В шестой серии нам наконец-то показали большое ограбление (сделанное по всем канонам киношных больших ограблений), метеоритный дождь и все ужасы колониализма, а «Андор» утвердился в звании лучшего осеннего сериала этого года.
Предыдущие рекапы:
Внимание: далее в тексте спойлеры к 6-му эпизоду сериала «Андор»
Андор (Диего Луна) и Карис Немик (Алекс Лоутер), идеалист-анархист, обсуждают актуальные вопросы политической философии: узнав, что его товарищ – наемник и с ними за деньги, Немик не спал ночь и написал брошюру о роли наёмников в войне против Империи. Выводы просты – использовать можно, но о морали забывать нельзя. Андор с интересом смотрит на комрада, предупреждая: в теории-то всё звучит отлично, но никогда не нужно хотеть, чтобы Империя «наконец-то обратила внимание на восстание свободных людей» – хуже ведь будет совсем не Империи.
Тем временем комендант имперской базы на Алдани читает приехавшему полковнику (ревизору, в общем) лекцию по основам порабощения чужих планет и уничтожения местных цивилизаций. Имперские колониалисты не то чтобы наслаждаются обществом друг друга: коменданту Джейхолду противна дикая планета, он хочет произвести впечатление на начальство и получить повышение; полковнику-инженеру же откровенно скучно. За колониалистом 1 и колониалистом 2 пристально наблюдает лейтенант Горн, агент повстанцев, который провел на Алдани семь лет и, очевидно, не разделяет фашистских воззрений начальства.
В следующей сцене лейтенант Горн сообщает коменданту то, что нам уже известно: small-talk’ом инженера не покоришь. Начальник недоволен и спрашивает Горна о готовности к грядущей ночи, наблюдать за которой в том числе и приехал полковник. (Ночью, напомним, состоится большой праздник местных – метеоритный дождь и, соответственно, ритуальные мероприятия.)
В лагере повстанцев тоже не всё спокойно: как и комендант, они надеются, что ночь пройдёт идеально, правда, представления об идеале у них расходятся. Разделившиеся заговорщики (Вэл с Синтой у реки, остальные на холме) тестируют радиосвязь, и инженер Немик заставляет их архаичные приемники работать. Когда основной отряд отправляется в путь, Андор узнаёт, что один из повстанцев – бывший штурмовик, что, конечно, неожиданно. Тем временем сидящие под камнями Вэл и Синта чуть не оказываются раскрыты, но имперский патруль их не замечает – они наблюдают за шествием аборигенов, народа Дани.
Дани идут к Священной долине, где собираются провести ночь. Как нам сообщают, когда-то их процессии достигали пятнадцати тысяч человек, но сейчас старый вождь (Дэвид Хейман, невероятно аутентичная харизма) смог собрать лишь шестьдесят – колониалистская политика Империи даёт свои плоды. Вообще, мотив Империи как унифицирующего зла, которое уничтожает любую индивидуальность (в том числе уникальные культуры), пожалуй, не нов, но в «Андоре» расцвел новыми красками – никогда ещё не было так очевидно, какие именно книги по истории колониализма читал автор сценария.
Комендант Джейхолд параллельно с этим готовится к вечернему смотру – всё должно пройти идеально, полковник должен быть доволен. Жертвами карьеризма коменданта становятся его незастегивающийся ремень («он сломался!», – кричит военный жене) и бледный сын, который не хочет надевать черную (!) имперскую рубашку и идти на мероприятие. Сын, надо сказать, как будто вышел из фильма «Гибель богов», ох уж эти болезненные арийские мальчики.
Пока дани во главе с вождём идут через имперские территории, мы видим, что герои, замаскированные под имперских солдат, охраняют проход и переговариваются с лейтенантом Горном – повстанцам нужен сигнал от Вэл. Дальше всё развивается стремительно и с трудом поддаётся пересказу: девушки-повстанцы взбираются на мост, минируют его и Вэл связывается с остальной группой.
