Финал третьего сезона не прошёл бесследно: прошлая глава MI5 Тирни ушла в отставку, а главу «псов», спецназа службы, Ника Даффи убили. Кэтрин Стэндиш, секретарша Лэмба, поссорившись с начальником, решила уйти из разведки. Дедушка Ривера Дэвид (великий Джонатан Прайс) никуда ещё не ушёл, но уже понятно, что это вопрос времени: у пожилого шпиона прогрессирует деменция. Лучше от перемен, естественно, никому не становится.
Вместо Тирни поставили не опытную Диану Тавернер (Кристин Скотт Томас), а некомпетентного бюрократа Клода Уилана, чей единственный серьёзный навык — составлять слова в крайне раздражающие предложения. Замена Даффи несколько более многообещающая: Эмма Флайт (Рут Брэдли, отличная) в этом сезоне ещё не раскрылась, но у неё есть все шансы стать дорогой фанатским сердцам героиней.

Вместо Стэндиш в Слау-хаус (отдел проштрафившихся шпионов, которых и уволить нельзя, и отправить на серьёзное задание тоже невозможно) сослали назойливую секретаршу, которая узнала про начальство кое-что не то. А вместо дедушки Ривер (Джек Лауден) не найдёт, естественно, никого, хотя в новом сезоне раскрываются сразу две фигуры, претендующие для него на статус отцовских. Очарование этого сериала, конечно, в том, что из двух выдающихся профессионалов молодой человек предпочитает того, что пованивает.
Перемены, медленный уход прошлого — ключевая тема сезона, первого в «Лошадях», в котором совершенно неважен и потому до смешного запутан сюжет. В первой же серии Дэвид Картрайт убивает двойника внука, прилетевшего из Франции. Чтобы понять, кого же убил дедушка, и пытались ли убить его, Ривер исчезает со сцены и сам отправляется во Францию.
Тем временем в Лондоне всем немного не до предполагаемой гибели Картрайта — в центре города произошел взрыв. Террориста находят быстро, но у него оказываются поддельные документы, когда-то выпущенные самой службой MI5 для своего агента. Расследование личности подрывника приводит к конфликту Тавернер с начальником. Уилан хочет вести деятельность разведки публично, в то время как Тавернер пытается, в общем, объяснить гражданскому, что смысл секретной службы не совсем, наверное, в честности и открытости.
Работники Слау-хауса на фоне столь масштабных бедствий несколько теряются: все серьёзные проблемы решаются без них, Ривер, самый толковый сотрудник, во Франции, а их начальник Джексон Лэмб (Гари Олдман) мечется то ли без дела, то ли без идеи. Впервые за всё время, что мы за ним наблюдаем, он как будто сам не понимает, зачем вообще там нужен. Только едва уловимая поначалу связь между взрывом и двойником Ривера оживляет Лэмба, заставляет снова не побегать, может быть, но бодро походить. Связь эта обнаруживается в зловещей фигуре Френка Харнесса (блестяще угрожающий Хьюго Уивинг), экс-шпиона и наёмного убийцы, чьи сети опутывают героев, хотя сами они этого ещё не понимают.

Стоит сразу сказать главное: перед нами всё ещё захватывающее зрелище. Притом в четвертом сезоне становится окончательно ясно, что «Медленные лошади» радуют не столько интригой, сколько моментами, сценами. Джексон Лэмб шутит в самых неожиданных местах, ищет средство от похмелья с видом на труп в ванне. Ривер Картрайт хочет рассказать коллеге Луизе (Розалинд Элизар) о болезни дедушки, а та думает, что он признаётся ей в любви. Жестокая и придерживающаяся макиавеллианских взглядов на политику Диана Тавернер демонстрирует принципы. Когда бюрократ-начальник приказывает стрелять на поражение, только Тавернер и может ему возразить.
В новом сезоне «Медленные лошади» стали наконец буквально соответствовать своему названию: пенсионеры Джексон Лэмб, Дэвид Картрайт, Сэм Чапман (эпизодический герой, у которого в этом сезоне выдающаяся арка) действительно, в общем, не слишком скоростные. Они уже не успевают за молодыми и не поспевают за временем, и главная, наверное, драма в том, что плохо от этого не только им, но и времени. Оно стремительно мельчает: старые шпионы морально плохи, но хотя бы в этом себе признаются, совершают каждый раз этический выбор. Новые же убивают не глядя, а потом проводят на эту тему TED Talk.
Несмотря на бесконечную паранойю, «Медленные лошади» — шоу удивительной внутренней целостности или, можно сказать, красоты. Герои здесь постоянно ошибаются, силовые структуры морально коррумпированы, разведслужба — государство внутри государства, которому прощаются любые преступления ради сомнительного общего блага. Политики беспринципны, шпионы некомпетентны, все предают всех. Однако сквозь тотальное разочарование во всех имеющихся социальных институтах всё-таки просвечивает кое-что ещё. Общая картина всегда даже несколько хуже, чем можно было бы предположить, но на уровне дружбы, любви, отношений коллег у всех, пусть даже и законченных неудачников, есть шанс. Если не на счастье, то на верность, что в шпионском кино всегда, в общем, равносильно чуду.

Так же похоже на чудо и то, что создателям удалось на одном дыхании (за два года!) снять четыре отличных сезона. Удалось, короче говоря, невозможное. Это так же невозможно, как то, что двое недотеп уложат спецназ разведки (третий сезон). Как то, что стареющий алкоголик (Лэмб, естественно) поднимется с просиженного кресла и за пару дней раскроет многолетний заговор спящих агентов КГБ (второй сезон). Однако всё это возможно, пусть и только чудом и только для героев «Медленных лошадей» и их создателей. Но даже это уже удивительно обнадёживает.