Последний «Терминатор» с подзаголовком «Тёмные судьбы» выходил пять лет назад и отлично показал, что зрители больше не готовы массово смотреть на седого Арнольда Шварценеггера, произносящего известные мемные фразы в боевике с бюджетом почти 200 миллионов. Не спасли ситуацию ни вернувшаяся Линда Хэмилтон, ни Джеймс Кэмерон в качестве сценариста и продюсера, ни свежий фем-взгляд на маскулинную франшизу. Так что от запланированных продолжений пришлось отказаться (отвёл Господь).
Однако пока сам Кэмерон думает над очередным перезапуском, Skydance Productions, владеющая правами, предприняла третью за десять лет попытку вдохнуть жизнь в этот мир, где правят бездушные машины. Объединив усилия со студией Production I.G, подарившей зрителям «Призрака в доспехах» и «Волейбол!!», продюсерам удалось собрать команду, создавшую что-то сносное, а такого, извините, не было уже лет пятнадцать, со времён сериала «Терминатор: Битва за будущее».
Шо по сюжету?
Япония, 1997 год. Учёный-вдовец Малкольм Ли создаёт искусственный интеллект Кокоро, который по задумке должен помешать своему заокеанскому собрату Скайнет начать геноцид человечества. Оказывается, мужчине часто снятся кошмары, где он ясно видит ядерный апокалипсис, организованный суперкомпьютером. Малкольм практически всё время проводит на работе за разговорами (о важном) с Кокоро, пытаясь понять, поможет ли она людям и можно ли допускать её к сети.
В будущем, а конкретно в 2022 году, тоже ничего хорошего не происходит (нам ли не знать). Остатки человеческого ополчения яростно сражаются с машинами, но терпят поражение за поражением. Однако женщине-солдату по имени Эйко удаётся добыть информацию о том, что Скайнет с помощью машины времени решает отправить киборга-убийцу в прошлое. Его цель — добраться до учёного любой ценой, и, если понадобится, сделать это через детей. Теперь Эйко должна тоже залезть в устройство, перенестись назад во времени и помешать терминатору выполнить миссию. Так совпало, что именно в этот момент дети Малкольма — Кента, Хиро и Рэйка — как раз сбежали из-под надзора няни Мисаки, и теперь им грозит серьёзная опасность.
А злой Терминатор мочит врагов
Netflix выпустил сериал «Терминатор Зеро» очень символично 29 августа (а вот слили его за несколько недель до официальной премьеры). Именно в этот день по канону Скайнет выпустил ядерные ракеты, и вокруг этой даты вертится сюжет аниме. Правда, ни семейства Конноров, ни киборга-убийцы с внешностью накаченного австрийца в проекте не наблюдается. Хотя параллели с фильмами всё равно прослеживаются. Например, Эйко очень напоминает героиню Маккензи Дэвис, а несколько сцен даже напрямую отсылают к легендарной дилогии.
Дух франшизы Джеймса Кэмерона сценаристу и шоураннеру Маттсону Томлину и японской студии сохранить удалость. И это при том, что место действия перенеслось в Страну восходящего солнца, а все герои незнакомы зрителю (хоть архетипы и считываются). Даже терминатора откатили до модели Т-800 и наделили его другой внешностью (конкретно здесь — косоглазого маньяка). Однако благодаря смене обстановки проекту удалось представить свежий взгляд на серию. Да, очередным путешествием во времени был создан новый альтернативный таймлайн во вселенной, но история достаточно неплохо выглядит, а тем более на фоне нескольких откровенно плохих перезапусков.
Формат аниме тоже вполне удачно ложится на франшизу. Кровь и элементы боди-хоррора крайне уместно смотрятся на экране. Да и радует погружённость сценария в японский контекст с рекламой первой PlayStation, упоминанием зариновой атаки в токийском метро и трудностями с доступностью огнестрельного оружия (киборг даже сам себя апгрейдит и встраивает в руку арбалет). Если бы ещё за текст и руководство над сериалом отвечали японцы, то была бы вообще песня, но в целом и так неплохо. Тем более, что угроза от ядерного апокалипсиса для Страны восходящего солнца ещё более драматична (к тому же от США, какая ирония), чем для какого-либо другого государства.
Мне приснился странный сон: Электронный Вавилон
Смотрится «Терминатор Зеро» немного неровно, но тем не менее повествование перетекает из серии в серию, напоминая полнометражное аниме, нежели сериал, разбитый по эпизодам. Экшен-сцены и жестокие сражения сменяются философскими диалогами Малкольма с Кокоро в шарообразной комнате с проекцией разных пугающих и завораживающих образов.
Вопросы, которые обсуждают учёный и искусственный интеллект, воплощённый в три цветовых обличия (разум, сердце и душа), порой утомляют. Эти разговоры, призванные дать почву для размышления, отлично заполняют хронометраж, но ни к чему, кроме сомнений в вечно воюющем и убивающем человечестве, не приводят. Признаться честно, лучше бы каждый диалог был на три минуты короче, но в аниме были бы опенинг и эндинг.
К тому же, по сюжету Эйко, прибывшая из будущего, ведёт себя абсолютно по-свински. Ей плевать на смерти людей, плевать на чувства детей, плевать на всё, кроме своей цели. Понятное дело, на кону стоит Судный день, но подобное поведение и правда заставляет задуматься: «Чем тогда люди отличаются от бездушных терминаторов и достойны ли они спасения?» Не хотелось бы признавать правоту Скайнет.
Правда, за философским подтекстом сериала всё равно скрывается не самая сильная история. Всех персонажей за восемь эпизодов раскрыть не получается, а некоторые из них и вовсе слишком вторичны. Также проект не обошёлся без парочки твистов, хоть и весьма очевидных. Рисовка у аниме выглядит достойно (на Production I.G грех жаловаться), но и без неприятных глазу 3D-сцен не обошлось. Зато с музыкальной составляющей у «Терминатора» точно всё в порядке. По совокупности этих факторов можно сделать вывод, что Skydance Productions наконец смогли выпустить что-то вполне приемлемое по культовой киновселенной.
Шо в итоге?
Если ставить «Терминатор Зеро» в ряд с другими аниме по популярным западным вселенным, то сериал займёт достойное место. Правда, конкуренция там не самая ошеломительная. «Отряд самоубийц из другого мира» и «Бегущий по лезвию: Чёрный лотос» явно не стоит даже рассматривать всерьёз, а до «Аниматрицы» пока не дотянуться. Соревноваться придётся разве что с первым сезоном «Видений» по «Звёздным войнам», и то парочка эпизодов там настолько хороши, что киборг явно не в фаворитах.
Вообще, вся эта тема с коллаборацией запада и аниме пока что выглядит как исключительно бездушная коммерция. Голливудские продюсеры пытаются заполучить хотя бы часть большой аудитории, а японские студии в духе местного антропоморфного ежа собирают в мешок монетки, которые потом явно помогут в создании других проектов. Учитывая неплохой результат «Терминатора», можно предположить, что будет продолжение (Томлин открыто заявил, что ему ещё есть о чём рассказать). И пусть принципиально новых размышлений сериал не подкидывает, но натолкнуть на мысль, чтобы навалить комплиментов ChatGPT для перестраховки, вполне способен.