Сергей Жигунов всегда мечтал снять «Мушкетёров» :
Давно я тянул руки к этому произведению. Меня останавливало обещание, которое, действительно, дал когда-то Мише Боярскому, он сказал „Серёга, не надо. Дай мне до конца доиграть это всё. Я хочу с жезлом маршала Франции в руке умереть в костюме д’Артаньяна на экране“. Я понял, что для него это очень серьёзно. А я его очень люблю (Мишу). И я притормозил. Недавно я его встретил в Киеве почему-то в аэропорту, мы пересеклись. Я говорю „Миш, ты доиграл?“ Он говорит „Да“. Я говорю „Я запустил“. Он говорит „Ну, хорошая книжка. Чего же её не снимать?“ Так что, в общем…
Жигунов, выступивший и режиссёром, и продюсером, сам написал сценарий. В его намерение, судя по ранним интервью, входило сделать максимально тщательную экранизацию романа:
Я очень уважительно отношусь к Дюма, его книги живут столетиями, поэтому не позволил себе вольно обращаться с сюжетом. Его я не трогал, но сильно поработал над диалогами, расписал подробнее сюжетные линии, наделил персонажей новыми чертами. Получилась динамичная история, адаптированная к восприятию современного зрителя
Съёмки происходили в 2 этапа, в России и за рубежом, в зависимости от необходимой натуры.
- 1-я половина съёмок: в Выборге на берегу Финского залива — в Выборгском замке (более 10 сцен, в том числе осада Ла-Рошели). Также в Петергофе — в Большом дворце Петергофа, в петергофском парке «Александрия»; в Гатчине — на территории Большого Гатчинского дворца; в Мухинском училище (Санкт-Петербург).
- 2-я половина съёмок: в Чехии (в замках Боузов и Пернштейн, в Оломоуце и живописном месте Кутна-Гора), а также в резиденции князей Лихтейнштейн Вальтице. Частично задействованы интерьеры, которые уже использовались Жигуновым при съёмке «Королевы Марго». По словам режиссёра Алексея Злобина, за границей снимали всё, что связано с натурой и архитектурой, так как она более приближена к французской.
Могила садовника Петра Эрлера в парке Александрия (Петергоф)
В 1970 году прах садового мастера Петра Эрлера был перенесен со Свято-Троицкого кладбища Петергофа в парк Александрия, в то место, которое великий «садовый мастер» создал своими руками и которому отдал десятки лет своей жизни.
Готическая капелла в парке Александрия (Петергоф)
Парк Александрия император Николай I подарил своей супруге Александре Федоровне и назвал в её честь. Александрия — летняя резиденция императорской семьи, а проще — дача. При закладке церкви по проекту архитектора Карла Шинкеля Николай I снял с себя медаль, полученную им во время Русско-Турецкой войны, и положил ее внутрь закладного камня в основании здания. Вслед за ним члены его семьи и приближенные заложили туда же золотые и серебряные монеты.
Храм освятили в 1834 году во имя святого князя Александра Невского. С тех пор Готическая капелла, названная так за сходство со средневековыми часовнями-капеллами, стала местом, где молилась в горе и в радости вся императорская семья. Николай I хорошо знал церковное пение и часто пел вместе со своими детьми в клиросном хоре.
Особняк Кельха (Санкт-Петербург)
Особняк статского советника и предпринимателя Александра Кельха. Первоначальное строение меняло владельцев и несколько раз реконструировалось. В 1896 году его приобретает Варвара Петровна Кельх — наследница династии золотопромышленников, владевших Сибирским и Ленско-Витимским пароходством, и делает заказ на перестройку дома. Она поручает разработку нового проекта Карлу Шмидту, известному архитектору, благодаря которому к 1903 году особняк Кельха получил свой неординарный внешний вид и внутреннее оформление, став образцом поздней эклектики.
Мухинское училище (Санкт-Петербург)
Училище в 1876 году создали на деньги, которые пожертвовал банкир и меценат барон Александр Штиглиц. Отсюда выходили творческие промышленники и мастера прикладного искусства. Отделений в училище было много, студентов разных сословий обучали живописи, скульптуре и резьбе, чеканке, ткацкому делу, живописи по фарфору.
В 1918 году училище переименовали в Государственные Художественно-промышленные мастерские. Потом его регулярно объединяли с другими учебными заведениями, а в 1948 году оно превратилось в ВУЗ. Ленинградскому Высшему Художественно-промышленному Училищу в 1953 году присвоили имя Народного художника Советского Союза Веры Мухиной. Отсюда и название, которое часто можно услышать от здешних студентов – «Муха».
Большой Петергофский дворец (Петергоф)
В 1715 году архитектор Браунштейн по приказу Петра Великого начал строить двухэтажный дворец на вершине холма, называемый Нагорными палатами. Особенность здания была в том, что Петр изначально не планировал его для повседневной жизни – богато украшенный дворец предназначался для светских развлечений и приемов.
При Анне Иоанновне архитектор Земцов пристроил две галереи по бокам дворца. Менялись правители и моды, в 1740-е годы Елизавета Петровна нашла отцовский дворец слишком тесным и скромным для любимых ею пышных церемоний. Императрица приказала придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли перестроить дворец.
В 1918 году Большой Петергофский дворец был превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны город Петергоф был оккупирован фашистами, дворец дважды горел, был взорван и разграблен. Реставраторы и музейные сотрудники воссоздали памятник буквально из пепла. Восстановление длилось несколько десятилетий, в 1964 году пять первых залов были открыты для посетителей.
Следующая «роль» Петербурга в роли кино, которую мы рассмотрим — фильм «Серебряные коньки» (2020).