Фильм «Сталкер» (Strange Darling) стал одним из приятных сюрпризов этого года и подарил зрителям захватывающий триллер-аттракцион с нелинейной структурой и припрятанными тузами в рукаве. В этом материале разберём фильм, его твисты и концовку, а также расскажем, что создатели спрятали после титров и ответим на популярные вопросы о ленте, которую король ужасов Стивен Кинг окрестил «шедевром».
В материале присутствуют спойлеры
А жертва кто?
Главный сюжетный поворот в Strange Darling заключается в том, что жертва первой половины фильма на самом деле является серийным убийцей, то есть предполагаемый маньяк в действительности жертва.
Такой сценарный ход не нов, но сценарист и режиссёр ДжейТи Моллнер приправил его нелинейностью повествования (здесь обычно передают привет молодому Квентину Тарантино). Из-за такого решения для зрителя эта игра в кошки мышки получается даже более захватывающей, чем она могла быть в традиционном формате повествования.
«Сталкер» начинается как классический триллер (или даже хоррор) про маньяка, где брутального вида мужчина с ружьём (Кайл Галлнер) гонится за окровавленной блондинкой (Уилла Фицджеральд), пытающейся скрыться в лесу, где она находит дом. Это лишь начало фильма, но не истории. По сюжету это уже 3 глава.
Далее мы перемещаемся между главами в слегка хаотичном порядке:
- заглядываем в пятую часть, где девушка прячется от преследователя в загородном доме;
- возвращаемся в главу под номером 1, где наши герои флиртуют перед тем, как заняться своеобразными БДСМ-практиками;
- переходим к четвёртой части — героиня ищет убежище в том самом загородном доме, где её встречает милая пожилая пара.
И вот тут нас и ожидает главный сюжетный твист — девушка убивает старика-хозяина дома (его супруга скрывается в лесу). Несмотря на то, что её преследуют, уже тут мы понимаем, что персонаж Уиллы Фицджеральд отнюдь не жертва, а скорее наоборот. После чего нам показывают 2 главу, из которой мы узнаём, что произошло между главными героями: девушка накачала парня наркотиками и пыталась его убить (как уже очевидно делала неоднократно), но ему удалось её подстрелить, после чего и началась погоня, с которой начинался фильм.
Объяснение концовки «Сталкера» и комментарии режиссёра
В конце фильма по-прежнему безымянная девушка прикована наручниками к морозильнику, но ей удаётся сделать то, что не получалось ранее: убить героя Галлнера, в данном случае перекусив ему яремную вену.
Затем она разыгрывает из себя жертву перед прибывшими на место происшествия полицейскими — стратегия, которая уже не раз срабатывала ранее в фильме с другими персонажами и со зрителями (очень остроумное решение сценариста!), — и в итоге оказывается на свободе, после чего убивает их обоих.
Избитая, окровавленная и в синяках, она, спотыкаясь, добирается до дороги и останавливает проезжающий мимо пикап. Женщина за рулём останавливается, помогает ей сесть в машину, а затем видит, что та достает пистолет. В ответ водитель достаёт свой пистолет и стреляет в Электрическую Леди (псевдоним серийной убийцы).
Далее мы наблюдаем за тем, как её жизнь уходит так же, как уходит цвет из картины.
После выхода ленты «Сталкер» ДжейТи Моллнер рассказал изданию Variety о неожиданной концовке, заявив, что она была бы невозможна, если бы не сильный актёрский состав, включая Фицджеральд и Галлнера:
Я говорил с Уиллой и Кайлом о том, что они всегда должны транслировать правду, эмоциональную правду своих персонажей, а не играть так, чтобы вводить зрителей в заблуждение.
Если вы пересмотрите «Сталкер», их перфомансы покажутся вам честными, и не возникает ощущения, что вас обманывают. Думаю, именно поэтому он так нравится многим людям.
За пару сцен до своей смерти Электрическая леди объясняет, что убивала своих жертв, видя в них демонов.
Идея заключалась в том, чтобы создать серийного убийцу, который не обязательно является социопатом. Она чувствует угрызения совести и вынуждена совершать эти поступки, но ей некомфортно от этого.
Если вы убиваете людей, то существует множество различных мотивов, основанных на каких-то психических заболеваниях. Но мы хотели убедиться, что в обоих персонажах есть человечность. Даже если они порой совершают ужасные поступки, мы хотели убедиться, что показываем их перспективу и точку зрения.
Сценарист и режиссёр ДжейТи Моллнер
Что любопытно, перед самым финалом героиня видит демона в собственном отражении. Это обстоятельство породило одну убедительную фанатскую теорию: девушка хотела покончить с собой, а не убить водителя. В пользу этого говорит и тот факт, что за рулём была взрослая женщина, а не привычный мужской типаж для жертв Электрической леди.
Сам Моллнер отказался подтверждать или опровергать эту версию:
Я договорился с самим собой никогда и никому не отвечать на этот вопрос. Я знаю, что я чувствую по этому поводу, и есть так много разных версий того, что люди поняли из этой сцены. Мне нравится сложность этой сцены, и мне нравится, что вы пришли именно к такому выводу, потому что это, безусловно, может быть так.
Основан ли фильм Strange Darling на реальной истории?
Есть причина, по которой так много людей задавали этот вопрос, хоть ответ на него очевиден.
Фильм начинается со вступительного ролика со следующим текстом:.
В период с 2018 по 2020 год самый плодовитый и уникальный американский серийный убийца XXI века совершил расчётливое, охватывающее несколько штатов преступление, которое началось в Денвере, штат Колорадо, продолжилось через Гранд-Лейк, распространилось по Вайомингу и центральному Айдахо, а затем достигло кульминации в густом лесу округа Худ-Ривер, штат Орегон.
На основе полицейских интервью, подробных рассказов очевидцев, показаний и наблюдений различных правоохранительных органов, это драматическая история последних известных убийств в этом буйстве.
Хотя это звучит как реалистичное дело о настоящем преступлении, как в случае с «Техасской резнёй бензопилой», ни одно из утверждений во вступительном ролике не является реальным. Они были придуманы для драматического эффекта, чтобы придать Strange Darling зловещую атмосферу реализма. Никакой реальной истории в основе фильма нет.
Что показали в сцене после титров
В конце фильма «Сталкер» есть сцена после титров. Если можно так выразиться.
В самом конце титров мы слышим голос актёра Джованни Рибизи, который не снимается в картине, но (внезапно) является её оператором. В качестве диджея на радио он говорит следующее:
Из высокогорной пустыни на величественном американском Западе я желаю всем вам доброго вечера, или доброго утра, или доброго дня, где бы вы ни находились на этой нашей великой земле.
Затем он представляется как Арт Паллоне, после чего титры заканчиваются. Предположительно это имя сложено из двух отсылок: Арт — намёк на то, что обладатель голоса ответственен за картинку фильма, а Паллоне — фамилия матери ДжейТи Моллнера.