Небольшие территориальные передвижения предваряют начало собственно того, к чему все мы готовили последние три серии – большого ограбления. Как и всякий идеальный план, план повстанцев практически сразу даёт сбой – приходится убить полковника (вот не повезло человеку, всего на день приехал), комендант гарнизона с паническими нотками в голосе кричит, что не знает код от подземелья с деньгами, у мятежников в заложниках – женщина, ребенок и технический персонал. С ними до конца серии будет сидеть Синта (Варада Сету), вторая девушка-повстанец, и её судьба так почему-то и не проясняется.
Тем не менее, Андор, Горн, Немик и еще двое товарищей проникают с комендантом под прицелом в подземный уровень базы. Туда же параллельно устремляются осмотрительные имперские солдаты, почуявшие неладное. Естественно, они настигают повстанцев ровно в тот момент, когда те уже успели загрузить в трюм звездолета много денег, но ещё не успели взлететь.
В завязавшейся перестрелке гибнут все, кроме Андора, Скина и Вэл, а также анархиста Немика, которому уготована одна из самых нелепых смертей в истории «Звездных войн» – его при спешном взлете (кстати, сильная сцена) придавят украденные ящики с деньгами. Со сломанным, очевидно, позвоночником он сумел проложить Андору путь через поле астероидов, которое красиво загорелось над планетой (напомним, ограбление спланировано так, чтобы оно пришлось на языческий праздник местных, когда в небе загораются тысячи кристаллов-астероидов), но когда они долетели до ближайшего врача, Немик умер. Прощай, Немик, ты был лучшим героем эры Disney.
Пока их друг умирал под присмотром Вэл, Андор и Скин обсуждали успех операции, который, как оказалось, означает для них очень разные вещи. Андор думал убраться подальше со своей долей (200 тысяч, обещанные ему Стелланом Скарсгардом), а Скин предложил сбежать со всеми деньгами, поделить их пополам и больше никогда не встречаться. Разгневанный Андор убил предателя и, придя в палатку, увидел Вэл и тело Немика. Он передал Вэл кайбер-кристал (тот самый, который передал ему Лютен Раэль в качестве залога и который заметил Скин в прошлой серии) и забрал корабль и свою долю. На прощание Вэл передала ему манифест, который писал Немик – он хотел, чтобы его труд достался именно Андору.
Финал серии неожиданно лаконичен и красноречив: во время будничного выступления Мон Мотмы в сенате, ее никто не слушает – до парламентариев донеслись новости о грандиозном ограблении. Тем временем у себя в подсобке, слушая радио, смеётся Лютен Раэль – его план удался.
Как это было?
Шестая серия – самая зрелищная и, в общем, грандиозная. Авторам не изменяют ни неожиданный сарказм, ни на редкость точный моральный компас. Имперские колониалисты, трогательная сцена с манифестом (если Андор его прочитает, это будет первое в истории «ЗВ» свидетельство влияния политической философии на политическую реальность), анархо-социалист, раздавленный капитализмом, – в одной серии «Андора» больше остроумного, интересного, удивительного и печального, чем в десяти эпизодах «Дома дракона», его ближайшего конкурента.
Но, конечно, кульминация серии – дождь из светящихся кристаллов, на фоне которого за повстанцами-грабителями гнались имперские истребители. Во-первых, смотря на это небо, сразу понимаешь, почему местные племена ему поклоняются и почему Империя неизбежно проиграет. Во-вторых, это ровно то экстатическое зрелище, ради которого вообще стоит смотреть «Звездные войны». Благодаря размаху, изяществу выдумки, совершенно неземной красоте, место этой сцены – рядом с лучшими моментами оригинальной трилогии, которая тоже при скупых, в общем, изобразительных средствах – три корабля да два метеора – вызывает мало с чем сравнимое чувство детского восторга.
Примечательно, кстати, что ровно 20 лет назад лучшим сериалом осени тоже была история о космических революционерах – «Светлячок». Там борцы за свободу, правда, проиграли, зато здесь, кажется, выигрывают, и это не может, в общем, не радовать.