Снова в седле: рецензия на пятый сезон сериала «Медленные лошади»

Медленные лошади 5 сезон рецензия

Завершился выход пятого сезона сериала «Медленные лошади». О том, почему нам хочется, чтобы это шоу длилось вечно, — в нашей рецензии. 

В новом — пятом за три года! — сезоне Слау Хаус, отдел MI5, куда шпионов-неудачников отправляют за служебное несоответствие, вновь спасает Британию. Притом никому из работников отдела это занятие какой-то очевидной радости — как и очевидной выгоды — не приносит. Более того — в этом сезоне, как и в прошлом, они преимущественно грустят и пытаются на фоне политических катаклизмов эпохи пережить личное горе. Получается плохо. 

Ривер Картрайт (Джек Лауден), главный герой, за чьим личностным ростом (если бы!) мы наблюдаем с первого сезона, не может смириться с тем, что его вновь обретенный отец — Дарт Вейдер шпионского мира (откровение в стиле «Люк, я твой отец» было в прошлом сезоне), а любимый дедушка постепенно теряет память. Он усиленно тренируется, стараясь маскулинностью заменить счастье; выходит преимущественно неловко и странно, а в плане профессионализма Ривер при этом остается собой и звёзд (смерти) с неба, соответственно, не хватает. 

Джексон Лэм (Гари Олдман, в этом сезоне удивительно меланхоличный), глава Слау Хауса, продолжает хотеть только одного — чтобы его оставили в покое. Ветеран Холодной войны и легенда разведки, он не утратил навыков и всё ещё самый профессиональный шпион в Лондоне — старый конь, так скажем, борозды не портит — но чтобы Лэм поднялся с любимого офисного кресла должно произойти что-то экстраординарное. 

Медленные лошади рецензия
Кадр из сериала «Медленные лошади»

В первой же серии нового сезона мы видим, насколько высока планка. Ни покушение на жизнь Родди Хо, айтишника Слау Хауса, ни теракт в Лондоне накануне выборов мэра города не способны отвлечь Лэма от, скажем так, рабочей рутины. То есть от утреннего вина, английского завтрака, крепкого дневного сна и доброй традиции пускать газы, убивающие, если не всё живое в радиусе распространения, то всё желание в целом оставаться живым. 

Заставляет Лэма покинуть офис только новость, что у Родди Хо появилась девушка. Притом, во-первых, живая, во-вторых, красивая. В прошлом сезоне, напомним, у Родди был роман с чат-ботом, так что сцена, где он танцует с девушкой в клубе, наводит Ривера на мысль, что ему, Риверу, в пиво что-то подмешали, а зрителей — что «Медленные лошади» сменили жанр на научную фантастику. 

Всё, конечно, объясняется проще, и довольно быстро становится понятно, что девушка лишь разыгрывает любовь, а на самом деле перед нами сложная схема по дестабилизации политической ситуации в Соединенном Королевстве. Да, в рамках сериала это и вероятнее, и проще представить, чем то, что у Родди может быть личная жизнь. Если на то пошло — чем то, что личная жизнь может быть у кого угодно из выживших за прошлые четыре сезона агентов Слау Хауса.

Оставшуюся часть сезона «Медленные лошади» проводят в привычной гонке со всё возрастающими зрительскими ожиданиями (и на каждом повороте удивляют!), а герои сериала, комбинируясь неожиданным образом, — в не менее привычной гонке с превосходящим их противником. Он в этот раз чуть менее интересен, чем обычно, однако паттерн сохраняется: мотивы врагов Британии вновь уходят корнями в её богатое разнообразными скелетами прошлое. 

