Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к 4-му эпизоду сериала «Асока»
Асока (всё ещё Розарио Доусон), Сабин (Наташа Лю Бордиццо) и Хайанг (Дэвид Теннант) в финале прошлого эпизода оказались где-то в лесу, где за ними ведут охоту наемники темного джедая Бейлона (Рэй Стивенсон). Пока дроид Хайанг чинит корабль, Асока и Сабин обсуждают серьезную моральную проблему: поскольку вместе с Эзрой в другой галактике, куда все герои хотят отправиться, заточен гранд-адмирал Траун, Асока считает, что карту, ведущую к ним, следует уничтожить. Это потенциально обрекает Эзру на смерть (хотя жив ли он, и так загадка), зато галактика может спать спокойно. Естественно, Сабин такой расклад не устраивает.
Тяжелую беседу, как часто бывает, прерывают звуки борьбы: на Хайанга напал его коллега (дроид), а вслед за ним подтянулись и другие имперские бойцы. Сабин и Асока быстро расправляются с противниками, и даже Хайанг весело косплеит генерала Гривуса.
Девушки собираются на поиски Бейлона и, соответственно, карты, о чьей судьбе так и не договорились, а Хайанг говорит им держаться вместе. Стоит ли упоминать, что в следующей же сцене они разделятся? Наверное, нет.
В общем, они разделились, как только подошли ученики Бейлона – Шин, хипстерского вида девушка с безумными глазами, и неизвестный молодой человек в маске, полных доспехах и с инквизиторским мечом. Асока без особого труда расправилась с последним, а Сабин взяла на себя Шин. Это уже вторая дуэль девушек, и видно, что мандалорка стала лучше владеть не только оружием, но и собой: она всё ещё не конкурентка отличной обученной фехтовальщице, но задержала противницу довольно лихо.
Инквизиторы – чувствительные к силе адепты темной стороны, служившие ситхам во времена Империи, главные антагонисты в сериале «Повстанцы», появлялись также в «Кеноби». Многие из них были бывшими джедаями, а основной их профессиональной задачей были как раз поиск и истребление оставшихся джедаев. Для этого они использовали специальные двухклинковые световые мечи, которые иногда превращались в безумный аналог пропеллера (не спрашивайте).
Асока же, когда одолела несостоявшегося инквизитора (к слову, в сцене аналогичной этому моменту из «Повстанцев»), побежала к побережью, чтобы остановить скачивание данных карты в корабль Глаз Сиона, уже полностью готовый к прыжку. Там её ожидал Бейлон, который решил начать знакомство с лекции: о том, как учитель Асоки (Энакин Скайуокер) всех предал, о том, как разрушителен оказался путь джедаев, о том, в конечном счете, что его, Бейлона, жизнь не удалась, и он пытается с этим что-то сделать.
Бейлон вообще здесь предстает не столько злодеем, сколько трагической фигурой – монументальность очертаний артиста Стивенсона контрастирует с его же печальными глазами и речами, посвященными не столько злодейским планам, сколько его собственной неустроенности. Ту же неустроенность он, кажется, видит и в галактическом масштабе, и поэтому и помогает имперцам.
В любом случае дуэль неизбежна: в лучших традициях оригинальной трилогии герои картинно отбрасывают плащи и долго примеряют боевые стойки, прежде чем перейти к тому, ради чего все мы здесь и собрались. Поединок внушительного, но неожиданного резвого Бейлона и на удивление элегантной Асоки – это, в общем, очень хорошо. Прежде всего благодаря достойной хореографии, отличным декорациям и соединению реалистичности дуэлей оригинальной трилогии с акробатикой приквелов.
В критический момент Асока отвлекается на то, чтобы извлечь голокрон с картой из точки передачи (и прервать тем самым загрузку координат на Глаз Сиона), и этот маневр стоит ей победы. Она не может больше держать клинок левой рукой (кстати, сама сцена с шаром и обожженной ладонью – из «Властелина колец»), и Бейлон теснит джедайку.
В этот момент прибегает Шин, которую Асока, думая, что Сабин погибла в бою, отбрасывает совсем не по-джедайски, что опять же стоит ей концентрации. В следующую минуту прибегает уже Сабин, джедайка кричит ей, чтобы та уничтожила карту (чтобы за Трауном и Эзрой не смог отправиться никто), и падает со скалы (в целом похоже на эту сцену). Бейлон же убеждает девушку, косплея, если честно, Люциуса Малфоя, отправиться в другую галактику с ними и отдать карту ему. Сабин (в отличие от Гарри Поттера) соглашается.
Важный для будущего момент в том, что Бейлон обсуждает с Сабин гибель её семьи на Мандалоре. Это может означать только одно: клан Врен погиб во время имперского геноцида мандалорцев (который широко обсуждался, например, в «Мандалорце»).
Параллельно этому над планетой возникают корабли Новой Республики: Гера Синдулла (Мэри Элизабет Уинстэд) привела, вопреки запретам, несколько истребителей. С ней прилетел, к слову, наш старый друг по сериалу «Мандалорец» капитан Карсон Тева (Пол Сун-Хюнг Ли) – наглядное доказательство того, что новые узнаваемые второстепенные герои тоже постепенно появляются.
Правда, прилетели они, в общем, зря, поскольку попали в эпицентр гиперпространственного прыжка Глаза Сиона. Синдулла, Тева и еще несколько истребителей уцелели, но не без потерь. А на земле в печальной сцене Хайанг тем временем зовет Асоку и Сабин, которые, конечно, не откликнутся.
И если Сабин не откликнется по собственной глупости, то у Асоки уважительная причина: она в пространстве между мирами, известном нам по «Повстанцам». Туда попадают те, кто и не жив, и не умер, и особенно те, для кого Дэйв Филони ещё не придумал завершение сюжетной линии. Там её приветствует – шок-контент – Энакин Скайуокер в исполнении (дорогого сердцу) артиста Хейдена Кристенсена.
Впечатления
В целом всё хорошо, это пока что лучший эпизод, но сюжет обрывается на полуслове, так что сказать особенно нечего. Если же оценивать формально: главная проблема – сценарий. Ладно диалоги порой нейросетевые, но в сцене с искушением Сабин, например, нет попросту никакого саспенса – сразу понятно, что она отдаст карту. При этом обреченности тоже не чувствуется: мягко говоря, не античная трагедия, отдаст и отдаст, совершенно безразлично. В общем, по этой части всё провисает.
Притом снято очень симпатично, особенно дуэли на световых мечах (в общем, замечательные), но иногда как-то не самостоятельно – гораздо больше отсылок, чем нужно. Лукас, например, при всей своей гик-сущности, создавал свои мифы, а не повторял чужие. Три или четыре сцены из «Властелина колец» (!) повторяются кадр в кадр, это всё-таки перебор. И, собственно, весь сюжет с боями в лесу – чистый «Расемон» (визуально), но это едва ли недостаток. Из личного: не ожидал, в общем, от себя, но вздрогнул, когда Энакин появился.
Про эту серию вроде бы все, кстати, написали, что она очень хорошая. Даже фанаты «Звездных войн» с этим согласны, хотя больше них «Звездные войны» не ненавидит никто. Никогда не понимал этот феномен, но вот смотря «Асоку» вдруг понял: фанаты видят жизнь любимых героев, видят, что хэппи-энд оригинальной трилогии был фантомной победой – и Новая Республика повторит судьбу старой – так же и приквелы тоже разрушили ведь определенные мечты. Казалось, что история становления Дарта Вейдера и войн клонов должна быть великой, а всё свелось к хроникам коррупции, распада и самомнения.
Мне кажется, хотя отступление от темы и так уже слишком затянулось, что претензии фанатов относятся не к качеству диснеевских сериалов (положа руку на сердце: «Кеноби» затянутый, но бог с ним; «Боба Фетт» милый; «Асока» неплохая; «Мандалорец» и «Андор» – отличные, да и пишут ведь эти комментарии, ну, не ценители раннего Бергмана), а к тому, что жизнь любимых героев пошла не туда, что счастья нет, что время уходит, что эти фанаты выросли, и теперь «Звездные войны» делаются уже не столько для них, сколько для их детей.
В общем, каждая ветка злобных комментариев – это такая маленькая драма неустроенности и разочарования, невозможности смириться с мыслью, что даже у таких замечательных людей, как Асока, может не сложиться жизнь, а у таких лихих героев, как Боба Фетт, может быть скучная старость.