Чтобы понимать масштаб ожиданий от лайв-экшн адаптации, достаточно просто взглянуть на цифры. Оригинальная манга выпускается уже 26 лет (с 1997 года по сей день) и насчитывает 1091 главу (на момент написания материала). История растянулась на более чем 100 томов, продажи которых превышают полмиллиарда (!!!) экземпляров. Это самая продаваемая манга в истории. Аниме в свою очередь длится 24 года (с 1999 года) и насчитывает уже 1074 серии (на момент написания материала), так что фандом у «Ван-Писа» действительно огромный. К примеру, недавно премьеры 1071 и 1072 эпизодов две недели подряд роняли сервера Crunchroll из-за наплыва желающих посмотреть тайтл. И такое было уже не впервые.
А теперь представьте, какую ответственность решил взвалить на себя Netflix, взявшись за экранизацию. И дело не только в колоссальной фан-базе, но и в истории, которую явно не уместить в пару сезонов, и в масштабе мира, атмосферу которого нужно сохранить. Это трудная и тонкая работа, где создателям нужно было пройти по грани, чтобы и новичков привлечь, и старичков не разозлить.
Учитывая печальный опыт «тудум»-платформы с адаптацией аниме (см. «Тетрадь смерти» и «Ковбой Бибоп»), у всех были вполне обоснованные опасения. Только стриминг сдаваться не стал, а принял ответственность и, что немаловажно, пригласил мангаку Эйитиро Оду участвовать в создании шоу. Мастер согласился при условии, что, мол, пока он лично не одобрит результат, сериал не выпустят. Так что раз уж «Ван-Пис» вышел, значит, Ода доволен. И, знаете, тут есть чем.
Шо по сюжету?
Богатство, слава и власть. Король пиратов Голд Роджер (Майкл Дорман) сумел покорить эти вершины… Однако Морской Дозор схватил его и решил публично казнить на площади города Логтаун. Перед смертью кто-то из толпы спросил у Короля пиратов, где он спрятал своё сокровище Ван-Пис, на что Роджер не стал давать чёткого ответа, а лишь призвал всех желающих отыскать сокровища выйти в море и попытать своё счастье там. Так началась Великая Эра Пиратов.
Спустя 22 года молодой парнишка в соломенной шляпе по имени Манки Д. Луффи (Иньяки Годой) снаряжает лодку и покидает родную деревушку, будучи уверенным, что именно он отыщет Ван-Пис и станет новым Королём пиратов. Он держит курс на Гранд Лайн (именно там, предположительно, спрятано заветное сокровище). Правда парень пока совсем один в маленькой лодочке и даже не знает куда плыть, но этому авантюристу достаточно всего лишь мечты, а верную команду, корабль, компас и нужную карту подкинет судьба. Главное ведь — это попутный ветер и дух приключений.
«Ван-Пис» ис рил!
Посмотрев «Ван-Пис», можно смело сказать, что Netflix сняли с себя проклятие плохих аниме-адаптаций, потому что назвать экранизацию манги Эйитиро Оды неудачной язык не повернётся. Она, конечно, далеко не идеальная, но уж точно не ужасная («Драконий жемчуг: Эволюция» в этой категории неоспоримый чемпион). У сериала есть как плюсы, так и минусы, и, если честно, сказать о нём хочется много, так что при прочтении придётся запастись резина-резиновым терпением.
Для начала хотелось бы оговориться, что выпущенное «тудум»-стримингом шоу — это самая настоящая адаптация. Что-то в духе кинокомиксов. То есть у сценаристов были перед глазами аниме и манга — скорее даже манга, если судить по флешбеку Санджи (Таз Скайлар, похожий на Эминема) и случаем с Зеффом (Крэйг Фэйрбрасс) — откуда они взяли основную историю, персонажей, их характеры и цели, а сюжет внутри попросту переписали и подстроили под сериальный формат одного сезона из 8 эпизодов. По сути, проект вместил в себя первые 45 серий аниме (даже слегка больше, учитывая дополнительную линию из дальнейших событий). И решение это было более чем правильным, потому что экранизировать «Ван-Пис» так, как это делает аниме, ну просто физически невозможно.
Во-первых, перенести события тысячи серий в сериал с живыми актёрами займёт уйму времени. Один сезон готовится, бывает, года по два, так что даже самые молодые артисты успеют постареть.
Во-вторых, чтобы воссоздать такой грандиозный мир со всеми островами, городами и деревнями, потребуется куча денег. Нет, буквально. По бюджету пришлось бы сильно переплюнуть «Кольца власти». Даже если учесть, что у Netflix есть такие ресурсы, то зачем им пускать практически всё на создание одного шоу? Это попросту невыгодное предприятие (и ещё более безрассудное, чем залезть в бочку во время водоворота).
Ну и, в-третьих, передать гиперболизированные эмоции так, как это делает оригинал, вряд ли удастся. Все сердечки в глазах Санджи и злые лица персонажей на пол-экрана будут нелепыми. Получилась бы очень странная «Маска», где вообще все персонажи корчат рожи.
