Премьера сериала «Город Бога: Борьба продолжается» состоялась практически (без пяти дней) в двадцать вторую годовщину оригинального фильма Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд. И хоть постановщики к сиквелу особого отношения не имеют, он не выглядит вымученным коммерческим проектом. Учитывая, что и сама лента за два десятилетия не потеряла своей актуальности (об этом мы писали в нашем материале в честь юбилея), а продолжение в свою очередь освежает этот взгляд и ещё больше заостряет внимание на поднятых картиной проблемах.
Шо по сюжету?
Рио-де-Жанейро, 2004 год. В городе Бога за двадцать лет не сказать, чтобы сильно всё поменялось. После смерти Малыша Зе контроль над фавелой перешёл к местным мальчишкам, а их под своё крыло взял наркобизнесмен Курио (Маркус Палмейра). На районе на время воцарился мир, если не считать, что иногда на территории находят обгорелые тела туристов. Но в остальном все спокойно занимаются своими делами. Например, Ракета (Алешандре Родригис) стал профессиональным фотографом, специализирующимся на Сидаде-де-Деуш, переехал в город и теперь просит называть его по имени — Уилсон (всем плевать). Его друг Шнурок (Эдсон Оливейра) остался в городе Бога, заслужил уважение местных и планирует избираться в городской совет, чтобы родной район имел возможность развиваться и процветать.
К сожалению, спокойная жизнь вскоре пошатнётся из-за освобождения из тюрьмы названого сына Курио — Брадока (Тиагу Мартинс). Находясь под манипулятивным влиянием своего адвоката и по совместительству любовницы Жирусы (Андреа Орта), гангстер начинает претендовать на территории фавелы. В трущобах запахло новой войной. Но хуже всего то, что в разборки местных бандитов может вмешаться полиция под руководством старого знакомого Режинальдо Кавани (Маурисиу Маркес) по кличке Головастик, который от продажного копа дослужился до секретаря безопасности Рио-де-Жанейро.
В городе, где нет метро
«Город Бога» — один из главнейших фильмов бразильского кинематографа, который всему миру продемонстрировал, насколько остро в стране стоит проблема жизни в фавелах. Многосерийное продолжение говорит ровно о тех же вещах, но уже с современной точки зрения. Пусть на экране 2004 год, но зритель должен отдавать себе отчёт, что это всего лишь число. На самом деле действия легко могли происходить и в 2024-м, но актёры просто настолько сильно не постарели. Да и за пенсионерами среди криминальных разборок и перестрелок вряд ли было бы так интересно наблюдать.
К слову, очень радует, что многие персонажи из оригинальной истории вернулись и в продолжении, а играют их те же самые люди. Помимо Ракеты, Шнурка, Брадока и Головастика (честно говоря, будто не персонажи криминальной драмы, а команда скрепышей из «Магнита») в сериале задействованы Беренис (Роберта Родригес), Синтия (Сабрина Роза) и ещё несколько третьеплановых героев. Ясное дело, что просто так и не вспомнишь кто есть кто, но на такой случай есть флешбэки с напоминалками от Ракеты, которые также помогут новой аудитории включиться в историю.
Начинается сериал «Город Бога» с похожей на открывающую оригинальный фильм сцены, где быстрыми кадрами мелькают и гангстеры, и копы, и, конечно же, бойцовские петухи. После Ракета своими словами переносит нас назад во времени, где начинает с самого начала рассказывать историю, как район вновь оказался втянут в войну.
Зрителей окунают в мир бразильских трущоб, где обычные жители практически каждый день как на пороховой бочке. Здесь люди переживают, чтобы шаткое мировое соглашение не нарушилось и не было новых жертв. За годы народ в Сидаде-де-Деуш научился выживать и свыкся с мыслью, что властям на самом деле плевать с высоты статуи Христа-Искупителя на их проблемы, и никто без личного интереса не будет по-настоящему пытаться что-то сделать. Поэтому если что-то и менять, то только собственными силами.
Спортивные кружки и мероприятия держатся на энтузиастах, а молодёжь мечется между криминалом и попытками выбиться в люди. За пределами трущоб к жителям относятся как ко второму сорту, а кровавые события на территории фавелы всегда занимают первую полосу газет и громко обсуждаются на телеке. Даже дочь Ракеты Лека (Люллен Кастро), которая читает похотливый рэп и танцует тверк, говорит отцу, что его фото с риском для жизни — это «чёрное мясо», на которое смотрят другие люди и радуются, что живут не так. В какой-то мере эта мысль подходит и самому сериалу.
Вряд ли боги соблаговолят нам
Двадцать два года назад фильму Мейреллиша и Лунд удалось создать резонанс и сподвигнуть правительство хоть как-то начать заниматься вопросом фавел. Сегодня студия O2 Filmes (они делали все проекты из «киновселенной бразильских трущоб») совместно с HBO опять решили взять рупор и громко заявить, что проблема до сих пор далека от разрешения. В фавелах по-прежнему очень опасно, ведь там процветает наркоторговля и бандитизм. Вооруженные группировки контролируют территории, а выбор у молодых людей, как уже говорилось, невелик («Слово пацана» для местных — детская сказка о хорошей жизни). Но это даже не самое страшное, ведь больше всего в сериале боятся не преступников, а полицейских рейдов, согласованных с властями.
В этот раз «Город Бога» больше погружается в политику. Коррумпированные копы оказались лишь верхушкой айсберга, так как корни проблем уходят гораздо глубже в правительство. И не спроста облавы страшнее гангстерских разборок, ведь, выражаясь словами Ракеты, у преступников в трущобах хотя бы живут семьи и друзья, а вот людям в форме на территории фавел терять нечего. Поэтому и перестрелки с ними гораздо ожесточённее нарковойн.
Если открыть новостные хроники Бразилии, то статьи о многочисленных жертвах в трущобах во время полицейских зачисток (в том числе среди гражданских и туристов!) можно найти по щелчку пальцев. И неважно, какое на дворе десятилетие: восьмидесятые, нулевые или двадцатые, так как это всего лишь цифры в календаре. Удивительно, ведь подобная картина показывает, что в плохих гангстерах больше чести и благоразумия, чем в правоохранительных органах (выходит, преступники — меньшее из зол). А вообще обидно, что во всех этих разборках между властями и группировками больше всего вынуждены страдать обычные люди, оказавшиеся в прямом смысле меж двух огней.
Вообще, «Город Бога: Борьба продолжается» практически идеальный проект для трансляции актуальной повестки, так как помимо вопросов полицейского беспредела и коррупции здесь поднимаются темы социального неравенства, толерантности, феминизма, гуманизма и даже семейных взаимоотношений. Но главное, что весь этот коктейль очень органично вписывается в историю сериала и ни один из аспектов не выглядит неуместно, навязчиво и излишне назидательно, как это частенько бывает в современном кинематографе.
Шо в итоге?
«Город Бога: Борьба продолжается» — отличный сиквел, который достойно продолжает оригинальную историю. Он возвращает зрителей в Сидаде-де-Деуш сквозь года, чтобы ещё раз заявить о проблемах, до сих пор остро стоящих на повестке дня не только в Рио-де-Жанейро, но и во всей Бразилии. Пусть до культового предшественника сериалу не дотянуться, но со своими основными функциями проект вполне справляется, ведь не зря же его продлили на второй сезон ещё до премьеры финального эпизода. Что ж, истории действительно есть куда развиваться, поэтому будем надеяться, что создатели не понизят планку качества, а может быть даже вернут ещё кого-нибудь из старых знакомых (Алиси Брага и Матеус Наштергале были бы просто подарком).