Шокирующие реальные истории очень часто ложатся в основу фильмов и сериалов, но столь же часто они либо скатываются в стерильный пересказ событий, либо ударяются в излишнюю эмоциональность и нравоучения. «Змей» (The Serpent) от BBC One и Netflix в этом отношении стал приятным исключением: это очень кинематографичное изображение жизни вора, мошенника и убийцы Чарльза Собраджа, орудовавшего в Юго-Восточной Азии в 70-х годах прошлого столетия. Его интересно смотреть и как биографическое произведение, и как самостоятельный триллер о притягательном преступнике, искусно плетущем интриги и ловко обманывающем своих жертв и полицию.
Нетипичный детектив
Герман Книппенберг (Билли Хоул) работает в голландском консульстве в Тайланде, когда случайно узнаёт о пропаже двух его соотечественников. Несмотря на безразличие начальства и отсутствие содействия со стороны местной полиции он начинает собственное расследование и достаточно быстро выясняет, что причастным к исчезновению молодых людей может быть некий Ален Готье (Тахар Рахим), загадочный торговец драгоценными камнями. И эти жертвы могут быть далеко не единственными…
Первое, чем привлекает «Змей», — необычный протагонист. Это не уставший от жизни матёрый детектив, который гонится за маньяком. Это не молодой и амбициозный полицейский, который хочет сделать себе имя на поимке известного преступника. У него даже нет никаких личных счётов с предполагаемым убийцей. Он просто небезразличен к судьбе своих соотечественников. Он — тот, кто готов взять на себя ответственность и рискнуть карьерой, ради того, чтобы докопаться до истины, сообщить о ней родственникам пропавших и быть в ладах со своей совестью.
Поскольку Книппенберг ни разу не детектив, он часто ошибается, не подмечает некоторых очевидных вещей, которые могли бы помочь ему в расследовании, и нередко действует скорее по наитию. Тем не менее он очень умён и упёрт, что компенсирует нехватку опыта в полицейских делах. Всё это делает персонажа очень живым, понятным и убедительным, а также позволяет проникнуться к нему искренней симпатией. И Билли Хоул достаточно здорово выполняет свою работу, не вызывая никаких нареканий.
Феноменальный антагонист
Но, каким бы классным не был в сериале протагонист, далеко не он здесь главное действующее лицо. Сериал «Змей» — настоящий бенефис Тахара Рахима, покорившего европейскую публику с фильмом «Пророк» и уже успевшего завоевать номинацию на Золотой Глобус за «Мавританца». Его версия Чарльза Собраджа — самый настоящий подлец, одновременно притягательный и обладающий какой-то гипнотической силой и отталкивающий своей тёмной натурой. Он может убедить в своей правоте любого собеседника. Он может кого угодно подчинить своей воле. От одного его взгляда мурашки бегают по коже, даже если он не снимает солнцезащитные очки. Он может мило улыбаться юным девушкам и спорить о политике с мужчинами, а затем хладнокровно расправляться со своими жертвами, не переменившись во взгляде.
Примечательным героя, вернее антигероя, делает тот факт, что убивает он не ради удовольствия и не из-за каких-то психических отклонений. Для него обман, мошенничество, убийства и другие преступления — это всего лишь инструменты для достижения желаемого и способ разбогатеть. Из-за этого он пугает больше любых кровожадных убийц из типичных триллеров.
На фоне Рахима померкла даже Дженна Коулман, которая в этом сериале сыграла одну из лучших своих ролей в карьере. Здесь ей довелось изображать жертву абьюзивных отношений, влюбившуюся девчонку, закрывающую глаза на действия своего возлюбленного во имя неясного будущего. Актриса выдала несколько по-настоящему мощных эпизодов, особенно в моменты сомнений её героини в правильности собственных поступков.
Нелинейность и неровный темп повествования
«Змей» буквально каждую минуту пытается запутать зрителя, забрасывая его то в настоящее время, то в недавние флэшбеки. Он то рассказывает историю главных героев, то переключает внимание на второстепенных персонажей. И первое время такой нелинейный подход раздражает добавляет сериалу динамики, а каждую жертву Собраджа превращает в настоящую личность, а не типичного болванчика, нужного для демонстрации возможностей антагониста. Однако заданный в начале темп повествования авторы не сумели выдержать до конца и чуть дальше середины сезона чувствуется серьёзное провисание по ритму.
Но если с динамикой у сериала «Змей» есть некоторые проблемы, то с чарующей и гнетущей атмосферой Юго-Восточной Азии времён Тропы хиппи у шоу полный порядок. Практически ощутимый кожей зной, колоритные места сбора путешественников со всего света, узкие каналы Бангкока — всё это способствует погружению в рассказываемую на экране историю.
Стоит ли смотреть сериал «Змей»
«Змей» — крепкий и атмосферный триллер про реального серийного убийцу, который может похвастать одним выдающимся и рядом добротных актёрских выступлений. Рекомендуется к просмотру всем поклонникам жанра и персональным фанатам Тахара Рахима, чьё число после этого проекта может возрасти в несколько раз.
Трейлер: