Чтобы понять о чём «Тёмная материя» (Dark Matter), новый научно-фантастический сериал от Apple TV+, нужно знать про теорию суперпозиции и кота Шрёдингера. Шутка. На самом деле вся терминология и концепция мультивселенных доходчиво объясняются в первой паре эпизодов, чтобы потом сконцентрироваться на главном – переживаниях отдельно взятого человека, которому в отличие от других удаётся узнать все ответы на вопрос «Что, если…?»
Университетский преподаватель Джейсон Дессен (Джоэл Эдгертон) на лекциях рассказывает про работы Эрвина Шрёдингера, а вечером за ужином с любимой женой Даниэлой (Дженнифер Коннелли) завидует научным успехам своего друга (Джимми Симпсон), на месте которого хотел бы быть сам.
После вечеринки в честь получения очередной престижной награды товарища Джейсон возвращается домой, но по дороге на него нападает незнакомец в маске. Тот увозит мужчину, говорит загадками, а затем забирает его обручальное кольцо и засовывает героя Эдгертона в огромную бетонную «коробку».
Выйдя из неё, Джейсон оказывается в параллельной реальности, где он – выдающийся учёный, обладатель наград и соучредитель крупной компании. Но это не его жизнь, да и Даниэла здесь не его супруга. Поэтому Джейсон пытается сделать всё возможное, чтобы вернуться в свой мир.
Мультивселенная в последние годы стала частым гостем на экранах больших и малых, стоит вспомнить финальные части «Мстителей», анимационные шедевры Sony про Человека-паука или суперхит «Всё везде и сразу». Как правило, это многообразие миров и размноженных героев неизменно ведут к чему-то масштабному и экстраординарному – если не к вопросам спасения человечества, то к пальцам-сосискам.
«Тёмная материя», снятая по роману Блейка Крауча и им же адаптированная для сериального формата, идёт другим путём. Для начала конфликт здесь максимально локальный, по сути, он затрагивает одного человека, а уже по касательной его семью. А в довершение сериал пытается опираться на науку и реальные теории, чтобы оправдать sci в названии жанра, к которому он относится. Условностей по-прежнему много, принципы, по которым работают параллельные миры прописаны левой пяткой, но и откровенных фантазий с говорящими камнями здесь нет.
В этих решениях есть очевидный плюс: зритель полноценно знакомится с главным героем и вместе с ним рассуждает об упущенных возможностях и том, что каким бы ни был твой выбор, тебе всегда будет чего-то не хватать. Вместе с тем сериал можно рассматривать и как непошлую историю любви, ведь персонаж Эдгертона десятки раз мог выбрать простой путь, предпочесть успешную карьеру и возможность путешествия между мирами своей возлюбленной, такой неидеальной, обычной, но родной.
На другой чаше весов – те самые упущенные возможности, мысли о которых регулярно посещают героев. «Тёмная материя» могла бы быть масштабнее, зрелищнее, динамичнее. Вместо разного рода карикатурных постапокалиптических миров (кажется, что там реально использованы одни и те же визуальные ассеты) могли быть миры куда более яркие и разнообразные. Приключения Эдгертона могли бы быть более непредсказуемыми – даже в куда более скромном по размаху и сжатом по хронометражу «Эффекте бабочки» разные реальности были куда неожиданнее. Шутка ли, у Джейсона из разных миров ни разу даже причёска не отличается от «оригинала».
Не особо интересовали создателей и другие герои, кроме вариаций персонажа Джоэла Эдгертона. Коннелли здесь в роли трофейной жены, Алиси Брага, большую часть времени являющаяся напарницей главного героя, скорее выступает слушателем его размышлений, чем полноценным действующим лицом истории. А некоторые персонажи появляются настолько неожиданно и также неожиданно пропадают с радаров, что не совсем ясно, зачем они вообще были введены в сюжет.
Эти размышления идеально ложатся в канву концепции «Тёмной материи» – всё это выбор создателей, не лишённый ошибок. Они решили сделать меланхоличную и личную историю, а не развивать масштаб событий. Получилось трогательно и самобытно, пусть и не слишком увлекательно, как могло бы быть. А кто сказал, что параллельная действительность обязательно должна быть более интересной?
Трейлер: