Сериал «Трепачи» преподносился как возвращение актёрского дуэта Стоянов-Калюжный, который многим так полюбился в «Вампирах средней полосы». Шоу о столкновении двух поколений юмористов (отечественные «Хитрости») надеялось сыграть на популярной теме и уже проверенном тандеме. Актёры даже попали на обложку сентябрьского выпуска «Собака.ru» и дали изданию интервью, да только чтобы все эти приёмы сработали, к проекту нужно было отнестись со всей серьёзностью, а не делать его тяп-ляп на коленке.
Шо по сюжету?
Даня Марков (Глеб Калюжный) работает сантехником и уже стал звездой стендапа в своём Балаково. Молодой талант решает, что настало время покорять новые вершины, поэтому срочно надо ехать за успешной жизнью в Москву. Начинать, правда, придётся с малого, поэтому сперва комик по наводке своей знакомой Шафики Хайзеновны (Роза Хайруллина) снимает комнату у ворчливого и пьющего старика Вячеслава Николаевича Соколова (Юрий Стоянов), который оказывается некогда известным советским сатириком.
Так получается, что прямо на вокзале у парня крадут все деньги (как закрутили, а?), поэтому платить за аренду ему нечем, но Даня обещает сразу же рассчитаться, как только заработает на выступлениях. Однако провинциальные мечты разбиваются о суровую столичную реальность и шутки Маркова оказываются несмешными для московской аудитории (они, признаться, для кого угодно абсолютно такие же). На выручку внезапно приходит Вячеслав Николаевич, увидевший листы с материалом молодого стендапера. Старик оказывается не в силах сдержаться, поэтому вносит в монолог свои правки, так что обнаруживший исправления балаковский комик снова выходит на сцену и выступает просто великолепно. С этого момента между дуэтом зарождаются токсично-партнёрские отношения, которые должны помочь наладить жизнь им обоим, но придётся преодолеть немалое количество преград.
Сегодня ты смотришь стендапы без панчей, а завтра…
На этапе идеи и анонса «Трепачи» были очень интригующим проектом, а на уровне реализации они так сильно споткнулись, что потеряли равновесие и упали мордой в грязь по самые уши. Удивительно, как человек с заносчивым лицом знатока может называть «Оппенгеймер» Кристофера Нолана банальным, скучным и рядовым кино, а потом вместе с братом спродюсировать банальный, скучный и рядовой ситком, но при этом выдать свой максимум.
Шоу настолько стереотипное и шаблонное, что поражает. Главный герой — типичный провинциал, который хочет покорить Москву. Он думает, что уже всё знает и умеет, ведь у него есть мечта, ведущая к успеху. Персонаж Стоянова — классический, уставший от жизни алкозависимый ворчун, который практически всегда что-то пьёт и жуёт (как только Юрий Николаевич согласился на очередную эксплуатацию себя в тупом образе. Следующий шаг, наверное, главная роль в экранизации мема «Обэмэ»). Бывшая девушка комика Эльвира (Зепюр Прилучная-Брутян) — образцовая деревенская тёлка, падкая на денежки и переехавшая в столицу выбиваться в люди с помощью козыря, расположенного между её ног. А её парень — недалёкий и дерзкий мажор, не считающий за людей тех, кто расположен ниже него по уровню дохода.
«Трепачи» даже не стесняются брать штампованные образы. Уверен, вы все прекрасно знаете каждого персонажа. Как говорится, вот они слева направо. При знакомстве с Леной (Юлия Ильина) сразу становится ясно, что она хорошая девушка, которую главный герой первое время не будет замечать в погоне за вниманием от бывшей, но в итоге поймёт, что счастливые отношения находятся рядом с ним. С появлением продюсера Александра (Алексей Кирсанов) будет очевидно, что карьера Дани с ним сначала пойдёт в гору, а потом этот отвратительный, высокомерный и меркантильный человек загонит парня в угол и кинет на деньги. Несмешной комик-конкурент Анатолий (Александр Якин) после недолгой вражды станет другом, а работодатель Аркадий Иванович (Михаил Евланов) каждый раз будет прощать все косяки горе-официанта и стендапера по совместительству.
Здесь даже всего лишь раз появившийся в кадре курьер, и тот по всем стереотипам азиат. Конечно, ведь если он будет другой расы, то не получится же очень тупо этот образ обыграть. Уровень юмора, как ситуационного, так и стендаперского, в сериале стремится к нулю. И если за пределами выступлений ещё проскакивают забавные моменты, то все монологи настолько пресные и несмешные, что на любом «открытом микрофоне» стояла бы гробовая тишина. Откровенно говоря, не понимаю, почему такой стриминг, как PREMIER, у которого под боком находится целый арсенал настоящих комиков, не нанял ни одного профессионала, который бы докрутил шутки, потому что сценаристы порой до кринжа доводят то, что происходит на экране.
Трепачи и юмористы развалили нам страну
Представьте, насколько нужно хотеть зацепиться за популярную тему, чтобы посчитать, будто если столкнуть два поколения юмористов, напичкать саундтрек поп-рэпом, экранизировать покадрово мемную сцену из «Человека-паука 3» про фальшивые снимки и не забыть упомянуть популярных комиков, вроде Луи Си Кея и Билла Бёрра, то получится что-то стоящее? Прежде, чем записывать спешл, комики сначала плодотворно работают над своим материалом, так что создателям «Трепачей» нужно было взять с них пример и усердно посидеть над сценарием.
В сериале куча моментов притянута за уши и столько же лишних деталей. Зачем нам было знать, что Даня — сантехник? Что привносит линия про кредит матери? Обилие ненужных элементов истории зашкаливает. К тому же зрители прекрасно знают, что в подобных проектах в конце у всех всё будет хорошо, поэтому очень важно, чтобы процесс стремления к этому «хорошо» был увлекательный, смешной и неглупый. Авторы в свою очередь просто делают главного героя, как выразился бы Вячеслав Николаевич, в жопу поцелованным, так что все его жизненные проблемы решаются настолько легко, что за него даже не переживаешь.
Вообще удивительно, что проект, у которого столько продюсерских студий упоминается в самом начале каждой серии, выглядит настолько дешёвым. «Трепачи» сэкономили буквально на всём: на опенинге, на шрифте, на сценарии, на декорациях и локациях, на монтаже и переходах. Не удивительно, что и актёры халтурят, выполняя свою работу, ведь даже на них сэкономили. Взять хотя бы ситуацию с днём Рождения внука персонажа Стоянова. У мальчика из достаточно обеспеченной семьи первый юбилей, а все его гости — это мама, папа и бабушка со стороны отца. Ни родителей матери, ни друзей и одноклассников, никого. Вот это десятилетие. Такую гулянку закатили, конечно. Запомнится праздник, наверное, на всю жизнь.
Невооруженным глазом заметно, что практически весь каст играет в полсилы. Ни у кого нет желания отдаваться роли и раскрывать своего персонажа, потому что в этом нет никакого смысла. Александр Якин вообще выглядит, как Рома из «Счастливы вместе», который уехал из Екатеринбурга, поменял имя и решил стать комиком. Возможно, конечно, так и есть, и «ТНТ» сейчас развивает собственную киновселенную, но правдива эта теория или нет, мы узнаем только в грядущих «Букиных».
Честно говоря, складывается ощущение, что для многих проект — это подработка между настоящими съёмками, а сюда они пришли чисто поприкалываться и денежек заработать. Калюжный, например, очень нелепо и карикатурно напивается и отыгрывает пьяного, как маленький ребёнок. Здесь не веришь как в происходящие события, так и в разговоры. Настолько сильно «Трепачи» пропитаны фальшью и неестественностью, что мир вокруг них кажется картонным и ненастоящим.
Однако не хотелось бы создавать видимость того, что у шоу совершенно нет ничего светлого и положительного. Есть. Это наличие Юрия Стоянова и Розы Хайруллиной. Даже в таких условиях их харизма выбивается из общей картины, так что никакой плохой сценарий этого не замаскирует. А вот из молодых актёров только Юлия Ильина старается действительно играть роль в этом проекте.
Вдобавок, если смотреть на сериал в целом, то где-то в глубине всех негативных моментов можно разглядеть толику тёплого бадди-муви, которым были задуманы «Трепачи». Обидно, что этой искре огнём уже ни за что не стать. Зато теперь в отечественном кинематографе есть очередной пример, что «Кинокомпания братьев Андреасян» — это явный знак, но не качества, а того, что нажимать на кнопку «плэй» или покупать билет в кино нужно исключительно на свой страх и риск.
Шо в итоге?
«Трепачи» — это типичный плохой ситком «ТНТ»-производства, но в отличие от условных «СашиТани» у него нет мемного бэкграунда и ностальгического предка конца нулевых-начала десятых, поэтому ему даже нечем перекрыть свои косяки. Проверенный дуэт посредственный сериал не вытащил, а все достоинства шоу можно пересчитать по пальцам одной руки. Жаль, конечно, что хорошая идея в итоге превратилась в настолько некачественный продукт, но что поделать? Такова участь практически любого проекта, к которому прикасаются братья Андреасян. Они как дементоры: прилетают и высасывают из кино всё хорошее, что в нём было.