Именно по этим основным причинам создатели пошли на изменения. История «Ван-Писа» была адаптирована под стандарты Голливуда и утрамбована в восьмичасовое повествование, так что даже тех, кто наизусть знает первоисточник, есть возможность удивить. Конечно, последовательность и финальный результат от манги и аниме не отличаются, но как именно герои достигают цели, смотреть довольно интересно, потому что внутренний сюжет арок практически полностью оригинальный.
Однако эти изменения не остались без минусов, ведь чтобы запихнуть события почти пятидесяти серий в восемь пришлось плодотворно поработать ножницами, поэтому многих персонажей даже не показали. Просто там, где аниме тратит 20 часов, у сериала есть лишь 8. Ода мог себе позволить раскрыть трагичную историю рандомной собачки так, чтобы читатель плакал, в то время как ЛЭ-адаптация, естественно, от истории отказывается, показав пёсика лишь на пару секунд. И ладно, когда в жертву приносят героев и события, ни на что не влияющие, но когда чётко прописанная мотивация превращается в бред, становится немного обидно.
Есть в «Ван-Писе» одна сцена, которая явно привлекла внимание многих. Это момент, когда маленькая девочка приносит охотнику за головами Ророноа Зоро (Макэню) свои онигири с шоколадом. Дело в том, что в манге Зоро спас эту девчушку, поэтому она принесла угощение ему прямо туда, где он отбывал наказание, а здесь Ророноа заходит в бар с мешком, в котором находится расчлененное тело, а малышка просто решает именно его угостить своей стряпнёй. Такая хорошая мотивация превратилась в несколько абсурдную и необоснованную ситуацию.
Также из-за сценарных (и не только) ножниц пострадала сама вселенная. В манге и аниме мир «Ван-Писа» — это ещё один герой. Он помогает раскрываться персонажам, демонстрирует невероятные красоты и кроет в себе много тайн и загадок. Здесь, в силу ускорения сюжета и ограниченности ресурсов, многие места и второстепенные персонажи были выкинуты. Да, на историю глобально это никак не влияет, но порой раскрытие персонажей работает в разы хуже. Особенно это заметно в некоторых флешбеках главной пятёрки, и больше всего пострадал бедняга Усопп (Джейкоб Гибсон), получивший два коротеньких воспоминания, вместо драматичной и трогающей истории (а ещё жаль не показали, как резинового идиота унесла огромная птица).
Наверное, сравнивать адаптацию с мангой не совсем правильно, но и полностью отойти от первоисточника невозможно. Зная, что в оригинале есть огромный мир, который достаточно просто нарисовать, и видя закрытые ограниченные декорации в сериале (в угоду бюджету), нет-нет да и случается диссонанс. В идеале, конечно, при просмотре по максимуму дистанцироваться от аниме и манги (будет трудно, но и Мугиварам нелегко следовать за мечтой) и рассматривать проект как «Ван Пис» из другой вселенной. Тем не менее, фанатам создатели оставили в сериале кучу пасхалок к оригиналу и отсылок на будущие события. Иногда картинка и вовсе делится на каноничные фреймы прямо со страниц произведения, что смотрится очень круто и придаёт шоу нужное настроение и ощущение комиксности (хотелось бы даже побольше таких моментов).
Начнём искать команду. Хочу десятерых как минимум!
Если говорить о «Ван-Писе» со стороны реализации, то здесь есть некоторые просадки. Скорее всего, львиная доля бюджета пошла на отстройку декораций (ресторан «Барати» просто песня, как и вся его арка), поэтому графика сделана не на том уровне, к которому привыкли многие зрители. Спецэффектов уровня лучшего Marvel здесь ждать не стоит, а этот пункт вполне способен оттолкнуть часть аудитории, которая сочтёт такую картинку немного дикой.
В идеале, чтобы при создании необычных персонажей задействовали актёров в симбиозе с графикой (либо с помощью костюмов захвата движений, либо с плодотворной доработкой после съёмок), потому что некоторые из них выглядят довольно по-детски. Например, Крыс — капитан Морского Дозора — это человек с крысиными усами и ушками, но в ЛЭ-адаптации усы ему просто приклеили, а на голову нацепили кепку с ушами от мягкой игрушки, отчего он выглядит, будто детский аниматор или косплеер на фесте. То же самое относится ко всем рыболюдям, которых загримировали. Они выглядят довольно кринжово и неестественно (один из них и вовсе похож на покрашенного Олега Монгола). При просмотре легко может показаться, что вы смотрите фан-фильм, а не большой проект самого популярного в мире стриминга.
Также есть претензия к оружейному инвентарю. Мечи Зоро, лезвия Куро (Александер Маниатис), Кирибати Арлонга (МакКинли Белчер III) и прочий инвентарь выглядит как чистая бутафория, оттого не особо веришь в опасность оружия. Плюсом к этому, увечий в шоу персонажи друг другу практически не наносят, что тоже обидно, потому что схватки у них должны быть достаточно ожесточённые, а отсутствие ранений развеивает ощущение угрозы. Больше всего это идёт в минус противникам команды Луффи.
В остальном же «Ван-Пис» выглядит вполне неплохо, но хочется верить, что в будущем графику ещё подтянут, так как в следующих сезонах (учитывая отличный старт и установленные рекорды, шоу непременно продлят) странных персонажей появится ещё больше, а один из них даже присоединится к команде, и вот именно его хотелось бы увидеть созданным с помощь графики, подобно Ракете из «Стражей Галактики». При этом я не хочу сказать, что в первом сезоне всё плохо. Нет, здесь есть отличные моменты и визуальные идеи, вроде всплывающих плакатов с наградой за голову или разных логотипов (которые многим будут знакомы) на каждый из эпизодов.
Что касается актёров и их персонажей, то здесь обошлось без минусов. Если, конечно, не брать в расчёт ужасную игру детей. Практически все маленькие версии главной пятёрки выглядят крайне неестественно. Они будто даже не понимают, что снимаются в большом проекте. Такое ощущение, что у детей костюмированный утренник, который снимают на камеру, а они сами находятся на грани смеха в кадре и в шаге от того, чтобы начать кривляться. Признаться честно, лучше всех здесь смотрится юный Санджи (Кристиан Конвери), который, к слову, почему-то ни капли не похудел, находившись на острове 85 голодных дней, но парнишка хотя бы старается, в отличие от некоторых.
Зато все остальные актёры отыграли вполне прилично. Зоро, правда, похож на сбежавшего из BTS айдола, который сошёл с ума и говорит, что он режет людей, но с этим можно смириться. Резиновый придурок Луффи проработан отлично. Нами (Эмили Радд) тоже хороша. Усопп хоть иногда и начинает диалог со слова «Йоу» как истинный чернокожий, но даже с плохим детским флешбеком его удалось раскрыть. А Санджи и вовсе оказался харизматичнее всех из команды Мугивар. За 8 эпизодов создателям удалость добиться нужной химии и передать характеры персонажей, а благодаря этому наблюдать за историей становится гораздо приятнее.
Не обошлось и без ярких персонажей второго плана. Во-первых, хочется выделить дуэт Коби (Морган Дэвис) и Хельмеппо (Эйдан Скотт). Между парнями за сезон возникла неплохая связь, так что за их развитием было интересно смотреть. Во-вторых, нельзя не сказать об одном из шичибукаев — Дракуле Михоуке (Стивен Джон Уорд), который будто сошёл со страниц манги прямиком в сериал. И, в-третьих, звездой шоу определённо можно назвать клоуна Багги (Джефф Уорд), который на протяжении сезона радовал своими выходками в стиле Джокера и заполнял своей харизмой всё пространство, как только появлялся в кадре. Вот уж кому действительно удалость выделиться, запомниться и оставить очень приятное впечатление.
Остальные персонажи, вроде шеф-повара Зеффа, вице-адмирала Гарпа (Винсент Риган) или капитана пиратов Шанкса (Питер Гадиот, который в этой роли похож на запойного Райана Гослинга) чем-то особенным не выделились, поэтому и сказать про них много не получится. В своих амплуа они смотрелись вполне сносно, а это уже немало.
И напоследок хотелось бы немного поговорить о музыке. Соня Белоусова и Джиона Остинелли (видимо, чеканных монет ведьмака им недостаточно, и они решили отыскать пиратские сокровища) написали отличные композиции, сопровождающие героев. В этих аудиодорожках чувствуется дух пиратства, и к тому же композиторы не забыли о фанатах и задали им один из важных вопросов: «You wanna be my friend?» Уверен, тысячи поклонников ответили «We are, we are on the cruise! We are!»
Шо в итоге?
Шоу «Ван-Пис» от Netflix определённо удалось. Не обошлось, конечно, без минусов, и ещё есть над чем работать, но на данный момент это, вероятно, лучшая лайв-экшн адаптация аниме и манги, которая существует. Естественно, все сравнения с оригиналом она не выдержит, но и сравнивать их особо нет смысла. Создатели с уважением и любовью отнеслись к первоисточнику и постарались как можно аккуратнее переписать события, оставив самое важное неизменным. По многочисленным отсылкам на будущие события (например, на «Барок Воркс») можно понять, что Netflix собирается играть в долгую, что вселяет надежду на последующие сезоны, которые, напомню, теперь лишь дело времени. А там могут и бюджет увеличить, чтобы избавить зрителей от лицезрения очередного Арлонга.
Наверное, кому-то покажется, что сериал — это дайджест или спидран по саге «Ист Блу», но по-другому события было не перенести. Уж слишком сложный аниме жанр для кино с живыми актёрами. Тут можно долго спорить о надобности адаптировать его в целом, но сегодня это уже не просто жанр, это огромный культурный пласт, который включает в себя море интересного контента, океан фанатов и, что греха таить, необъятную кучу денег. И теперь, когда у «тудум»-стриминга получилось сделать сносную ЛЭ-адаптацию, весь Голливуд (включая сам Netflix) ринется в это море искать подобное сокровище. Так и начинается Великая Эра Пиратов.