В недалекой галактике: рецензия на сериал «Асока»

Асока рецензия

Завершился сериал «Асока», история о культовой героине «Звездных войн» в XXI веке, спин-офф «Повстанцев», «Войн клонов» и «Мандалорца». Разбираемся, что именно там произошло, и почему это, в общем, не триумф.

Империя пала несколько лет назад, и с тех пор в галактике всё спокойно. На Мандалоре была большая резня, бывшие имперские генералы грабят далекие регионы и периодически собираются на совещания, свободные планеты остаются без защиты, а Новая Республика утопает в бюрократии, но политикам и гражданам проще всего этого не замечать.

Только бывшая джедайка, а теперь что-то вроде ронина, Асока Тано (Розарио Доусон, артистка не самой богатой мимики) занимается поиском странной карты, за которой охотятся и имперцы. Бывшую имперскую чиновницу Морган Элсбет (Диана Ли Иносанто, чей талант здесь слегка растрачивают) тем временем освобождают из плена серые джедаи, наемники Бейлон Сколл (Рэй Стивенсон с лучшей актерской работой в сериале) и Шин Хати (Иванна Сакхо, ждем где-нибудь ещё), его ученица с безумными глазами и хипстерской прической. 

Карта Морган и компании нужна, чтобы вернуть адмирала Трауна, великого имперского военачальника, который только и может вернуть в галактике всё, как было, и победить Новую Республику. Таланты Трауна на протяжении сериала анонсируются так активно, что в итоге, хотя его и замечательно играет Ларс Миккельсен, он, конечно, разочаровывает, поскольку нужен в сюжете в основном, чтобы его все искали. Собственно, как и Эзра Бриджер, который в финале «Повстанцев» пропал вместе с Трауном, и которого тоже теперь все ищут.

Асока рецензия
Наташа Лю Бордиццо в роли Сабин Врен. Кадр из сериала «Асока»

Для расшифровки координат Трауна Асока привлекает Геру Синдуллу (Мэри Элизабет Уинстэд, замечательная актриса), героиню восстанию и генерала Новой Республики, и Сабин Врен (Наташа Лю Бордиццо), повстанца, мандалорку, свою бывшую ученицу. Все трое во времена Восстания воевали в какой-то момент вместе, и кажется, история далекой-далекой галактики, сделав очередной круг, приводит их обратно на тот этап: им снова нужно поработать вместе, снова нужно остановить имперцев, для этого снова нужен какой-то странный чертеж (раньше это была схема «Звезды смерти», теперь – карта с гиперпространственным маршрутом). 

«Асока» как сериал ожидаемо для всех оказалась завязана на знакомых героях, постоянных отсылках к «Повстанцам», в конечном счете на воспоминаниях. Имперцы грезят Империей даже не потому, что она так уж прекрасна, но потому что это было время, когда они были моложе, сильнее и при власти. Бейлон Сколл периодически ностальгирует по Ордену джедаев – это была не слишком удачная организация, но идея была хорошей, да и он в те времена был, очевидно, хорош. Асока вспоминает своего погибшего учителя Энакина Скайуокера (Хейден Кристенсен), Гера Синдулла – своего погибшего мужа Кенана Джарруса, Сабин вспоминает своего друга Эзру Бриджера, который то ли погиб, то ли просто пропал (в этом интрига сериала).

В недалекой галактике: рецензия на сериал «Асока»
Рэй Стивенсон в роли Бейлона Сколла. Кадр из сериала «Асока»

В плач Ярославны всё это не превращается буквально чудом, преимущественно потому, что времени на него у женщин нет – галактику надо спасать, с врагами надо бороться. Этим все и заняты: Сабин тренируется во владении световым мечом, который достался ей от Эзры, и вообще существенно развивается как героиня. Гера нарушает приказы, спорит с Сенатом, берет сына на опасные миссии, прилетает в конечном счете на помощь – хотя и всегда не вовремя. Асока, будучи титульной героиней, делает всё то же самое, но большее количество экранного времени.

И всё-таки, несмотря на обилие неплохо (иногда исключительно хорошо) поставленных дуэлей, космических перестрелок, погонь и спецэффектов, «Асока» прежде всего не о том, что происходит, а о том, что уже произошло, чего уже не изменить. Первые серии посвящены попыткам Асоки и Сабин восстановить отношения после большой трагедии (которая толком не раскрывается, увы); в четвертом эпизоде – где дерутся больше и лучше всего – дуэль Асоки и Бейлона в какой-то момент напоминает встречу ветеранов Вьетнама из «Рэмбо»; пятая серия – о попытках пересмотреть прошлое; финальные эпизоды – о попытках прошлое вернуть. О том, что отправиться на край света за стареющим генералом с красными глазами проще, чем начать жить.

В недалекой галактике: рецензия на сериал «Асока»
Мэри Элизабет Уинстэд (Гера Синдулла) и Чоппер на заднем плане. Кадр из сериала «Асока»

Другое дело, что это не то чтобы новая мысль. С попыткой примирить мечты и реальность разбирался «Андор» (который мы здесь считаем великим), ошибкам, вторым шансам и историческим параллелям был посвящен третий сезон «Мандалорца», который в принципе вышел интереснее «Асоки», а важная тема, что прошлое прекрасно только в качестве прошлого (а вернуться в него, и сплошь только боль и военные преступления), поднималась уже в оригинальной трилогии. 

Не говоря ничего нового содержательно, формально «Асока» тоже копирует старые приемы, сюжеты и стилистические ходы. Кто-то говорит, что со своей простотой мысли и прямолинейностью сюжета, этот сериал – самое близкое к оригинальной трилогии, что мы видели со со времен первого «Мандалорца». Однако, кажется, простоту мысли легко спутать с её отсутствием. Главное, о чем нам рассказывает сюжет «Асоки», – о своей необязательности. 

В недалекой галактике: рецензия на сериал «Асока»
Дроид Хайанг, озвученный Дэвидом Теннантом. Кадр из сериала «Асока»

Хотя когда авторы несколько отвлекаются от цитирования «Властелина колец» (которое там повсюду – от судьбы Асоки до схватки в лесу), у сериала появляется любопытное второе дно. Скука от повторения одних и тех же событий иллюстрирует на самом деле то, что некоторые исторические моменты просто не могли не наступить и не могли не повториться. Определенные травмы так глубоки, что не только люди, но и сама история вынуждена проживать их снова и снова.

И иногда «Асока», не благодаря стараниям сценаристов, а вопреки, всё же неплохой, хотя и грустный сериал. Нам уже, например, показали, как Боба Фетт на старости лет, не накопив капитал, стал решать проблемы хипстеров с водоснабжением. И вот теперь показали, что добрые девочки-подростки, выросшие и проведшие молодость на войне, ничего кроме нее не знают и только дерутся, дерутся, дерутся и видят повсюду призрак учителя-абьюзера. Враги при этом всё скучнее, союзники всё глупее, а ситуации всё более и более предсказуемые.

Асока
Асока в фазе Гэндальфа Белого. Кадр из сериала «Асока»

В общем, это это такая маленькая драма неустроенности и разочарования: невозможно ведь смириться с мыслью, что даже у таких замечательных людей, как Асока, может не сложиться жизнь, а у таких лихих героев, как Боба Фетт, может быть скучная старость. Но и смотреть на это всё всерьёз в десятый раз тоже, конечно, невозможно.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Планета Максимус» – неоднозначный эксперимент Александра Петрова по скрещиванию театра, кино и музыки Previous post «Планета Максимус» – неоднозначный эксперимент Александра Петрова по скрещиванию театра, кино и музыки
В начале месяца на Peacock завершился трёхсерийный спин-офф «Джона Уика» про молодого Уинстона Скотта, которого в фильмах играл Иэн Макшейн. Рассказываем, насколько ценным для вселенной профессиональных киллеров получился «Континенталь». Next post На пять звёзд не тянет: рецензия на мини-сериал «Континенталь» (2023)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *