Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать

«Переходный возраст» — это тот редкий бриллиант от Netlfix, способный не только приковать к экрану, но и глубоко задеть. В конечном итоге сериал становится жестокой и горькой рефлексией о том, насколько общество слепо и беспомощно перед лицом новых угроз.

Есть сериалы, после просмотра которых хочется просто вздохнуть и забыть. А есть такие, которые оставляют после себя долгий шлейф вопросов и эмоций. Новый британский проект Netflix — «Переходный возраст» (Adolescence) — принадлежит ко второму типу. Криминальная драма, казалось бы, обычного формата: подросток обвиняется в убийстве одноклассницы. Но именно способ подачи, невероятная актерская игра и актуальная, острая тематика сделали сериал настоящим феноменом, который обсуждают везде — от соцсетей и тиктоков до рецензий критиков.

К тому же, сериал мгновенно покорил зрителей, ворвавшись в топы просмотров без масштабной рекламы и громких имён в касте. Он бьёт под дых с первых минут и держит в эмоциональном напряжении до самого финала, ставя непростые и пугающие вопросы о том, что происходит в голове у современных подростков.

В чём причина популярности и почему сериал буквально завораживает и пугает одновременно? Давайте разбираться.

Без права на ошибку: что мы знаем о сюжете

Adolescence «Переходный возраст»
Кадр из сериала «Переходный возраст»

На часах шесть утра, когда вооружённый спецназ буквально врывается в обычный дом английской семьи. Их цель — 13-летний Джейми Миллер, которого обвиняют в убийстве одноклассницы, девочки по имени Кейти. Начало сериала — захватывающее. Это словно кошмар наяву, особенно для родителей Джейми, которые наблюдают, как их сына уводят в наручниках прямо из спальни.

Что интересно: «Переходный возраст» не играет с загадками и интригами в классическом понимании криминальных драм. Нам практически сразу дают понять, что Джейми действительно виновен — дело не в том, кто совершил преступление, а в том, почему оно произошло. И авторы намеренно уходят от простых объяснений и не сводят историю к бытовым конфликтам или семейным тайнам.

Четыре эпизода показывают события на протяжении нескольких месяцев — от ареста до судебных разбирательств, от допросов в полицейском участке до бесед с психологом. При этом каждая серия снята одним непрерывным дублем, без монтажных склеек, что добавляет реалистичности и почти театрального напряжения. Такой даже иммерсивный театр.

Создатели сериала, сценарист Джек Торн и актёр и продюсер Стивен Грэм, отказались от стандартных драматических клише, не стали искать виноватых среди родителей или окружения, и решили погрузиться в куда более мрачные и глубокие темы: радикализацию подростков, влияние социальных сетей и того самого «токсичного» интернет-пространства, где взрослеют современные дети.

Таким образом, «Переходный возраст» перестаёт быть просто криминальной драмой, превращаясь в тяжёлое исследование о том, как легко потерять связь с собственным ребёнком и как незаметно мир подростка может превратиться в опасную, закрытую от взрослых территорию.

Стивен Грэм в интервью для Hollywood Reporter объяснил, что название было выбрано, чтобы подчеркнуть, насколько юны бывают подростки, совершающие подобные жестокие преступления:

«Название призвано напомнить зрителю, что агрессия и насилие исходят от очень молодых людей — тех, кого мы ещё привыкли считать детьми».

Тёмная сторона взросления

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать
Кадр из сериала «Переходный возраст»

Итак, перед нами жизненно важная дискуссии о подростковом взрослении, токсичной маскулинности и о том, как онлайн-пространство способно радикально менять жизни и личности.

Создатели сериала задают один из острых и болезненных вопросов современности: почему подросток, внешне спокойный и абсолютно обычный, вдруг становится убийцей? Ответы, которые нам предлагают, далеко не просты. Это не история о неблагополучной семье, травмах детства или грубом воспитании. Напротив, семья Джейми вполне обыкновенна, даже благополучна. Родители не жестоки, не пьют, не ругаются на глазах у детей. И в этом и заключается главная, пугающая мысль: трагедия может произойти в любой семье, потому что она рождается не только дома, но и далеко за его пределами — в закрытых чатах, среди скрытых от взрослых аккаунтов и комментариев, в агрессивной риторике онлайн-сообществ.

В центре внимания оказываются понятия, которые уже стали частью повседневности, но от этого не перестают быть опасными: культура инцелов, радикализация молодых людей и влияние маносферы на восприятие женщинами и девушками. Авторы вновь недвусмысленно намекают: трагедия Джейми — это не единичный случай, это следствие того, что происходит повсеместно, и чем многие предпочитают не интересоваться, пока проблема не коснётся их лично.

Сериал, к тому же, показывает, как стремительно подростки могут погрузиться в чуждые и пугающие идеологии. Они буквально исчезают из реального мира, а родители и учителя, уверенные, что «всё нормально», оказываются абсолютно неготовыми к трагедии. Это мир, где взрослые не всегда успевают за молодыми людьми, где традиционные формы воспитания и контроля уже не действуют.

Плюсом ко всему: сериал основан на реальных событиях, связанных с ростом подростковой преступности с использованием холодного оружия в Великобритании.

«Нам предложили снять сериал в формате одного непрерывного дубля, и мы начали размышлять над сюжетом, — рассказывает Грэм. — В тот момент я наткнулся на статью о подростке, который ударил ножом девочку. И буквально спустя короткое время прочитал ещё об одном похожем случае, только уже совершенно в другом конце страны. Меня это потрясло».

Филип Барантини позже в интервью изданию The Wrap добавил:

«В Великобритании действительно серьёзные проблемы с подростковыми нападениями с применением ножей. Эта проблема стала особенно острой в последние годы. Нам хотелось осветить это, показать, насколько это страшно, особенно когда подобные преступления совершают совсем молодые люди, практически дети».

Сериал, о котором говорят

На первый взгляд, у «Переходного возраста» не было ни громкой рекламной кампании, ни сверхпопулярных звезд первой величины. Однако сериал мгновенно занял первые строчки рейтингов, получив невероятно высокие оценки зрителей и критиков по всему миру. Чем он зацепил?

Во-первых, сериал завораживает своей уникальной формой: каждая серия снята одним непрерывным дублем. То, что могло быть просто технической «фишкой», стало мощным инструментом погружения в происходящее на экране. Камера заставляет нас чувствовать себя непосредственным участником событий. Этот эффект «реального времени» усиливает эмоциональное напряжение до предела и держит в состоянии тревоги.

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать
Кадр из сериала «Переходный возраст»

Во-вторых, важнейшую роль сыграла актуальность тематики. «Переходный возраст» словно заглянул в скрытую жизнь подростков, показав, насколько беспомощны родители, учителя и даже полиция перед новым поколением, живущим по собственным, зачастую жестоким законам. И в TikTok буквально открылись шлюзы для широкой и болезненно откровенной дискуссии о том, в каких условиях взрослеют дети сегодня.

Кроме того, успех сериала во многом обусловлен высочайшим уровнем актерской игры. Игра Стивена Грэма, Эрин Доэрти и юного Оуэна Купера вызвала восхищение даже самых требовательных зрителей и кинокритиков. Но об этом мы еще подробно поговорим.

И наконец, «Переходный возраст» крут тем, что не пытается нравиться всем. Он не сглаживает острые углы, не смягчает ударов и не упрощает ответы. Сериал намеренно провоцирует дискомфорт, заставляя задавать самим себе неудобные вопросы. Это то самое кино, после которого хочется говорить, спорить и, главное, задумываться.

Как снимали «Переходный возраст»: Один дубль — один шанс

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать

Ну, такой подход не нов: ранее похожий приём использовался в фильмах «1917» и «Бёрдмэн», а режиссёр Филип Барантини уже работал в подобной технике в нашумевшем фильме «Точка кипения». Однако в «Переходном возрасте» этот технический приём достиг совершенно нового уровня мастерства и сложности.

«Я не хотел, чтобы съёмка одним кадром была просто эффектным трюком, — подчёркивает Барантини в интервью. — Мы хотели, чтобы это выглядело естественно, бесшовно. Не ради впечатляющего зрелища, а для максимальной погружённости в историю».

К примеру, впечатляющая открывающая сцена первой серии, в которой спецназ врывается в дом, арестовывает Джейми и доставляет его в участок, снята без единого монтажного склеивания. Оператор буквально передавал камеру из рук в руки: от машины до крана, затем обратно оператору в доме, далее в полицейский фургон, и так далее. Каждый шаг был чётко выверен, отрепетирован и тщательно отработан.

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать

«В моменты съёмок иногда приходилось буквально задерживать дыхание, — рассказывает оператор Мэтт Льюис. — Любая мелкая ошибка значила бы необходимость начинать всё заново, а это десятки актёров, техника, и несколько месяцев подготовки».

Особую сложность представлял третий эпизод, полностью состоящий из напряжённой беседы Джейми с психологом, где камера не отвлекается на приёмы, а полностью сосредоточена на тонких психологических нюансах. По словам Филипа Барантини, эта серия стала особым вызовом для актёров Оуэна Купера и Эрин Доэрти: они играли непрерывную сцену длиной почти в час, не имея права на ошибку.

Команда Netflix в соцсетях уже успела поделиться деталями:

  • Изначально план был такой: каждая серия снималась 5 дней по два дубля в день (итого — 10 дублей на эпизод). Но в реальности некоторые дубли приходилось прерывать и начинать заново, поэтому для некоторых серий потребовалось намного больше десяти дублей.
  • Репетиции проходили поэтапно: актёры начинали с небольших частей сценария, постепенно увеличивая объем репетируемого материала. В первый день репетиций они проходили только пять минут сценария, постепенно наращивая хронометраж. К концу недели актёры уже проходили всю серию от начала до конца.
  • Во время съёмок актёры и оператор перемещались по заранее отработанным маршрутам, чтобы операторы и техника не попадали в кадр. Если кому-то из команды нужно было всё же появиться в кадре, они были специально одеты так, чтобы сливаться с массовкой и выглядеть как обычные прохожие или учителя.
  • Сколько актёров массовки было задействовано в школе во втором эпизоде? 320 подростков, изображающих учеников, и 50 взрослых, игравших учителей, родителей и прохожих. И да, каждый должен был находиться в точном месте в точно заданный момент. Для этого эпизода пришлось сделать 13 дублей!
  • Что случалось, если кто-то забывал реплику или ошибался в кадре? Всё приходилось начинать сначала. Иногда команда и актёры проходили почти всю серию идеально, но одна маленькая ошибка могла привести к необходимости полностью переснимать эпизод. Без права на ошибку!

Актерская игра и кастинг

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать
Кадр из сериала «Переходный возраст»

Каким бы талантливым ни был режиссёр, каким бы новаторским ни был сценарий, успех немыслим без мощной актёрской игры.

Главное открытие сериала — это, несомненно, Оуэн Купер, исполнивший роль 13-летнего Джейми Миллера. Удивительно, но эта роль — его дебют. Кастинг-директор Шахин Бейг просмотрела свыше пятисот кандидатов, прежде чем остановилась именно на Купере, и выбор оказался потрясающе точным. Юный актёр абсолютно естественно переходит от образа растерянного и напуганного подростка к агрессивному, пугающему молодому человеку.

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать
Кадр из сериала «Переходный возраст»

В интервью сама Эрин Доэрти, сыгравшая детского психолога Брайони, с восхищением говорит о Купере:

«Этот парень — один из лучших актёров, с которыми мне доводилось работать. То, что это его первая работа, — просто невероятно».

Однажды во время репетиции Куперу было трудно эмоционально войти в агрессивное состояние персонажа. Барантини рассказал об этом моменте:

«Оуэн буквально впал в ступор и не мог выйти из эмоций. Мы просто вышли на улицу, сели на бордюр, поговорили, и я сказал ему: «Теперь ты знаешь, каково это. Ты уже пережил эту эмоцию, и ты можешь ей управлять»».

И, конечно, нельзя не упомянуть Стивена Грэма, сыгравшего Эдди, отца Джейми. Грэм, который также выступил соавтором сериала, демонстрирует, возможно, самую сильную роль в своей карьере. Его Эдди — это олицетворение растерянности, отчаяния и невыносимой боли, которую испытывает родитель, сталкиваясь с немыслимым поступком собственного ребёнка.

Adolescence («Переходный возраст»): сериал, после которого сложно дышать
Кадр из сериала «Переходный возраст»

Сам актёр в интервью делится:

«Мне было важно, чтобы мой герой не выглядел монстром или жертвой обстоятельств. Я хотел показать обычного отца, который не знает, что делать, потому что такое могло случиться с любым».

Кроме того, сериал отлично справляется с ролями второго плана. Эшли Уолтерс и Фэй Марсей в образах детективов, Кристин Тремарко, сыгравшая маму Джейми, — все они привнесли тонкие и убедительные нюансы, сделав каждого персонажа правдоподобным.

«Мы не хотели, чтобы зритель получил лёгкие ответы. Нашей целью было показать, насколько всё сложно и запутанно, как и в жизни», — подчёркивает Джек Торн.

Итог: почему Adolescence станет сериалом, который невозможно забыть

«Переходный возраст» — это тот редкий бриллиант от Netlfix, способный не только приковать к экрану, но и глубоко задеть. В конечном итоге сериал становится жестокой и горькой рефлексией о том, насколько общество слепо и беспомощно перед лицом новых угроз.

Авторам удалось рассказать историю, в которой нет ни простых ответов, ни удобных объяснений. Это не очередная криминальная драма, а эмоциональная встряска, вскрывающая самые тревожные стороны жизни. Кажется, это именно тот сериал, который нужен сегодня каждому, у кого есть дети, и всем, кто хочет понять новое поколение.

Техническая смелость, умноженная на высочайший уровень исполнения, сделала «Переходный возраст» одним из самых ярких сериалов последних лет и показала, что телевизионные сериалы сегодня способны достигать поистине кинематографического уровня.

Так что, если вы готовы к эмоциональному потрясению и хотите понять, о чём говорит весь мир, то «Переходный возраст» — сериал, который нельзя пропустить.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Сумасшествие японского панка: рецензия на фильм «Человек-ящик» Сого Исии Previous post Сумасшествие японского панка: рецензия на фильм «Человек-ящик» Сого Исии
Мелочи жизни Киллиан Мёрфи рецензия Next post «Мелочи жизни»: Киллиан Мёрфи в выдающейся драме о сострадании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *