«У ветра есть вкус»: о свободе и тюремном театре в «Триумфе»

Триумф

Французская драма «Триумф» рассказывает историю заключённых, которым предлагают стать актерами. Как творчество переворачивает их жизнь и чем занимается русский актёр в европейской тюрьме — все ответы в этой рецензии.

Неисчерпаемым источником вдохновения продолжает оставаться тема о том, каким образом творчество может изменить человека и его жизнь, насколько глубоко и бесповоротно. Очередным размышлением в поисках ответа на эти вопросы стала французская драма Эммануэля Курколя «Триумф». Так вышло, что в мировой прокат картина попала ещё в августе 2020 года, а до России добралась только в декабре этого года (премьера в кинотеатрах — 23 декабря). И очень жаль, потому что фильм любопытный.

Это история о группе заключённых, которым пытаются привить любовь к высокому. В одной из французских тюрем пятерым желающим предлагают примерить на себя роль артиста. Отцом-наставником в театральном деле становится актёр-неудачник Этьен в исполнении талантливого Када Мерада, а его подопечными — люди, не понимающие выводов сложнее морали в баснях. Театральный режиссёр предлагает членам «труппы» поставить абсурдистскую пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», а на подготовку у них есть только полгода.

Триумф

На первый взгляд, в «Триумфе» нет ничего особенно нового. Подобную тему поднимал российский режиссёр Кирилл Плетнев в фильме «Жги!» о заключённой, которая давала уроки вокала своей надсмотрщице. История немного другая, но посыл в общих чертах одинаковый: искусство может преобразить мир и в тюремной вселенной, полной ограничений и запретов. Даже в картине Тони Кэя «Учитель на замену» с Эдрианом Броуди можно заметить общие черты с «Триумфом». Это все та же история о попытке привить любовь к культуре и искусству, но только учащимся из неблагополучной школы. Для них это ещё и способ избежать тюремного будущего.

Особенность французской драмы, прежде всего, в том, что сюжет основан на реальных событиях. В середине 1980-х годов театральный режиссёр Ян Йохонсон решил сделать постановку с арестантами шведской тюрьмы «Кумла». Такой бэкграунд придает фильму реализма и позволяет прочувствовать особую эмпатию к персонажам.

Через поведение и фразы героев режиссёр «Триумфа» Эммануэль Курколь показывает столкновение привычного мира и мира, где люди постоянно в ожидании: свидания с родными, прогулки, обеда, нового дня. Вся лента пропитана не только любовью к театру, но и к людям — любым, без деления на плохих и хороших.

Это кино о гуманности, которое заставляет задуматься о том, как часто мы судим книгу по обложке, игнорируя содержание. «Триумф» в очередной раз доказывает, что социальные рамки разделяют людей невидимыми стенами, но искусство делает всех равными.

Триумф

В этом фильме, как и во многих на тюремную тематику, поднимается вопрос о возвращении уважения к себе не только окружающих, но и самого себя. С этим тесно связана история принятия себя и прощения за сделанные грехи. Интересно, как миры Этьена и «третьесортных людей», объединяясь, не противопоставляются, а дополняют друг друга. Актёр, испортивший отношения с родными, снова чувствует себя нужным, а жизнь заключённых внезапно обретает цель, они находят свой личный достижимый Эверест.

Приятным бонусом «Триумфа» становится Александр Медведев, который оказывается в компании французских заключенных. Русский актёр добавляет культурного колорита и щепотку иной ментальности в тесную компанию.

«Триумф» — это фильм-договор, основанный на доверии между зрителем, готовым без осуждения смотреть на искусство с позиции арестантов, и режиссёром, который простым языком рассказывает о потерянных и забытых обществом людях. Так же как Этьен доверяет своей «труппе», что они не сбегут, воспользовавшись случаем во время гастролей с пьесой.

У ветра есть вкус, — заявляет один из заключённых, истосковавшийся по миру вне тюремных решёток.

Если забыть обо всех тонкостях и деталях, то история в «Триумфе» — своего рода вольная адаптация знакомой всем сказки о Золушке. Точнее о пяти Золушках и одном упитанном и бородатом принце.

«Триумф» с 23 декабря в кинотеатрах.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
10 декабря в онлайн-кинотеатрах состоится премьера новогоднего ромкома «Мой любимый враг». Пытаемся понять, насколько жанр всё ещё интересен зрителям в 2021 году. Previous post По химии — 5, по литературе — 2: рецензия на «Мой любимый враг»
Маски сорваны. Рекап 6 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь»   Next post Маски сорваны. Рекап 6 эпизода сериала «Декстер: Новая кровь»  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *