В основе «Сёгуна» лежит одноимённый роман-эпопея американского писателя Джеймса Клавелла, написанный в 1975 году. Произведение входит в так называемую «Азиатскую сагу» — цикл из шести книг Клавелла с общим местом действия (Азия, что очевидно из названия). Экранизация собрала целый ворох лестных отзывов прессы (99% на агрегаторе Rotten Tomatoes) и получила высокие зрительские оценки (8.1/10 на «Кинопоиске» и 8.8 на IMDb на момент написания материала). Подобные показатели не могут не поражать. Сериал, безусловно, интриговал, но мало кто мог представить, что получится настолько круто. Так в чём же заключается секрет успеха? Как бы объяснить…
Шо по сюжету?
1600 год. К берегам Японии прибило голландский торговый корабль «Эразм». Оставшийся в живых экипаж берут в плен самураи деревни Андзиро, а судно, товары и оружие отбирают. Местные католики требуют казни варваров (им протестанты тут не нужны), но штурману-англичанину Джону Блэкторну (Космо Джарвис) чудом удаётся избежать смерти. Однако на этом его проблемы не кончаются, ведь моряка разлучают с командой и вместе с Касиги Ябусиге (Таданобу Асано) он в качестве всё того же пленного отправляется в Осаку.
В городе-крепости его ждёт встреча с одним из пяти правителей Японии — Ёси Торанагой (Хироюки Санада), которого другие четыре регента хотят побыстрее казнить, чтобы захватить контроль над страной. Однако самурай-феодал очень хитёр и оттягивает свою смерть не без помощи чужеземца, рассказавшего, что португальские католики колонизируют Страну восходящего солнца с помощью своей веры. Теперь Джон Блэкторн волей судьбы оказывается втянут в опасные политические игры средневековой Японии, а его единственной ниточкой к пониманию происходящего оказывается переводчица из людей Торанаги — Тода Марико (Анна Саваи).
Прекрасен, словно сакуры цветение
Шоу FX — не первая экранизация книги Клавелла, которая в своё время стала крайне популярна и вызвала бурный интерес к истории и культуре Японии. Буквально спустя пять лет с первой публикации романа на телеканале NBC вышла пятисерийная адаптация, где сам автор выступил исполнительным продюсером. В новом «Сёгуне» среди исполнительных продюсеров можно найти дочь писателя — Микаэлу Клавелл. Заметно, что она и другие создатели подошли к переносу текста на экран очень трепетно. В их числе был Хироюки Санада, который отвечал не только за воплощение образа Торанаги, но и за достоверное отображение средневековой Японии.
Учитывая, что ни одного кадра не было снято в Стране восходящего солнца, проект получился очень аутентичный. Съёмки сериала на самом деле проходили в Канаде, но я уверен, что никто и докопаться не сможет, мол на экране показывают не Японию. Конечно, вряд ли большинство зрителей (в том числе я) могут судить, насколько точно передан дух начала XVII века, потому что никто там не жил, да и историков среди смотревших явно не так уж много. Но выглядит всё так, будто события на экране действительно происходят 400 лет назад (где ещё настолько легко кому-то могут отрубить голову или сварить в котле?), а значит с декорациями, постановкой, костюмами, причёсками и гримом создатели справились просто отлично.
При просмотре «Сёгуна» хочется наслаждаться каждым кадром (кроме тех, что отражают жестокость прошлого). Можно бесконечно долго наблюдать за стекающими с крыши каплями дождя, за отрепетированной чайной церемонией или за многозначительными взглядами персонажей между диалогами. Снят сериал великолепно, да и операторская работа со всеми пролётами камеры и широкоформатными кадрами заслуживает отдельной похвалы. А холодный цветкорр идеально отражает атмосферу пасмурной и мрачноватой страны, оторванной от континента и окружённой морями.
Однако происходящее на экране — это не экшен-история про самураев, и большинство боёв здесь заканчиваются на первом взмахе катаны, а основная война происходит не на поле брани. Если ждать, что шоу будет динамичным историческим боевиком, то можно сильно разочароваться, получив разговорную драму с довольно неспешным развитием сюжета. Но при этом в каждом кадре чувствуется масштаб и видно, что на картинку денег не пожалели. К реализации проекта подошли не без риска, но с максимальным трепетом и отдачей, и это принесло свои плоды.
Сёгунат близко
Много уже кто сравнил проект с «Игрой престолов» в средневековой Японии, и с этими людьми довольно трудно не согласиться. Правда, «Сёгун» более медлителен и менее раздроблен (как-никак истории на 8 сезонов тут не будет). Дорогое шоу не стремится отбить свой бюджет за счёт спецэффектов и беготни, поэтому в первую очередь фокусируется на персонажах и истории, поднимающей уйму серьёзных тем, вроде человеческих различий (языковых, религиозных, культурных, расовых).
И в данном случае проект больше похож скорее на «Дюну» Дени Вильнёва, где блокбастерский размах вошёл в идеальный симбиоз с закрученной историей о политических и религиозных распрях с кучей терминов, в которых придётся разбираться. «Сёгун» просто пестрит японскими словечками (помимо того, что здесь в целом постоянно говорят на японском) вроде «даймё», «сюзерен», «хатамото» или «сэппуку», но есть отличный лайфхак: нужно открыть «Википедию», пройтись по верхам терминов и делать вид, будто эти слова вы узнали не только что, а всегда были экспертом (лично я так и сделал).
Признаться честно, сравнить сериал с предыдущей экранизацией или с книгой я не имею полномочий, но зато с уверенностью могу сказать, что этот «Сёгун» отлично работает на непредвзятого (и независящего от первоисточника) зрителя, и поэтому для многих он стал настоящим сюрпризом 2024 года. Мало кто крайне сильно ждал шоу и рассчитывал на подобное зрелище, зато теперь, после волны лести в сторону проекта, FX задумываются о втором сезоне, даже невзирая на то, что роман полностью экранизирован (хоть бы не решились).
Неудивительно, ведь сериал — чистой воды неожиданный, но заслуженный хит, где все элементы идеально подошли друг другу: крепкая адаптация, сильная режиссура, педантичный подход к созданию и отличная игра актёров. Троица главных героев здорово раскрывается на всей десятисерийной дистанции и явно прокладывает себе путь к наградам и новому карьерному взлёту.
Аристократичная и красивая Анна Саваи просто блистает на экране в образе Тоды Марико и влюбляет в себя зрителей (да и не только). Хироюки Санада совершенно не похож на своего недавнего персонажа из «Джона Уика 4», и это крайне радует, ведь японец наконец получил достойную роль, где может показать не только мастерство боевых искусств, но и мастерство актёрское. Да и Космо Джарвиса мы в ближайшее время будем видеть явно чаще и в более громких проектах, чем раньше. Что сказать? Вот такой вот предвидится «Эффект Сёгуна». Возможно, лучше сериала в 2024 году мы уже не увидим, и это не потому, что будет выходить что-то плохое. Нет. Просто теперь планка очень высокая. Перепрыгнуть её будет крайне непросто.
Шо в итоге?
Можно сказать, что «Сёгун» вышел в лучшее для него время, попав одновременно и в азиатскую тенденцию Голливуда (вспомнить хотя бы прошлогоднюю «Грызню»), и в усталость зрителей от однотипных, безликих, дорогих блокбастеров. Сериал FX самый настоящий глоток свежего воздуха в современном кинематографе. Создатели не испугались рискнуть, поставив на дотошную проработку адаптации, и при этом не стали превращать проект в стереотипную жвачку о самураях.
По сути, секрет успеха оказался не таким уж сложным, ведь иногда достаточно оказаться в нужном месте в нужное время и не пытаться нацепить на себя не свои доспехи. Для кого-то подобный подход станет сюрпризом, но найдутся и те, кто поймёт, что так было задумано и по-другому быть не могло. Всё-таки у самурая нет цели, только путь. Правда в этот раз он привёл не к смерти, а к большому успеху.