Крутим-мутим-баламутим: рецензия на аниме «Спираль» (2024)

19 октября вышел заключительный эпизод коротенького аниме-сериала «Спираль» по культовой манге Дзюндзи Ито. Сначала может показаться, будто это первая достойная экранизация произведений автора, однако питать оптимистических иллюзий мы всё-таки не рекомендуем, ведь они все могут легко разбиться, если зайти дальше пилотного эпизода.

19 октября вышел заключительный эпизод коротенького аниме-сериала «Спираль» по культовой манге Дзюндзи Ито. Сначала может показаться, будто это первая достойная экранизация произведений автора, однако питать оптимистических иллюзий мы всё-таки не рекомендуем, ведь они все могут легко разбиться, если зайти дальше пилотного эпизода.

В основу аниме-сериала «Спираль» легла одноимённая манга в трёх томах за авторством Дзюндзи Ито — известного мангаки, работающего в жанре хоррор уже более 35 лет. Его произведения неоднократно пытались перенести на экран как в качестве игрового кино («Томиэ» и та же «Спираль»), так и в качестве аниме («Дзюндзи Ито: Коллекция» и «Дзюндзи Ито: Маньяк»), но, к сожалению, что-то всегда мешало создателям сделать достойную работу. Казалось бы, в этот раз уж точно всё должно получиться, но все надежды внезапно опять унесло смерчем.

Перед тем, как мы начнём, хотелось бы сагитировать вас подписаться на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.

Шо по сюжету?

В городе Куроузу почему-то вдруг начинают происходить странные вещи. И первым неладное замечает старшеклассник Шуичи, который предлагает своей девушке Кириэ уехать. У парня есть все основания для подозрений: постоянные водовороты, участившиеся вихри и постепенно теряющий рассудок отец, одержимый идеей спирали. Возлюбленная вроде тоже замечает эти странности, но идею с отъездом всерьёз не воспринимает. Не возвращаются ребята к этой вполне здравой мысли и в момент, когда у Азами, одноклассницы Кириэ, на лбу, где раньше был шрам, образуется воронка на полголовы, а отец Шуичи совершает самоубийство в ванной, скрутив собственное тело в спираль.

Дальше — больше, абсурднее, омерзительнее: люди-улитки, переплетённые друг с другом змеи (и не только), ожившие завивающиеся волосы и много чего ещё. Дороги закручиваются, не давая никому сбежать из Куроузу, а город и его жители становятся зависимы от характерной кривой линии, которая находит отражение буквально повсюду, способствуя как физическим метаморфозам, так и всеобщему сумасшествию. Шуичи даёт этому явлению название «Проклятие Спирали». От него никто не в силах укрыться, поэтому главным героям остаётся только изо всех сил сопротивляться, а заодно попытаться разгадать эту загадку.

Всё переплетено, но не предопределено

Впервые анонсировали «Спираль» целых пять лет назад, в далёком доковидном 2019 году. С тех пор адаптация успела попасть в производственный ад, а релиз множество раз переносился: то из-за злосчастной пандемии, то из-за желания создателей довести всё до ума. Авторы уверяли, что огромное внимание уделяется визуалу, ведь они стараются, чтобы картинка была приближена к оригиналу. 

Конечно, за столько лет ожидания аудитории взлетели до небес. Тем более, что заявлено было всего четыре эпизода, хотя в первоисточнике целых три тома по 200 страниц (материала как раз на стандартный односезонник из 10-12 серий). Естественно, возникли опасения, что под ножницы пойдёт добрая половина манги, так как трудно «утрамбовать» шесть сотен страниц в четыре серии, пусть и с нестандартным хронометражем (до 34 минут). Только вот основная проблема всё-таки оказалась не в вырезанном материале. Подобные ужимки можно простить, если в остальных аспектах адаптация сделана грамотно, чего о данной экранизации, к сожалению, не скажешь. 

Крутим-мутим-баламутим: рецензия на аниме «Спираль» (2024)
Отец Шуичи скрутил себя на кадре из аниме «Спираль» (2024)

Изначально было заявлено, что тайтлом занимается студия Drive, с успехом выпустившая в этом году третий сезон сериала «Этот замечательный мир!». Однако в момент премьеры выяснилось, что за первый эпизод ответственна практически никому неизвестная студия Fugaku. Но какая разница, если стартовала «Спираль» очень бодро? С первых минут заметно, что над аниме хорошо постарались: очень скрупулёзно проработанная ч/б анимация с элементами ротоскопии и чётким вниманием к деталям в отличном балансе с мрачной атмосферой абсурда, лёгким чувством тревожности и дискомфорта от происходящего. На первый взгляд создателям удалось вплотную приблизиться к авторскому стилю Ито и перенести его на экран, почти полностью сохранив шарм первоисточника. 

Только вот все положительные впечатления и пятилетние ожидания фанатов скручиваются в бараний рог уже при включении второй серии. Оказывается, не только Fugaku работали над сериалом: их рук лишь начало и финал. За середину (второй и третий эпизоды) ответственна студия Akatsuki, и в ней просто нереально проседает анимация (Акацуки в любой реальности найдут возможность нагадить Узумаки). 

Ты ему слово, он тебе — спираль

На контрасте разрыв в качестве выглядит буквально как фраза «скатиться вниз по спирали». Неудивительно, что после такого выкрутаса с рисовкой интернет переполнился шквалом критики и недовольства, а пользовательский рейтинг начал резко падать (до выхода второй серии оценка тайтла на сайте MyAnimeList была выше 8 баллов из 10, а на момент написания материала 6.2/10). 

Продюсер Джейсон ДеМарко даже извинился и попытался оправдаться тем, что их «кинули», но не уточнил, кто именно (сейчас пост удалён). Также он рассказал, что на камне было три пути развития событий после этого неприятного случая: налево — не заканчивать и не выпускать «Спираль» вовсе; прямо — закончить первую серию и выпустить только её, оставив проект незавершённым; направо — выпустить все четыре эпизода со всеми огрехами и полным пониманием закономерной реакции. Как можно понять, выбрали пойти направо. 

Судя по всему, вариант взять ещё какое-то время на доработку и поиск дополнительного финансирования даже не рассматривался, что странно, учитывая кучу переносов. Неужели Adult Swim и Production I.G, указанные в титрах, никоим образом не могли помочь? С трудом верится, что бюджет в виде одной миски риса на две серии — единственный выход. 

Крутим-мутим-баламутим: рецензия на аниме «Спираль» (2024)
Кириэ и Шуичи на кадре из аниме «Спираль» (2024)

Естественно, на фоне колоссального провала в анимации начинают выделяться и другие проблемы, которые качественная картинка могла бы перекрыть. На уровне идеи «Спираль» — авторское размышление о ничтожности человека перед лицом чего-то могущественного и необъяснимого. Даже в самой безумной ситуации люди продолжают бессмысленные и порой абсурдные попытки отсрочить неизбежное, стараясь дать всему рациональное объяснение. По крайней мере так было в оригинале, где 20 глав по 30-40 страниц каждая. В адаптации весь постепенный ужас первоисточника превращается в какое-то скомканное месиво из суперстранных событий с абсолютно нелогичной реакцией героев на происходящее. 

То, что в манге плавно вытекало из какой-то ситуации, в аниме происходит параллельно, наслаиваясь друг на друга. Из-за этого персонажи часто выглядят глупо и неестественно, ведь они без всякой мотивации совершают те или иные действия. Даже без чтения оригинала понятно, что либо история стала рваной и сумбурной после работы над сценарием, либо на экране (и, соответсвенно, в манге) просто так происходит необоснованная дичь под ширмой боди-хоррора. Учитывая отсылки к Лавкрафту и Кэрроллу, некоторые оригинальные мысли и идеи, не думается, что проблема в первоисточнике, так что вывод о халтурной работе с текстом напрашивается автоматически. 

Крутим-мутим-баламутим: рецензия на аниме «Спираль» (2024)
Влюблённая пара подростков, до которых добралось проклятие на кадре из аниме «Спираль» (2024)

В результате «Спираль» выглядит не как серьёзное философское произведение, вгоняющее в дискомфорт своей жуткой атмосферой (с этим намного лучше справится недавняя «Субстанция»), а как типичный сон при температуре 39,5 под стихотворение Корнея Чуковского «Скрюченная песня».

Шо в итоге?

«Спираль» — очередной неудачный проект по манге культового Дзюндзи Ито. Видимо на экранизациях автора, как и на городе Куроузу, лежит «Проклятие Спирали». Какое бы произведение не выбиралось для адаптации, за что бы люди не брались, всё выкручивается таким образом, что фанаты небезосновательно остаются недовольны. Возможно, в будущем найдётся счастливчик, которому удастся развеять проклятие и решить загадку с переносом непростого материала на экран с минимальным ущербом, но уж точно не в этом году. Честно говоря, наверное, и не в следующем. Я бы вообще рекомендовал особо на календарь не поглядывать, чтобы чудо оказалось внезапным и по-настоящему вскружило голову

P.S. У аниме «Спираль» в каждом эпизоде, кроме первого, есть сцены после титров, так что не спешите сразу их выключать.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Почему так сложно сопереживать второму поколению сериала Skins? Previous post Skins: почему сложно сопереживать второму поколению сериала?
Хэллоуин 2024: самые страшные хорроры по версии редакции «После Титров» Next post Хэллоуин 2024: самые страшные хорроры по версии редакции «После Титров»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *