Сегодня среди крупных стримингов развязалась нешуточная борьба за зрителя. Если раньше Netflix был безоговорочным лидером, то сейчас конкурируют с «тудум»-платформой ещё минимум четыре площадки-гиганта. Disney+, Amazon Prime Video, Apple TV, HBO Max — каждый сервис сражается за зрителя различными способами. Выпуск сразу всего сезона (да, так теперь делает не только Netflix), выделение крупных сумм на громкие и рискованные проекты, приглашение знаменитостей на разные должности, охват различных географических территорий (упор на индийское, корейское и кинопроизводство других стран), предоставление поля для экспериментов, разработка эксклюзивного контента в виде книг, комиксов и даже игр!
Может быть, «Список смертников» не принесет большой прилив подписчиков для Amazon, но вот необычным проектом в актерской карьере Криса Пратта мини-сериал точно назвать можно. Зрители привыкли, что Пратт бегает, летает, отстёгивает остроты, слушает музыку и срывает планы по контролю над миром то динозаврам, то инопланетянам-отцам. Здесь же герой сам отец. Отец, который оказывается надломлен миром, окружающим его.
Шо по сюжету?
Лейтенант-коммандер Джеймс Рис (Крис Пратт) возглавляет отряд из четырнадцати «морских котиков», которые должны в ходе спецоперации обезвредить крайне опасного химика родом из восточной страны. Но в итоге бойцы попадают в засаду и задание под названием «Меч Одина» проваливается, а в живых остаются лишь Рис и ещё один офицер — Викерс (Джаред Шоу).
Коммандер тяжело переживает потерю отряда, и со здоровьем у него явно что-то не так. Воспоминания военного путаются, сознание затуманено, а галлюцинации не отличить от реальности. Он уверен, что вернулся домой на одном самолете с Викерсом, но его заверяют, что Викерс улетел на самолете вместе погибшими товарищами ранее, а по возвращении совершил самоубийство.
Джеймс отказывается верить в версию с суицидом и убеждён, что дело сфабриковано. Его боевого товарища на самом деле убили, и замешаны в этом многие люди, стоящие выше по социальной лестнице. После торжественных похорон коммандер решает проверить здоровье, беспокоящее после спецоперации, но во время процедуры МРТ на него совершают покушение. Еле отбившись от нападавших, Рис осознаёт, что в смертельной опасности находится не только он, но и его семья. Однако осознание приходит слишком поздно…
Война оставляет шрамы не только на теле
«Список смертников» — это экранизация одноимённого романа Джека Карра, который сам служил в спецназе (и описания берет не из головы, а из личного боевого опыта). Писатель также является исполнительным продюсером сериала, а в рядах сценаристов были приглашённые авторы с военным прошлым, чтобы проект получился как можно более реалистичным. Среди продюсеров также значится имя Антуана Фукуа, режиссёра «Тренировочного дня» и «Великого уравнителя», лично поставившего первую серию. Из всего этого вытекает, что создатели хотели добиться максимально качественного результата, и их труды не пропали даром: получился очень добротный сериал про месть, семью, политические игры и последствия войны.
К тому же вышел восьмисерийник накануне национального американского праздника — Дня независимости. В связи с этим в сериале, естественно, поднимается тема патриотизма, но преподносится она не так банально, как это делается зачастую. На экране не мелькают постоянно развевающиеся американские флаги и не говорится, что США — самая лучшая и великая держава. Наоборот, показано, что в стране не все так радужно и прекрасно. Люди, которые искренне верят в правоту своей страны и ценой жизни отстаивают её интересы, оказываются жертвами государства.
«Список смертников» показывает, наверное, одну из важнейших вещей патриотизма для каждой страны. Судьбу выжившего на войне солдата. Не генерала или главы государства, а обычного офицера, выполняющего приказы и верящего в правоту своего дела. Вокруг привыкли кричать, что истинный патриот обязан любить и чествовать свою страну. Обычные солдаты зачастую являются слепыми патриотами и отправляются в горячие точки отстаивать интересы своего государства, но крайне редко люди, сидящие в штабе, задумываются о последствиях военных действий для выживших.
На поле боя возможны разные исходы, но не всегда смерть — худший из них. Одно дело, умереть на задании и обрести вечный покой, но совсем другое — вернуться домой и привезти в своей голове войну, которая сопровождает, мучает и медленно убивает каждый день. В итоге власти лишь поблагодарят за службу и, если повезёт, вручат орден за заслуги перед Отечеством, но какова вероятность, что у командования возникнет вопрос, касающийся психологического здоровья выживших? Какие душевные шрамы солдаты привозят с собой? Какая судьба их ждёт в итоге, и выдержат ли они мирную жизнь после пережитых событий?
В сериале создатели стараются остро поставить эти вопросы перед зрителями. От этого версия с самоубийством офицера не вызывает большой шумихи в прессе или подозрений среди следователей, так как подобное происходит нередко, ведь люди просто не выдерживают последствий. Отсутствие психологической помощи и поддержки со стороны государства приводит ветеранов к выводу, что смерть — гораздо более гуманный исход, нежели жизнь с ПТСР, депрессией и виной, возлагаемой на самих себя за жизни боевых товарищей.
Всё это намешано во мне
Остросюжетная драма, политический триллер, прямолинейный боевик, история о кровавой мести — все это вобрал в себя «Список смертников». Брутализм и маскулинность льются в проекте через край. Даже женские персонажи в исполнении Констанс Ву, Джинн Трипплхорн, Тайнер Рашинг и Кристины Видаль олицетворяют смелость и независимость, а не являются жертвами или объектами защиты.
Щелчки предохранителя, звуки перезарядки оружия, выстрелы и взрывы. Все, кому это по нраву, останутся довольны. Качество звука в сериале такое, что невольно начинаешь понимать, почему некоторые люди романтизируют оружие. Боёвка и экшен-сцены тоже поставлены на высшем уровне. Резонно предположить, что актёры прошли нелегкую спецподготовку перед съёмками сериала.
На первом плане, безусловно, блистает Крис Пратт. «Список смертников» — его бенефис в роли психологически надломленного ветерана, потерявшего всё. Пратт доказывает аудитории, что способен не только на комедийные роли разгильдяя, но вполне неплохо смотрится и в драматической. Возможно, актёр проигрывает своим коллегам Киану Ривзу («Джон Уик») и Джону Бернталу («Каратель») в подобных ролях, но сказать, что у него совершенно не получилось передать эмоции ярости и опустошенности, язык не повернётся.
Помогают Пратту передать эмоции флешбеки с семьей, которую его герой невероятно любил. Воспоминания с женой Лорен (Райли Кио) и дочерью Люси (Арло Мерц) подчёркивают тяжесть переносимой утраты. Рис постоянно убеждается, как счастлив он был вместе с семьёй и какое великолепное время покинуло его навсегда. Флешбеки подпитывают злобу на виновников и горечь утраты в герое, а также передают его тяжёлое душевное и физическое состояние.
В качестве второстепенных персонажей больше всего выделяются Тейлор Китч в роли Бена Эдвардса, близкого друга Риса, и вышеупомянутая Констанс Ву в роли смелой и упорной журналистки Кэти Буранек. Персонаж Китча помогает главному герою справляться с трудностями на поле боя и всегда поддерживает его на протяжении всего пути, а журналистка берётся за дело и помогает «в тылу». И Китч, и Ву отлично смотрятся в своих амплуа и не выглядят как картонные куклы, дополняющие историю вендетты Джеймса Риса.
Но… Как бы гладко всё не складывалось, всегда есть «но». Вот и в «Списке смертников» присутствуют неровности. К примеру, начатая линия «ненадежного повествователя» обрывается уже во второй серии. Создатели два эпизода держали отличный саспенс, где зритель не понимал, насколько оправданы мотивы выжившего «морского котика», но резко всё оборвали и прямолинейно обозначили мотивацию Риса. Подобный мгновенный отказ от идеи оставил легкий осадок обмана ожиданий и упростил проект на порядок.
После мы лишь наблюдаем качественные сцены убийства и продвижение коммандера по именам списка. Жестокие и хитроумные расправы с негодяями, приносящие наслаждение и справедливость в душу Джеймса Риса, слегка наскучивают к финалу, но скрашивает впечатление довольно оригинальный и сложный заговор против обычного морпеха.
Шо в итоге?
Проект Amazon с Крисом Праттом в главной роли получился добротным жестоким боевиком о кознях государства и мести за них. Чем-то выдающимся мини-сериал «Список смертников» вряд ли станет, но просто хорошим качественным восьмисерийник назвать точно можно. Любителям жанра придётся по вкусу мрачная (даже песня Trigger от Mississippi Twilight в опенинге и тёмная цветовая палитра на протяжении восьми серий говорят, что вряд ли будет чему радоваться) и брутальная история о сильном мужике, убивающем негодяев, отнявших у него самое дорогое в жизни.
Сериал, скорее всего, не будет флагманом в линейке Amazon Prime Video подобно «Удивительной миссис Мейзел», «Пацанам» или всеми ожидаемого «Властелина колец: Кольца власти», но в качестве актёрского эксперимента в карьере Криса Пратта проект определенно оправдал ожидания. Да и истории о мести, где вечно выходящие сухими из воды высокопоставленные мерзавцы получают по заслугам, не устаревают и будут актуальны ещё очень долго (что доказывают проекты от «Леона» до знаменитой трилогии Пак Чхан Ука).