«Асока» – сериал о бывшей джедайке, которую впервые показали в мультсериале «Войны клонов», а точнее – в предшествовавшем ему полнометражном мультфильме. Тогда её все немножко возненавидели, но фанаты «Звездных войн» так поступают со всеми героями (если бы сейчас дебютировал Люк Скайуокер, страшно представить, как бы его все ненавидели), поэтому потом её полюбили и даже ввели в сериал «Повстанцы», сделав одной из родоначальниц сопротивления Империи.
Потом она появилась и во втором сезоне «Мандалорца», и даже в «Книге Бобы Фетта», чье действие разворачивается после падения Империи. Ее сольный проект тоже посвящен примерно тем же временам после «Возвращения джедая» и расположился, кажется, между вторым и третьим сезоном «Мандалорца». Поскольку даже просто перечисление проектов, где появлялась Асока, заняло абзац, понятно, что сериал полон отсылок к событиям, которые могут никому, кроме нердов, фанатов и прочих шелдонов куперов, не быть известными. Чтобы не мучать всех постоянными объяснениями в основном тексте, важные для понимания лора факты будут выноситься в сноски. А вообще, для шоу, столь тесно завязанного на прошлом, сезон начался бодро и многообещающе.
Сюжет
Началась «Асока» с титров в духе основных «номерных» эпизодов и отсылки к «Новой надежде», и это, наверное, правильно, хотя и не так уж оригинально. В космосе летел корабль, на котором перевозили в заключение одну из магистратов Империи Морган Элсбет (Диана Ли Иносанто). На ее спасение прилетели два серых джедая – учитель и ученица – которые, пока шли по коридору, перерезали весь экипаж.
Серые джедаи – те, кто вышел из ордена джедаев, начав работать на себя. Иногда они остаются верны принципам светлой стороны силы (такое мы видели в культовой игре Knights of the Old Republic), иногда тяготеют к темной стороне (как здесь), иногда остаются нейтральными.
Тем временем Асока (Розарио Доусон) высадилась на пустынной планете и пытается проникнуть в какой-то сомнительного вида заброшенный храм. Капище оказалось с ребусом – героиня хитроумно подвигала и смогла извлечь голокрон, содержащий карту. Правда, открыть его она не может. После сражения с неожиданно появившимися дроидами-ассасинами, которые активируют программу самоуничтожения, Асока ретируется к кораблю, где ее уже ждет ее собственный дроид, служивший когда-то в храме джедаев (озвучивает его наш любимый артист Дэвид Теннант, и это еще один довод в пользу просмотра в оригинале с субтитрами). Храм и пустошь тем временем утопают в огне взрыва, как и многие, надо сказать, места, где ступала нога джедая.
На Лотале, родной планете Эзры Бриджера, празднуют день независимости: мэр что-то говорит, сенатор всех благодарит, на горожан с мурала красноречиво взирают герои сериала «Повстанцы», напоминающие, конечно, отцов основателей. С праздника сбежала мандалорка Сабин Врен (Наташа Лю Бордиццо), которой собственное упрямство и вселенская тоска не позволяют радоваться вместе со всеми. У себя дома – в бывшей сторожевой будке её товарища по сериалу Эзры – она вновь грустит, кормит кота и пересматривает голокрон, последнее обращение Эзры, который ушел и не вернулся.
Эзра Бриджер исчез в финале сериала «Повстанцы», пожертвовав собой в битве за Лотал и утащив непобедимого имперского адмирала Трауна в портал между галактиками. Их судьба так и осталась загадкой, которую, судя по синопсису, может разрешить как раз «Асока».
Асока же на совете командиров обсуждает с генералом Герой Синдуллой (Мэри Элизабет Уинстэд, поразительно жизнерадостная актриса), кто мог бы разблокировать голокрон. Генерал предлагает попросить помощи у Сабин, которая идеально подходит для такого задания. У Асоки сложные отношения с Сабин, но она соглашается отправиться на Лотал.
Сабин Врен, как и Гера Синдулла, была частью экипажа корабля «Призрак», небольшого, но важного для зарождения повстанческого альянса отряда, который стал в какой-то момент настоящей семьей. Гера – выдающийся пилот и осталась на службе и в Новой Республике. Сабин – мандалорка, вернувшая темный меч своему народу, отдав его Бо-Катан (которая тоже появлялась в «Повстанцах», а также – в «Мандалорце»), не имея чувствительности к Силе, стала падаваном Асоки, но та ее покинула (это намеками обсуждают герои сериала, подробностей надо подождать).
На Лотале Асока встречается с Сабин во дворце и приглашает ее на свой корабль. Там она просит Сабин расшифровать карту, оставаясь на корабле, но стоило героине отвернуться, как мандалорка уже сбежала с картой к себе домой, где ей лучше работается.
Асока злится на бывшего падавана и не понимает, зачем было так безрассудно забирать такую важную вещь (мы тоже не понимаем), и, конечно, винит себя в том, что когда-то покинула Сабин. Так же как покинула и своего мастера Энакина Скайуокера (это случилось в конце пятого сезона «Войн клонов»). Гера утешает подругу и подталкивает ее к тому, чтобы предложить Сабин снова стать её падаваном.
Сабин же сумела расшифровать голокрон и извлечь карту, которая указывает на портал в другую галактику (!), где заточен адмирал Траун. Но на Лотал прибывает, по приказу Морган Элсбет и своего мастера (в исполнии покойного Роя Стивенсона), темная джедайка-ученица Шин Хати. Она находит Сабин и отбирает карту. Мандалорка пытается противостоять ей в дуэли на световых мечах, но кончается всё предсказуемо: Хати пронзает ее насквозь. Квай-гон Джин от такого удара в «Скрытой угрозе» умер, но здесь угроза явная, и никто не умирает.
Асока пребывает слишком поздно, чтобы перехватит карту, но спасает Сабин.
Конец первой серии.
Впечатления
«Асока» началась в плане режиссуры не так бодро, как хотелось бы, поскольку Филони, будучи достойным сценаристом, слишком статичен как режиссер – даже в принципе интересным дуэлям в эпизоде не хватает динамики. С точки зрения сценария же наоборот: это увлекательно, хорошо придумано и точно стоит смотреть.
Создателям удается найти баланс между постоянными (и неизбежными) отсылками к «Повстанцам», «Войнам клонов» и классической трилогии (всё происходит после «Возвращения джедая»), не скатываясь в фан-сервис. Герои старых историй не просто появляются, чтобы всех порадовать, а живут, и наблюдать за этим – редкое удовольствие. Особенно радует, как ни странно, не Сабин Врен, а Гера Синдулла – ее играет артистка Уинстэд, которая стала в нашем контркультурном кругу звездой после роли Рамоны Флауэрс в «Скотт Пилигрим против всех», то есть это автоматически тот самый человек, на которого можно смотреть бесконечно. Еще она, к слову, «королева крика» (хотя ремейк «Черного рождества» и несмываемый грех в любой биографии), а также жена Юэна Макгрегора, то есть к «Звездным войнам» человек привыкший.
Новые персонажи тоже радуют: Морган Элсбет, мелькнувшая до этого только во втором сезоне «Мандалорца», оказывается одной из последних датомирских ведьм (очень интересных злодеев из вселенной «Звездных войн», которые когда-то, например, и дружили с графом Дуку, и противостояли ему); а темные джедаи – Бэйлан Сколл и Шин Хати (Иванна Сакхо) – одновременно похожи на ситхов и нет. В герое Стивенсона помимо привычной жажды власти чувствуется меланхолия, и это добавляет потенциальной глубины ожидаемому противостоянию.
Многообещающий сюжет с попытками имперцев вернуть Трауна из другой галактики (лихо закрутили), чтобы он возглавил осколки Империи, не просто выглядит занимательно, но и отсылает опять же к «Мандалорцу» (7-я серия 3-его сезона), где на совете бывших имперских генералов обсуждали те же дела и, конечно, пилили власть. Наверное, главный мотив – и третьего сезона «Мандалорца», и этого сюжета в «Асоке» – в том, что зло не исчезает просто так, демократия не строится за день, а чтобы достичь счастья мало взорвать вторую «Звезду смерти». И вероятно, это лучший комментарий на полях классической трилогии, который могут оставить эти сериалы.