Первый сезон сериала «Черное зеркало» вышел в 2011 году (аж 12 лет назад!) на телеканале Channel 4 и покорил зрителей и критиков своими дерзкими и остросоциальными эпизодами. Создатель шоу Чарли Брукер назвал антологию в честь чёрных экранов смартфонов, мониторов и телевизоров, в которых зрители видят своё отражение каждый день. Технологии очень глубоко проникли в жизнь людей, поэтому сериал пытался показать, к каким результатам может привести одержимость человечества гаджетами.
В 2015 году, после выхода двух сезонов и рождественской серии, права на антологию приобрёл Netflix, выложив за них 40 миллионов долларов. Стриминг рассчитывал, что уже зарекомендовавший себя бренд станет одним из ярких бриллиантов в его медиатеке, но то ли Чарли Брукер потихоньку исписался, то ли «тудум»-сервис всё испортил, но к 5 сезону «Черное зеркало» крайне сильно потеряло в качестве.
За 12 лет в эпизодах антологии успело появиться множество звёзд вроде Брайс Даллас Ховард или Джесси Племонса, и шестой сезон не стал исключением. Только вот в пяти новых сериях «Черное зеркало» узнаётся всего лишь в одной. Давайте поговорим о каждой отдельно.
Круто ты попал на ТВ — «Джоан Ужасная» (1 серия)
Шо по сюжету?: У Джоан (Энни Мерфи) есть всё, о чём многие лишь мечтают: хорошая работа, заботливый парень Криш (Эви Нэш) и большой уютный дом. Но на приёме у психолога девушка жалуется, что на работе она находится меж двух огней в виде начальства и обычных сотрудников, а в отношениях с Кришем ей не хватает безумия, которое она испытывала с бывшим — Маком (Роб Делани). И вообще, в своей жизни девушка не чувствует себя главной героиней.
Сказано — сделано! В этот же вечер на платформе Streamberry появляется сериал под названием «Joan Is Awful» («Джоан Ужасная») о жизни самой Джоан с Сальмой Хайек в главной роли. Помимо Хайек в шоу появились Химеш Патель (Криш), Бен Барнс (Мак) и Вунми Моссаку (адвокат Джоан). Сюжет повторяет весь прошедший день, выставляя героиню не в самом лучшем свете. Новинка собирает у экранов уйму людей, а жизнь девушки терпит катастрофическое бедствие. Теперь она уж точно почувствует себя главной героиней.
Тот самый единственный эпизод, где присутствует настоящее «Черное зеркало», стоит в сезоне под первым номером. Здесь Чарли Брукер критикует бездушные стриминги, в число которых входит и Netflix, ведь у Streamberry похожий красный логотип в виде литеры «S» и характерный «тудум»-звук на заставке. Правда серии выходят по одной в день, а не все сразу, но не списывать же у себя точь-в-точь. История строится на том, что огромные многостраничные пользовательские соглашения мало кто читает. Большинство же их просто пролистывают в самый низ и тыкают на кнопку «Принять» или «Я согласен(а)», а сервис может написать там что угодно.
По сути, Netflix выпустили собственную антирекламу, что выглядит довольно забавно. Эпизод показывает, в какую сторону может уйти развитие нейросетей, дипфейков и CGI-технологий в киноиндустрии. Жутковато, но мы ведь за это и любим «Черное зеркало», ведь так? Хотя у стриминга уже есть парочка проектов, которые будто были зачаты в пробирке и сделаны искусственным интеллектом с добавлением громких имён (см. «Красное уведомление» и «Серый человек»), так что идея уж точно не новая.
Конечно, «Нетфликс» не был бы «Нетфликсом», если бы не напихал в проект повестки. Правда, здесь есть моменты, где не совсем понятно, то ли стриминг пытается в самостёб, то ли на собственную же повестку нагромоздил ещё большую. Если первое, то вышло не очень, а если второе, то это чистой воды идиотизм. Но несмотря на все недочёты, эпизод получился очень хорошим. Во-первых, это старое доброе «Черное зеркало», а, во-вторых, серия и правда интересная и подкидывает пару мыслишек на тему технопаранойи.
В тихом омуте — «Лох-Генри» (2 серия)
Шо по сюжету?: Студенты-кинематографисты Дэвис (Сэмюэл Бленкин) и Пиа (Миха’ла Херролд) едут снимать документалку про мужчину, который оберегает какие-то яйца, и попутно заезжают в глухую шотландскую деревушку, где вырос Дэвис. Здесь парень знакомит Пию со своей мамой (Моника Долан) и другом детства Стюартом (Дэниэл Портман).
Деревня выглядит запустевшей, чему Пиа очень удивляется, ведь вокруг столько красоты. По логике, от туристов не должно быть отбоя, но всё проясняется, когда Стюарт и Дэвис рассказывают девушке жуткую историю, которая случилась в здешних краях. После раскрытия жестокого убийства народ перестал приезжать. Студентку так зацепил рассказ, что она уговаривает парня поменять тему для фильма и снять документалку об этом самом убийце-психопате. Такая работа должна помочь этим чудесным местам вновь стать популярными и вдобавок принести студентам известность. Правда, они даже не подозревают, как круто съёмки поменяют их жизнь.
Сразу бы хотелось расставить все точки над «i» и сказать, что Лох-Генри — это не прозвище какого-то забитого персонажа, а название населённого пункта, в котором происходят действия эпизода. Лохи, конечно, в эпизоде есть, но никого из них не зовут Генри.
Вторая серия получилось довольно интересной и жуткой, но технологии в этом не играют совершенно никакой роли. «Лох-Генри» задуман как детективный триллер, который лишь слегка подтрунивает всё над теми же онлайн-платформами (документалку студентов выпускает уже знакомый нам Streamberry, где, кстати, есть и другие проекты, выходившие под брендом «Черное зеркало». Например, интерактивный фильм «Бандерснэтч/Брандашмыг»).
В эпизоде звучит вечный вопрос, который рано или поздно встаёт перед любым режиссёром: «Какое кино я хочу и буду снимать? Массовое и коммерчески успешное или личное и авторское, которое волнует в первую очередь меня самого?» Счастливчики те, кому удаётся отыскать баланс в своих проектах, но зачастую приходится что-то выбирать, и выбор этот не всегда падает в свою пользу.
«Лох-Генри» — несомненно отличный триллер, но вряд ли это то, что ожидает увидеть зритель, когда включает знаменитое «Черное зеркало». Хотя, конечно, очень подкупает интересный сюжет и комедийная роль Дэниэла Портмана, который перетягивает всё внимание на себя, как только появляется в кадре. Но всё же здесь создатели ушли от классической концепции в сторону исследования человеческих чувств и отношений. Вышло удачно, однако радоваться рано.
Во все тяжкие — «За морем» (3 серия)
Шо по сюжету?: В альтернативных 60-х двое астронавтов Клифф (Аарон Пол) и Дэвид (Джош Хартнетт) бороздят космические просторы с шестилетней миссией. Правда, в свободное время у них есть возможность возвращаться на Землю с помощью перемещения своего сознания в тела клонов, которые находятся дома.
Два года одиссеи уже позади и ничего не предвещает беды, как в одночасье Дэвид сталкивается с ужасной трагедией. Группа хиппи-сектантов (явный салют Чарльзу Мэнсону) врывается в дом космонавта и убивает его жену и детей, параллельно уничтожив РобоДэвида. Поглощённый горем мужчина начинает медленно сходить с ума на борту космолёта, поэтому Клифф и его жена Лана (Кейт Мара) решают, что Дэвиду не повредит вновь посетить Землю. В итоге напарники начинают делить одного аватара на двоих, что явно ни к чему хорошему не приведёт.
«Черное зеркало» всегда умело удивлять, поэтому нередко серии влюбляли в себя зрителей своими сюжетами. «За морем», может быть, тоже нельзя отнести к типичным эпизодам о технопаранойе, но в рамках шестого сезона — это, возможно, лучшая история. Трагичная ретрофутуристика, которую запросто можно (рас)смотреть, как отдельный фильм (хронометраж составляет целых 80 минут) даже тем, кто с антологией совершенно не знаком.
Актёрская работа Пола и Хартнетта достойна любой похвалы. В дуэте актёров сложилась великолепная химия, что придаёт эпизоду дополнительного драматизма. Конечно, непонятно, с чего вдруг действия перенесены в 60-е и что конкретно Чарли Брукер здесь подвергает критике, но серия получилась очень сильной. Становится очевидно, что шоу устало от изначальной концепции и пробует экспериментировать с жанрами, но возникает вопрос, насколько это уместно, когда лейтмотив антологии уже давным-давно сформирован и зрительские ожидания находятся на уровне техноапокалипсиса.
Тебя слили. Ищи себя в паблике… — «Мейзи Дэй» (4 серия)
Шо по сюжету?: Бо (Зази Битц) работает папарацци в Лос-Анджелесе середины нулевых (о чём говорит её удивление компактности iPod Shuffle). После суицида одного из актёров из-за публикации провокационных фото девушка решает уйти из профессии. Но обстоятельства заставляют Бо вернуться, ведь первый, кто достанет фото актрисы Мейзи Дэй (Клара Ругор), получит гонорар в 30 тысяч долларов. Дело в том, что Мейзи во время съёмок в Чехии сбила человека, будучи под наркотиками, сбежала с места преступления (а потом и из страны), и к тому же страдает от психических расстройств после случившегося. Её снимки в таком состоянии для папарацци на вес золота.
Если предыдущие три серии достойны похвалы, хоть и не все вписываются в классическое «Черное зеркало», то четвёртый эпизод — это просто ужасная эксплуатация знаменитого бренда. Без спойлеров говорить о «Мейзи Дэй» довольно трудно, но для понимания, главный твист — это приём скорее из сериала «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», чем из знаменитой антологии о людях и технологиях.
Мало того, что действия опять разворачиваются в прошлом, так шоу к тому же ступило на почву мистики. Куда делись гаджеты? Почему сериал в 2023 году критикует папарацци? И почему Чарли Брукер залез на территорию «Сверхъестественного»? Ни на один вопрос ответа нет. Как выясняется, ужасной оказалась совсем не Джоан, а «Мейзи Дэй», потому что эпизод — это чистой воды надувательство. Выглядит так, будто изначальная концепция шоу изжила себя, а создатели решили выжать из нейминга все барыши, поэтому запихали в новый сезон всё, что попалось под руку. И если во второй и третьей серии получилось отвлечь внимание хорошей историей, отличными актёрами и крепкой постановкой, то четвёртый эпизод плох сам по себе, и не спасает его даже Зази Битц.
В «Мейзи Дэй» чувствуется уровень пятого сезона. «Черное зеркало» больше не показывает отражение реальности, так как его от неё оторвали, превратив, скорее, в Зеркало Еиналеж. В итоге звание «Самый ужасный (и не в мистическом аспекте) эпизод в сезоне» достаётся четвёртой серии. Остаётся только надеяться, что в будущем ошибки будут учтены и подобных банальных, неактуальных и беззубых историй в антологии мы больше не увидим.
Благие знамения — «Демон 79» (5 серия)
Шо по сюжету?: В Британии 1979 года Нида (Аньяна Васан) работает в обувном магазине. Однажды во время обеденного перерыва в подвале, куда женщину сместили из-за «слишком пахучей еды», она активирует артефакт, который призывает в наш мир демона. Поначалу страшный, а позже принявший облик одного из участников Boney M демон Гаап (Паапа Эссьеду) заявляет Ниде, что та должна за три дня убить троих людей, чтобы предотвратить судный день.
Как говорится, начали за здравие, а закончили за упокой. «Черное зеркало» и демоны. Кто бы мог подумать ещё несколько лет назад, что знаменитая антология придёт к вот этому. Ждём в следующем сезоне, как дружная семья покупает огромный дом за сущие копейки, потому что там случилась трагедия. Дети радостно выбирают комнаты, но в первую же ночь оказывается, что в особняке обитают призраки, а семья всё равно продолжает жить там, принимая решение бороться с потусторонними силами. Такое будущее, судя по всему, ждёт шоу.
К слову, эпизод вышел с титром «Красное зеркало». Дело в том, что у Чарли Брукера была мысль сделать новый сезон антологии спин-оффом в стиле ретро, но, видимо, создатель посчитал, что привязать свои новые идеи к уже зарекомендовавшему себя бренду будет более выгодным предприятием, поэтому и выглядит новое «Черное зеркало» не так, как все привыкли. Возможно, в будущем сериал как раз-таки «перекрасят» в другой цвет, но пока выглядит эта затея очень сомнительно.
Серия получилась слабоватой, хоть и актуальной. Угроза ядерной войны, которая так «популярна» в современном обществе, показана через призму прошлого. Хотя бы здесь перемещение действий назад во времени внятно объяснили. Но в целом эпизод почти не цепляет и проигрывает первым трём практически по всем параметрам. Вот и выходит, что половина сезона вышла очень удачной, а другая оставила лёгкое послевкусие разочарования (даже в рамках того, что это не классическое «Черное зеркало»).
Шо в итоге?
Шестой сезон шоу получился довольно спорным. Здесь есть как удачные серии и захватывающие истории, так и откровенно плохие попытки уйти в хоррор. Пока не ясно, что ждёт «Черное зеркало» дальше, но одно понятно наверняка. Новые истории явно в выигрыше перед лицом откровенно отвратительного пятого сезона. Лучше уж смотреть качественные триллеры и ретрофутуристику, чем однополый секс посредством игры-файтинга.
Хотя, конечно, хочется сказать, что именно как «Черное зеркало» сезон получился скорее неудачный, так как проект забыл о своей изначальной концепции. Пусть Чарли Брукер сколько угодно говорит, что, мол, сериал в первую очередь не про технологии будущего, а про человека, который всё портит, и что шоу не должно быть альманахом с ужасными технологиями, которые не устают постоянно появляться (типа NFT). Всё-таки фанаты полюбили его за то, каким оно было изначально задумано, а к гаджетам отсылает даже название. Так что если судить шоу по последним сезонам, то единственным человеком, который всё портит, является сам Чарли Брукер.