Медленные лошади рецензия
Кадр из сериала «Медленные лошади»

От пластинок любимых артистов всегда ждешь, что их новый альбом действительно хороший и может впечатлить даже без предварительного знакомства с автором. С новыми сезонами любимых сериалов обычно связывают те же надежды, хотя с каждым следующим — со всё меньшей верой в возможность такого счастья. Пятый сезон «Медленных лошадей» в этом отношении превосходит любые ожидания — это действительно хорошее телевидение, без всяких скидок на то, как нам всем нравятся первые четыре сезона. 

Прежде всего, это захватывающий шпионский боевик, каких сейчас мало. Каждое движение Гари Олдмана в роли Лэма приковывает к экрану. «Как он вообще там оказался?», — спрашивает от лица всех зрителей вечная замглавы MI5 Диана Тавернер (Кристин Скотт Томас), когда Лэм вновь переигрывает её людей. Ответное недоуменное восхищение её коллеги довольно точно отражает и стандартную зрительскую реакцию. Но не Лэмом единым — агентов Слау Хауса стало чуть меньше, и экранного времени теперь хватает на раскрытие всех. 

Звезда сезона, конечно, Кристофер Чанг в роли Родди — уровню самообмана, которого достигает его персонаж, можно только позавидовать. Как и его неподражаемой способности выглядеть идиотом в любой ситуации. Даже на допросе в застенках спецслужб. Его коллеги, однако, тоже радуют: как и раньше, они демонстрируют удивительное сочетание полной некомпетентности и способности в критические моменты поступать правильно. Но теперь они ещё и учатся работать вместе; вначале просто выносить друг друга, а постепенно даже действовать сообща.

Снова в седле: рецензия на пятый сезон сериала «Медленные лошади»
Кадр из сериала «Медленные лошади»

Авторы при этом не стремятся объяснить каждый шаг героев или нравоучительно подмигнуть в моменты их роста над собой. Они в принципе талантливо уклоняются от моды на поп-психологию и, не делая слишком уж серьезного лица, дают зрителям пространство для размышлений и, главное, свободу в части выводов. 

Кто-то увидит в новом сезоне продолжение классической для сериала критики современной бюрократии и её чудовищной неэффективности. Так, Диана Тавернер, последний оплот профессионализма в главном штабе MI5, познаёт в этом сезоне всё новые сочетания жалости к себе и презрения к начальству, двух очень актуальных эмоций. Кто-то обратит внимание на комментарий ко всё усиливающейся поляризации политических сил. Скажем, у кандидатов на выборах мэра Лондона, на фоне которых разворачивается действие, нет ничего общего, кроме того факта, что ни за кого из них голос отдать не тянет. Идее взаимозаменяемости правого и левого популизма в некотором смысле посвящена блестящая четвёртая серия.

Центральная для сезона линия, однако, скорее о столкновении с прошлым. Всем героям так или иначе приходится встретиться со своими ошибками — вспомнить их, признать или, наоборот, попытаться отречься (безуспешно). Авторы притом скорее оптимистичны: конечно, прошлое пугает, оно может разрушить, сломить, нанести ответный удар, но может и спасти (как дедушка Ривера, великий Джонатан Прайс!) или сделать сильнее. 

Сама концепция Слау Хауса заставляет думать о прошлом как о сумме ошибок — за подвиги туда, так скажем, не попадают — но агенты Лэма не сводятся к своим промахам. Как, собственно, и сам Лэм. Когда в финале сезона мы узнаём чуть больше о его трагическом прошлом, мы видим не только эхо старой войны, но и человека, который смог двигаться дальше — пусть и по крайне своеобразной траектории. Этого движения нам обещают ещё как минимум два сезона, но хотелось бы, чтобы оно не заканчивалось никогда.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

«Баллада о маленьком игроке» — когда авторы не смогли выбрать между абсурдом и отчаянием Previous post «Баллада о маленьком игроке» — когда авторы не смогли выбрать между абсурдом и отчаянием
Элейн Мэй: режиссер на тропе войны и мужчины на грани нервного срыва Next post Элейн Мэй — режиссёрка на тропе войны и мужчины на грани нервного срыва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *