До премьеры сериала 9 ноября вряд ли кто-то мог представить, какой ажиотаж он поднимет уже к третьей серии. Конечно, создатели рассчитывали на успех, но чтобы на такой колоссальный — вряд ли. Фурор, поднятый проектом, может потягаться даже с «Барбенгеймером» (естественно, на СНГ-уровне, а не мировом), но заслужил ли сериал всех своих лавров и высоких оценок (8.5/10 на «Кинопоиске» и 38 место в списке «250 лучших сериалов» на момент написания материала)? Мы постараемся отбросить тюль лести и поговорить как о качестве сериала, так и о созданной им медиабомбе.
Шо по сюжету?
1989 год, Татарская АССР, Казань. Приличный парень Андрей (Леон Кемстач) перед школой тренируется играть на нарисованных клавишах пианино. Выйдя из дома, герой наблюдает картину, как молодого человека в синей куртке преследуют несколько других парней с явно не благими намерениями. Андрей в спешке направляется к автобусной остановке, где встречает приятеля Искандера (Григорий Дудник). Школьники садятся в автобус, но в этот момент туда забегает тот самый юноша в синей куртке с разбитой головой, а в стекло транспортного средства прилетает камень. Моментально превратившись из жертвы в охотника, парень докапывается до Андрея с Искандером, в результате чего первому прилетает по лицу, а второй остаётся без мелочи в кармане.
Позже в школе после уроков учительница выцепляет Андрея в коридоре и просит «подтянуть мальчика по английскому». Какова ирония, когда отстающим учеником оказывается тот самый хулиган из автобуса, которого зовут Марат (Рузиль Минекаев). Естественно, особых занятий английским дальше по сюжету не предвидится, зато будет совместное хулиганское времяпрепровождение, включающее воровство, мародёрство, курение, попрошайничество, присваивание чужих вещей и другие наказуемые законом вещи — так между парнями вроде как начинает зарождаться дружба. Зато с Искандером взаимоотношения у Андрея делают разворот на 180 градусов: бывший приятель с чего-то вдруг теперь в окружении других парней нападает на Андрея и требует с него какие-то непонятные три рубля.
Отдавать юноша ничего не собирается и рассказывает обо всём Марату. Тот решение поддерживает, но «вписаться» отказывается, а всё потому, что Андрей — чушпан (молодой человек, который не состоит ни в одной из уличных группировок, т.е. «не пацан»). Вдобавок Марат резко начинает отдаляться, а Искандер наезжает ещё пару раз, и наш герой решает, что для того, чтобы получить защиту, надо «пришиться» к одной из группировок, поэтому он идёт к «Универсамовским» (именно здесь состоит Маратик). После проверки на пацана Андрея принимают в «контору», и у него начинается новая, уличная жизнь, которая не предвещает ничего хорошего.
Пацанский флекс
За последние два месяца словосочетание «слово пацана» не слышал либо очень-очень ленивый человек, либо живущий в отрыве от цивилизации, либо глухонемой. Первые два эпизода нового сериала Жоры Крыжовникова вышли на платформах START и Wink 9 ноября, и уже через неделю сериал начал разлетаться на мемы и эдиты. В итоге к финалу он создал столько инфоповодов, что молва о нём летела буквально со всех сторон.
Что за это время только ни произошло: и запретить проект хотели, и «Роскомнадзор» шоу проверил, и успели связать его с убийством школьника, и слили в сеть демоверсию последних двух серий, и пересняли финал, и каждая песня из сериала попала в чарты (и даже больше, потому что благодаря «Слову пацана» в топы попал старый трек рэпера 1.Kla$ «Сукины дети», под который делали видео в TikTok). В общем, проект стал настоящим феноменом, как и события, о которых он рассказывает.
Сценарий основан на явлении под названием «казанский феномен» (хотя кто-то мог подумать, что это экранизация первой части трека «Биография» Кровостока). Это собирательное имя уличных группировок, образовавшихся в 1970-1980-е годы на территории Татарской АССР (преимущественно в Казани) и состоявших в большинстве своём из несовершеннолетних лиц. Также «казанский феномен» описан в книге журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» (на фоне популярности сериала тираж быстренько раскупили), однако при схожем названии сериал не является экранизацией, хотя автор принимал участие в проекте как консультант.
О сериале за эти месяцы очень много говорили и до сих пор продолжают это делать, поэтому есть огромная вероятность, что наша рецензия затеряется среди множества других материалов и подкастов, но мы решили не отставать от трендов, да и о проекте такого масштаба всегда хочется порассуждать. Тем более, что зрительская аудитория разделилась фактически на два лагеря: в первом состоят те, кто шоу облизывает и боготворит, а во втором — те, кто его люто ненавидит и презирает. Так происходит практически всегда, когда в свет выходит что-то очень популярное, поэтому реакция вполне закономерная. Хотя в этот раз даже точно не скажешь, какой из лагерей больше прав, так как у «Слова пацана» есть как серьёзные плюсы, так и не менее внушительные проблемы.
Ты чё, поц, ты же трушный. Ты забыл?
Начать, наверное, стоит с плюсов сериала. И в первую очередь хочется отметить, конечно, его атмосферу. «Слово пацана» отлично погружает во времена, когда Казань территориально делилась между бандами. Создатели сделали всё, чтобы погрузить зрителя в опасную обстановку Татарстана конца 80-х (хоть и снимали в Ярославле), показывая жизнь членов группировок. Правда на фоне иногда мелькают пластиковые окна и многоэтажки, а некоторые детали воссозданы не с исторической точностью, но на такие мелочи хочется не обращать внимание, ведь по большому счёту со своей задачей окружение отлично справляется.
Уж не знаю, кто и где в проекте усмотрел романтизацию насилия, только её тут нет совершенно. Наоборот, шоу практически прямым текстом кричит, что такая жизнь ни к чему хорошему не приводит и итог в абсолютном большинстве случаев будет очень печальным. Честно говоря, не совсем понятно, насколько нужно быть недалёким, чтобы после просмотра захотеть перенестись в те времена и стать одним из участников этих событий или девушкой одного из группировщиков. В чём суть такого желания? Постоянно получать по голове от своих и чужих? Ежедневно приходить на какие-то сборы и подчиняться суровым «пацанским законам»? Рисковать свободой и жизнью? И ради чего? Ради одной атмосферной дискотеки под «Седую ночь»? Слишком уж дорого танцульки обходятся, не находите?
Нет, естественно есть вероятность, что неокрепшие умы детей могут поддаться влиянию и увидеть в происходящем некую крутость, да только у сериала стоит возрастное ограничение 18+. Здесь герои курят, пьют, ругаются матом, избивают друг друга и совершают преступления. Создатели явно отдавали себе отчёт, для какой аудитории снимается шоу. К тому же объяснять ребёнку что правильно, а что нет — обязанность его родителей, но никак не художественного сериала о криминальном прошлом нашей страны. Если после просмотра ваше чадо решило отобрать деньги у одноклассника или вместе с друзьями избить кого-нибудь, то это вопрос в первую очередь к вам.
К слову, раз уж вспомнили про дискотеки, стоит отметить, что саундтрек у «Слова пацана» действительно шикарный. Ретро-хиты Ласкового мая, Миража, Альянса (в исполнении Басты) и Комбинации заиграли свежими красками, обретя новое дыхание, а заглавная композиция «Пыяла» дуэта АИГЕЛ просто взорвала чарты, став настоящим открытием для многих слушателей. Каждый трек настолько суперорганично вписался в повествование, что другого списка песен для сериала попросту невозможно теперь представить. Попадание идеальное, по-другому не скажешь.
Также хотелось бы отметить потрясающие актёрские работы. Здесь что ни роль — то золото. Причём отлично смотрятся как «старички», так и молодёжь. Иван Янковский появился на малом экране уже в третий раз за год (до этого выходили «Фишер» и «Плейлист волонтёра») и опять сыграл отлично (фамилия обязывает).
На Сергея Бурунова в целом всегда очень приятно смотреть: что в комедийных, что в драматических ролях. А Никита Кологривый, перевоплотившийся в Кащея, — это самый настоящий бриллиант сериала. Удивительно, насколько парень не похож сам на себя из недавней сказки «По щучьему велению». Просто настолько фактурный и подходящий для артиста попался персонаж, что наблюдать за ним интереснее, чем за многими другими. Поэтому, когда Кащей пропадает с экрана, смотреть становится чуть скучнее, а его возвращения поистине ждёшь.
Среди «новичков» больше всего сияют Маратик по кличке Адидас-младший (Рузиль Минекаев), Турбо (Слава Копейкин), Зима (Лев Зулькарнаев) и Жёлтый (Андрей Максимов). Ребятам очень повезло с персонажами, которые помогли им талантливо раскрыться. Леон Кемстач, Елизавета Базыкина, Анна Пересильд и Ярослав Могильников (получивший просто, наверное, самую лучшую, трогательную и драматичную линию во всём сериале) тоже смотрятся неплохо, но в сравнении с коллегами всё же отстают. Скорее всего, причиной тому является то, что кому-то пока просто не достаёт опыта, а кому-то попался недоработанный по сценарию герой, поэтому и удалость некоторым выделиться больше остальных, несмотря на приблизительно одинаковый уровень актёрской игры.
С технической точки зрения у «Слова пацана» тоже всё довольно неплохо, хотя совершенно непонятно, почему Жора Крыжовников выбрал настолько странный стиль монтажа с вырезанием лишних пауз. Это выглядит так, будто кадры скачут, а проект резался в спешке и на коленке. В остальном каких-либо претензий к операторской работе, рёжиссуре и постановке драк нет. Плюсом здесь отличный цветкор, также положительно влияющий на упомянутую ранее атмосферу.
Не гоняйте, пацаны, вы матерям ещё нужны
Правда нельзя сказать, что «Слово пацана. Кровь на асфальте» заслужил всех своих лавров. В какой-то момент у сериала зрительская оценка на «Кинопоиске» была 9.1/10, а в списке «250 лучших сериалов» он располагался на 4 месте между «Игрой престолов» и «Сопрано». Естественно, проект далеко не настолько хорош, потому что даже при всех его немалых плюсах у него есть достаточно серьёзные проблемы. И основная проблема — это сценарий. Забавно, как у Жоры Крыжовникова и Андрея Золоторева получилась настолько крутая история с такими крупными тупняками.
Во-первых, проект даже не определился с главным героем. Сначала зрителю вроде как заявляют, что это прилежный мальчик Андрей, который вступает в группировку, получает кличку Пальто и начинает свой путь от хорошего человека к полной мрази. Такое нам показывали уже не раз, и одни из самых ярких примеров — это «Во все тяжкие» и «Крёстный отец», но мало того, что в какой-то момент создатели про героя забывают, так его линия оказывается ещё и максимально слабой.
Персонаж Леона Кемстача вроде как далёк от мира преступности и 14 лет даже не сталкивался со всем «пацанским», но как только он попадает в банду «Универсамовских», то сразу же круто дерётся, знает все законы и совершенно не выделяется из быдло-массы. Такое же попросту невозможно. Интеллигентный молодой человек даже не сомневается в правильности своего поступка, не рефлексирует и не задаётся вопросами, вроде: «Чушпан я дрожащий или слово имею?». Андрей просто тупо по щелчку становится гопником, отрицая вокруг происходящий хаос. Мать сошла с ума? Явно не по моей вине. Постоянно избитый? Такая жизнь. Забирают сестру? Ну точно не из-за моего поведения. И так весь сезон.
Мало того, ему ещё и натянули максимально нелепую любовную линию с инспекторшей ПДН Ириной (Анастасия Красовская), которая по сюжету (и в жизни) лет на десять его старше. В чём мотивация? Почему ей не плевать именно на него и с чего вдруг она с ним заигрывает? Зрителю это никто объяснять не стал. Просто вот понравилась, он за ней бегает, а она не выставляет границы, в то время как у неё даже есть парень Джон (Иван Макаревич).
Скатывается линия к тому, что в момент очень жёстких событий с другими персонажами Пальто очень кринжово (а по задумке романтично) поёт в кафе для Ирины. В итоге вся линия Андрея, так бодро стартанувшая, снижает к себе интерес уже в середине сериала и к финалу становится самой банальной и неинтересной.
Второй «главный персонаж» в первом эпизоде не появляется (а лишь упоминается), но уже в следующей серии предстаёт собственной персоной. Вова Адидас (Янковский) возвращается в родной двор с войны в Афганистане и все пацаны ему несказанно рады. Сразу заметно, парня уважают молодые, а старшие с ним считаются (хотя Кащей увёртливый гад). В его линии тоже был скрыт огромный потенциал, но персонажа раскрыли не до конца (хотя на фоне Пальто вообще отлично).
Можно было сделать из Адидаса жертву войны с ПТСР, который тяжело переживает потерю сослуживцев, а образ жизни пацанов выбирает из-за схожих с войной законов, вроде «свои/чужие». Однако получилась какая-то калька на Данилу Багрова, но без должной глубины, как у Балабанова. Янковский хоть и выглядит отлично, но доработки его персонажу иногда очень не хватает, хотя в сюжете у Вовы есть несколько крайне сильных сцен, но и без тупняков тоже не обошлось. А вот любовная линия у него лучше, чем у Андрея (сделать хуже надо прям постараться), потому что между персонажами Янковского и Базыкиной нет разницы в возрасте, так что их отношения выглядят не кринжово и хотя бы логично.
Третьим «главным героем» (хотя героями здесь почти никого нельзя назвать) является Марат, и вот его история и трансформация как персонажа получилась самой ровной и интересной. За 8 эпизодов он из отъявленного гопника превращается в человека, который разочаровался не только в «пацанских устоях», но и в жизни в целом (потеряли пацана, как говорится). Его любовная линия самая сильная и эмоциональная. Первая любовь с трагичным финалом заставляет зрителей с интересом наблюдать за сюжетом, делая персонажа Минекаева фаворитом среди всей троицы.
И вот в этих конкурирующих условиях «Слово пацана» не может выдвинуть на первый план кого-то одного, тем самым превращая повествование время от времени в сумбур, сбивая с толку. И при этом проект почему-то не делает отсутствие центрального героя своей фишкой, что ему очень бы помогло в данной ситуации. Так что в итоге сюжет скачет от одной линии к другой, успешно к финалу завершая три (из которых одна очень натянута) и бросая при этом всех остальных второстепенных героев, вроде Турбо, мамы Пальто (Юлия Александрова) или Ильдара (Антон Васильев), с которыми вообще непонятно что случилось в концовке.
Возможно, шоу получит продолжение и брошенные линии там вновь подхватят, но пока большинство персонажей выглядит как никому ненужные брошенки, которые были необходимы лишь для подводки к финалу нашей троицы.
Второй основной проблемой «Слова пацана» стал слив двух финальных эпизодов и параллельные пересъёмки последней серии. То, что у зрителей появилась возможность сравнить изначальную (пусть и неготовую) версию с окончательной, не лучшим образом отразилось на рейтинге (после финала зрительская оценка начала опускаться).
И дело далеко не в том, что в первоначальной версии вообще всё было по-другому, а в официальном финале все судьбы переделали, чтобы продлить сериал на второй сезон. Нет, просто в каждой из серий были хорошие сцены, а режиссёр не смог из двух «сырых» слепить одну «готовую». Финал, по сути, остался таким же (линию Пальто вообще трогать не стали), но с некоторыми дополнениями. Линию Марата, без сомнений, доработали, а вот у Адидаса хоть и вырезали много кринжа, но его линия всё равно могла быть ещё лучше, учитывая, насколько хорошей сцены с отцом он лишился.
В условиях слитых материалов и пересъёмки режиссёр собирал конструктор, и со своим странным способом монтажа вырезал ещё некоторые довольно хорошие детали, хотя при этом не стал отказываться от половины сомнительного материала и забыл практически о всех второстепенных героях, оставив их нераскрытыми и пустыми. Даже появившийся на минутку Кащей (единственный получивший хеппи-энд) не спас финальный эпизод. Как итог: эмоции после просмотра сериала остались какими-то смазанными и не такими положительными как могли бы быть. А жаль, такой потенциал был.
Шо в итоге?
«Слово пацана. Кровь на асфальте» — это клёвый и атмосферный проект, но не стоит отрицать, что за всей ширмой хайпа и мемов у сериала есть целый ряд серьёзных сценарных проблем, на которые невозможно не обращать внимания. Безусловно, не может не радовать тот факт, что в России появилось шоу, которое настолько затянуло зрителей в просмотр и на протяжении всей дистанции из 8 эпизодов удерживало к себе невероятного масштаба интерес.
К тому же, благодаря Крыжовникову и «Слову пацана» есть шанс, что отечественные стриминги и кинокомпании начнут чаще рисковать и делать больше оригинальных проектов без оглядки на Запад с последующим копированием. Однако, с другой стороны, этот феномен может породить кучу не только новых сезонов, но и уже своих собственных клонов, желающих урвать часть успеха, и тогда о риске и самобытных проектах говорить не придётся. При этом на данном этапе сериал определённо стоит внимания и потраченного времени, хоть и отрицать то, что это «Барби» в мире российских сериалов — очень глупо.