Самый быстрый звездолет: рецензия на третий сезон сериала «Мандалорец»

Мандалорец рецензия

«Мандалорец» раньше было принято хвалить, а теперь, после нового сезона, – критиковать. О том, почему неровный третий сезон – интересный и неожиданный шаг вперед для сериала, который не растерял, кто бы что ни говорил, своего очарования, – в нашей рецензии.

Дин Джарин (Педро Паскаль) воссоединился с малышом и хочет теперь воссоединиться со своим кланом, из которого вылетел за то, что снял шлем. Чтобы искупить грехи, Дину нужно искупаться в водах Мандалора, которые, как всякие воды заброшенных городов, разрушенных планет и древних пещер, скрывают многое. По доброте душевной Дину помогает Бо-Катан Криз (Кэти Сакхофф), бывшая правительница Мандалора, которой отказ от претензий на власть пошел на пользу – артистке Сакхофф сделали прическу, которая ей идет, а её героине позволили быть благородным и интересным персонажем с грустными глазами. Когда на заброшенной планете она спасает Дина третий раз за серию, становится, в общем, понятно, что фокус сериала несколько сместился – этот сезон уже не о Дине и его ребенке, но о чём-то более глобальном. 

Самый быстрый звездолет: рецензия на третий сезон сериала «Мандалорец»

Это не маленькая история о маленьких людях, какой был первый сезон, и не маленькая история о людях больших, какой был второй (в нём квест по возвращению малыша джедаям задействовал героев калибра Бобы Фетта и Люка Скайуокера). Третий сезон – скорее большая история о маленьких людях, чьи индивидуальные жизни несколько теряются на фоне галактической политики. При этом развитие некоторых героев в третьем сезоне довольно беспрецедентное. 

За восемь эпизодов очень меняется Бо-Катан, которая перестает искать власть и объединяет людей вокруг себя не силой и даже не Темным мечом (чья судьба в этом сезоне довольно интересна и не могла, кажется, быть иной), а личным героизмом. Её отношения с Дином – отдельная радость. Раскрывается наконец и давний герой эпизода доктор Першинг, оказавшийся неплохим человеком в плохих обстоятельствах. Меняется даже Паз Визсла, чьей главной чертой была, как принято думать, неизменность.

Самый быстрый звездолет: рецензия на третий сезон сериала «Мандалорец»

Но все эти линии и судьбы вплетены в более глобальную историю о попытке перестроить мир после войны. Галактика, освобожденная от Империи, оказалась не столько пространством для новой жизни, сколько её – Империи – гниющим трупом. Важный для сезона мотив отравленной и непригодной для жизни почвы (Мандалор, Корусант) – это не столько про сложности агрономии, сколько о том, что прошлое не исчезает, что от него нельзя избавиться, просто забыв.

Возвращение Мандалора, становление Первого Ордена, причины падения Новой Республики, выживание независимых планет в галактике, раздираемой войной, – и это только часть тем, которых касается третий сезон. Сложно не заметить, что масштабность того, что хотят сказать авторы (Джон Фавро и Дэйв Филони) за восемь небольших эпизодов, делает некоторые их тезисы скорее пунктирными: подготовка к освобождению Мандалора, например, заняла существенно меньше времени, чем она того заслуживала, а с Первым Орденом и вовсе обошлись парой сцен. Почти исчезли и серии с монстрами недели, которыми так радовал первый сезон, – таким вышел только шестой эпизод с детективной линией в античном полисе, снятый лучшим постановщиком проекта – Брайс Даллас Ховард.

Мандалорец рекап

Но в «Звездных войнах» важные политические и философские сюжеты всегда были как второе солнце над Татуином – радостно и без них, да и не заметить легко, но в неожиданных ремарках, в исчезающем, едва появившись, символизме, в удивительно точном понимании, как работает тоталитаризм, и кроется особое очарование далекой-далекой галактики. Это то, что отделяет её от «Стартрека», например, и делает особенно актуальной в не самые даже подходящие для фантастики времена. 

Далекая галактика в третьем сезоне предстаёт вообще неожиданно близкой – не только потому, что вся линия с возвращением мандалорцами родины – вольный пересказ книги «Исход», – но и поскольку «Мандалорец» здесь концентрируется не на очевидном противостоянии добра и зла, но на том, что отравляет добро изнутри, на тех процессах, которые превращают изначально хорошие сообщества в плохие. Свобода ещё не умирает под гром аплодисментов, как в «Мести ситхов», но подготовка к этому идёт. 

Самый быстрый звездолет: рецензия на третий сезон сериала «Мандалорец»

Мандалорцы последние 30 лет на грани выживания из-за того, что не могут договориться, их уничтожают не внешние враги, а внутренние раздоры. Новая Республика, построенная повстанцами из оригинальной трилогии, с самого зарождения находится в кризисе. И не из-за того, что в неё проникли шпионы осколков Империи, но из-за того, что свобода проиграла бюрократии. Безразличие, апатия, попытка установить справедливость без суда и готовность пожертвовать чужими жизнями ради своих целей – никакого Первого Ордена и не нужно, в общем, было, чтобы такая конструкция рухнула. Это смелая и неожиданно анархистская (в духе «Андора») политическая мысль.

При этом «Мандалорец», конечно, больше своих политических сюжетов. И история о том, как Новая Республика повторила ошибки Старой, вписывается в более масштабный магистральный нарратив. Сериал начинался как лихая попытка совместить сюжет восьмого фильма франшизы «Затойчи» (там слепой самурай охранял чужого ребенка) с канонами вестерна (одинокий стрелок, сюжеты из иствудской и уэйновской классики), но к третьему сезону он стал и серьёзнее, и неоднозначнее, и (хотя с этим, кажется, вся русскоязычная критика не согласна) интереснее. Всё ещё на месте изобретательный экшен, частые шаблонные диалоги и филлерные эпизоды (к слову – удачные, четвертая серия весьма замечательная), но ко всему этому набору добавилась та меланхолия, которая отличает лучшие «Звездные войны» от обычных. 

Самый быстрый звездолет: рецензия на третий сезон сериала «Мандалорец»

Этой меланхолией, а не хромакеем, на зеленых экранах была нарисована (кадров на живых локациях там, есть ощущение, штуки три) «Месть ситхов», фильм о Республике, про судьбу которой никто особенно не думал, пока она существовала, и о которой ровно так же никто не задумался, когда её не стало. Той же тоской пропитана «Империя наносит ответный удар» – довольно вообще-то печальное кино о том, как убежать от Империи на самом быстром звездолете, начинающееся с поражения и им же заканчивающееся. О столь же меланхоличном стремлении к свободе снят и «Андор», редкий сериал современности про людей, которые ценят идеалы больше жизни. 

«Мандалорец» – часто раньше казавшийся радостью больше эстетической, чем этической, – в 2023-м году неожиданно вырос вместе со своим самым милым героем – малышом Грогу. Как малыш в седьмой серии (лучшей в сезоне) начал ходульно, механически и чужим голосом коммуницировать с миром, так и сериал – пусть и заимствуя приёмы и не договаривая слова – начал сбивчиво и тоже порой несколько механически что-то говорить миру не о мандалорцах и не об Империи, и даже не об отцовстве в космосе, а о самом этом мире.

Мандалорец рекап

Дин Джарин, Бо-Катан, доктор Першинг, IG-11, Гриф Карга (Карл Уэзерс), бывшие имперцы, бывшие революционеры – под грузом собственных ошибок они в третьем сезоне не столько идут, сколько ползут по новым маршрутам собственных жизней, которые должны были бы быть лучше, но оказались как всегда. Пытаясь исправить старые ошибки, они совершают новые, и использовать второй шанс вообще оказывается сложнее, чем первый. Но всё-таки возможно: точно получается у Бо-Катан, могло бы выйти у Першинга, весело вышло у Джека Блэка (одно из лучших камео). И главная, как кажется, мысль сезона в том, что несмотря на то, что наши ошибки порой существенно больше нас, надежда и на счастье, и на победу, и на искупление всё же есть. Пусть уже и не такая новая, как хотелось бы.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Мандалорец рекап Previous post Возвращение домой. Рекап восьмого эпизода третьего сезона сериала «Мандалорец»
Шмикаго / Шмигадун Next post Слава, предательство и Шмикаго. Рекап и разбор отсылок 5 серии второго сезона сериала «Шмигадун!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *