественном сталкере Next post Испанский фильм «Вопль» — тревожный ужастик о сверхъестественном сталкере

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *