В этом году DreamWorks отмечают 30-летний юбилей, и в честь такого знаменательного события будто сама Вселенная преподнесла компании подарок — сборы всех кинотеатральных релизов студии превысили отметку в $17,3 млрд (на момент написания материала), что помогает на какое-то время оставить позади конкурентов в лице Pixar ($17 млрд), Walt Disney Animation Studios ($11 млрд) и Illumination ($10,6 млрд). А украсил этот праздничный кусочек торта вкусной вишенкой режиссёр Крис Сандерс и его «Дикий робот», снискавший любовь как у критиков (98% на Rotten Tomatoes на момент написания материала), так и у зрителей (8.4/10 на IMDB и «Кинопоиске» на момент написания материала).
Перед тем, как мы начнём, хотелось бы сагитировать вас подписаться на наш Telegram-канал «После титров» (вот вам ссылочка). Там мы публикуем постеры, трейлеры и разные интересные и забавные новости из мира кино.
Шо по сюжету?
Вследствие тайфуна несколько роботов-помощников, произведённых компанией «Юнивёрсал Дайнемикс», теряются близ дикого острова. Модели ROZZUM-7134 везёт больше остальных, и она оказывается целой и исправной. Случайно активированная Роз (сокращённый вариант имени) сразу же старается приступить к своим прямым обязанностям: в поисках заказчика она (да, это женщина) предлагает помощь каждому встреченному лесному жителю. Правда, трудно понимать кого-либо, не зная языка, поэтому роботесса (так вообще можно выражаться, или у роботов нет феминизма?) уходит в глубокое обучение путём наблюдения. Разобравшись в универсальной межвидовой речи животных, Роз всё равно оказывается всеми отвергнута.
Вот так, пытаясь найти задание и слоняясь по лесу, она натыкается на грозного медведя, от которого приходится удирать. В результате побега сложноустроенный механизм «Юнивёрсал Дайнемикс» врезается в обыкновенное дерево, где основной удар на себя принимает гусиное гнездо. Это столкновение оказывается фатальным для гусыни и всех её яиц, кроме одного, которому удаётся уцелеть. Первое, что увидел в своей жизни вылупившийся птенец — это лицо механической помощницы, поэтому сразу привязался к ней.
Так ROZZUM-7134 получила важное задание: гусёнка необходимо выкормить, научить плавать и летать до осени, чтобы он мог мигрировать. Одним словом — материнство. И помогать Роз с этим непростым делом вызывается лис-изгой Финк, который изначально пытался украсть и съесть яйцо. Однако теперь эта необычная компания объединяется, даже не представляя, какое чудесное время вместе их ждёт.
Официальный представитель группы «Лес»
Режиссёром «Дикого робота» стал Крис Сандерс, который в паре с Дином ДеБлуа подарил миру первые части «Лило и Стича» и «Как приручить дракона». К своей новой работе постановщик подошёл со всей любовью, но решил не придерживаться строгого 3D-стиля (где студии Pixar до сих пор нет равных), добавив в мультфильм классическую 2D-рисовку с грубыми мазками кисти. В итоге получилось что-то поистине волшебное и завораживающее, где каждый кадр — яркое зрелище, приносящее визуальное наслаждение.

Представьте, если в волшебные миры Хаяо Миядзаки добавить качественную компьютерную анимацию, которая очень удачно впишется — вот примерно такой финт и проворачивает «Дикий робот». И пусть дизайн ROZZUM-7134 достаточно узнаваемый, но его с лихвой перекрывает до мелочей проработанная флора и фауна, где запоминающимся может оказаться каждый персонаж. Тем более в мультфильме не делается намеренный фокус на каком-то одном милом животном, которое своими появлениями давало бы зрителям мимими-топливо, чтобы лента некоторое время двигалась на нём, перекрывая слабые стороны и просадки сюжета. Это определённо плюс.
Отдельно хотелось бы выделить отличный постапокалиптичный сеттинг. Мультфильм совершенно не смещает акцент с истории на произошедшие с планетой метаморфозы, но зритель чётко понимает, что матушка-природа на Земле явно взяла дело в свои руки. Ну либо люди самолично затопили города водой, чтобы киты могли красиво проплыть и под мостом Золотые Ворота, и над ним, а сами живут в изолированных городах, где роботы занимаются фермерством и другими бытовыми делами. Точных сведений нет, но ясно одно: в будущем человечеству явно не сладко, даже при наличии высокотехнологичных помощников.
По правде говоря, очень радует, что большая анимация не зацикливается только на технологичном 3D и время от времени продолжает экспериментировать. Без этого, возможно, анимационный «Человек-паук» или сиквел «Кота в сапогах» утратили бы важную частичку своей уникальности. Визуальная индивидуальность определённо помогает выгодно подчеркнуть все достоинства мультфильма и выделиться из общей массы, и «Дикий робот» очередное тому подтверждение.

Дополняют яркую картинку отличная музыка и шикарный саунд-дизайн. Во-первых, робозвуки очень приятные на слух и вселяют ощущение безопасности при нахождении рядом с Роз. В них нет какой-то неприятной скрипучей нотки, которая характерна многим киборг-механизмам, показанным в кино. Во-вторых, если смотреть в оригинале, то будет очень классно наблюдать, как поначалу роботизированный голос Лупиты Нионго по мере продвижения сюжета и развития в персонаже чувств и эмоций становится всё более и более «живым». Такие детали делают просмотр ещё приятнее. Кстати, помимо Нионго в оригинале можно услышать голоса целого рассадника известных актёров, вроде Педро Паскаля, Билла Найи, Марка Хэммила и Кэтрин О’Хары.
Любовь, Смерть и Робот
Если задуматься, то «Дикий робот» — это смесь «Стального гиганта», «ВАЛЛ-И», «Неисправимого Рона», «Города героев» и «Гадкого утёнка» (здесь просто немного другая птичка). То есть сюжет мультфильма, очевидно, не нов, но это ему никоим образом не мешает, потому что главная задача проекта заключается в том, чтобы попасть в зрителя на эмоциональном уровне. И с этим лента идеально справляется, совмещая в себе кучу тем, где каждый найдёт что-то своё. Это настолько чувственная и тонкая работа, которая прекрасно знает, в какой момент нужно пошутить, а в какой пробить зрителя на слезу. Но главное, вы с удовольствием полностью отдаётесь процессу просмотра, покорно позволяя создателям играть на ваших эмоциях.

Коктейль из тем, на которые проект говорит со зрителем, невероятно разнообразный: экология, поиск своего места в мире, принятие себя и собственной инаковости, разговор о личных чувствах, ценность настоящей дружбы, одиночество, буллинг и даже смерть (причём это жестоко и гуманно одновременно). Но центральным мотивом, конечно, является воспитание ребёнка. Материнство здесь преподносится не как радостное и чудесное событие, а как тяжкий труд, который требует самопожертвования, а также уйму времени, терпения и сил. При этом мультфильм чётко даёт понять, что никто не идеален и, как ни старайся, стать безупречным родителем, который убережёт своё чадо от всех невзгод, увы, не получится.
Как говорится, «мир не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное, жесткое место». И чем раньше этот монолог Рокки удастся донести до ребёнка, тем проще ему будет в жизни. Удивительно, что «Дикий робот» способствует подобному диалогу и вселяет уверенность не только в юную аудиторию, но и во взрослую. Не каждый день при просмотре мультфильма тебе скажут, что ошибки в воспитательном процессе — это нормально, ведь никакой конкретной программы нет и разбираться приходится на ходу, зачастую импровизируя и подстраиваясь под ситуацию. Иногда очень важно понять, что вы не одиноки в своих промахах.

Пусть «Дикий робот» не предлагает неожиданных сюжетных виражей и не стесняется использовать шаблоны, но ведь и вторая «Головоломка» не гнушалась самоповторов, что не помешало Pixar сделать хороший мультфильм. К тому же, проект DreamWorks даже не является продолжением или частью какой-то популярной франшизы, а в «эпоху сиквелов» подобный релиз — настоящий зрительский праздник. Конечно, номинацию на «Оскар», скорее всего, получат обе работы, но история неожиданного приёмного робоматеринства будто бы немного опережает историю подросткового созревания. И не в последнюю очередь за счёт своей оригинальности. Но ничего, скоро и эта лента станет частью как минимум дилогии, ведь сиквел уже запущен в разработку.
Шо в итоге?
«Дикий робот» — великолепно скроенная и очень эмоциональная работа, демонстрирующая, что DreamWorks по-прежнему очень даже конкурентноспособны на поле большой анимации и им ещё есть что показать. Жаль, конечно, что ленте Криса Сандерса не удалось достичь кассовых высот сиквела «Головоломки» или квадриквела «Гадкого я» (а ведь мультфильм этого определённо достоин). И хоть студия из коммерческих соображений не оставляет в покое собственные франшизы и, выпустив четвёртую «Кунг-фу Панду», уже готовит для зрителей пятую часть «Шрека», они явно отлично усвоили мысль, что иногда нужно выходить за пределы своей комфортной программы. Иначе вместо релиза «Дикого робота» или январского «Догмена», зрители увидели бы «Мадагаскар 4» (хотя и до него, скорее всего, однажды дойдёт очередь).
P.S. У мультфильма «Дикий робот» есть сцена после титров, так что не спешите сразу покидать кинозал или выключать картину, если смотрите в «цифре».