Сериал «Разделение» от Бена Стиллера — из офисной сатиры в психологический триллер

Разделение

Люди борются с рабочим выгоранием разными способами: кто-то учится медитации, кто-то — уходит в спорт, а кто-то попросту увольняется. Но Apple TV показало, что есть еще один способ — не помнить о работе за пределами офиса. О преимуществах и недостатках такой амнезии рассказали в сериале «Разделение».

Обычный офисный сотрудник по имени Марк работает в отделе обработки макроданных огромной корпорации «Люмон». Он прошел хирургическую процедуру «разделение», и теперь дома он (экстра-личность) ничего не помнит о трудовых буднях, а на работе (интро-личность) — что происходит за пределами офиса. В обоих мирах Марка сохранялось относительное спокойствие, и даже скука, пока к нему в отдел не попала новая сотрудница Хэйли, не желающая мириться со строгими правилами «Люмона» и добровольной амнезией.

Сценаристом нового проекта от Apple TV стал дебютант Дэн Эриксон, поддержку которому обеспечили режиссеры в лице Бена Стиллера и Ифы МакАрдл. Вместе им удалось создать некий гибрид триллера, сай-фая, драмы и едкой сатиры о технологиях и корпоративной культуре. И в итоге получился качественный слоубернер, где напряжение растет постепенно и в финале достигает своего апогея, что аж подпрыгиваешь на стуле от нетерпения.

«Разделение» — тематически многослойный и разноплановый продукт. Прежде всего, это высмеивание скучной корпоративной культуры с обезличенными рабочими пространствами, глупой системой мотивации и оболваниванием работников. Создатели размышляют о том, что капитализм превратил жизнь одного человека в незначительную вещь, винтик в эксперименте по достижению какого-то высшего блага. А процедура «разделение», представленная как научный прорыв, напоминает по факту способ по созданию идеальных офисных сотрудников — не об этом ли в тайне мечтает каждый работодатель?

Более того, корпоративная культура тут подается как религиозный культ со всеми прилагающимися атрибутами. В центре офиса — статуя основателя (божество), внутри есть музей семьи основателя (храм), и везде натыканы книги с его правилами и изречениями (святые книги). А в свободные минуты сотрудники поют гимны создателю «Люмона».

Разделение

Второй тематический пласт — личные драмы героев. Тут и размышления о том, на что люди идут, чтобы справиться с болью утраты. Какие тайны хранит их прошлое, от которого они убегают в стерильный офисный мир. Сами персонажи — это бесконечная личностная трагедия, ведь экстра и интро — по сути два разных человека внутри одного тела. И если у одних есть какая-то свобода, то другие — заложники чужих желаний. Насколько этична добровольная амнезия под названием «разделение»?

Большое значение в сериале имеет игра на контрастах. Во-первых, это футуристичный мир, где практикуют «разделение», но при этом сотрудники работают на компьютерах, напоминающих старые, и используют аналоговую технику. Во-вторых, светлый, яркий (очень много белого) и стерильный мир «Люмона» сменяется вечерним холодным и неприветливым внешним миром, наполненным хаосом. И третий контраст — истории персонажей. Внутри офиса их жизнь — полный абсурд (порой доведенный до смеха), а за пределами корпорации — трагедия и печаль.

Разделение

Но в любой истории важно, кто ее рассказывает. И в сериале «Разделение» актерские работы — это отдельное наслаждение. Адам Скотт, Джон Туртурро, Зак Черри и Бритт Лоуэр — им удалось создать ощущение тонкой грани между двумя разными личностями, внутренне конфликтующими друг с другом. Психологизм и внутреннее напряжение выражаются через игру глазами, мимику, жесты и даже осанку. Поэтому актеры делают акцент на работе с телом, которое транслирует боль, радость и переживания, а орудием в борьбе с недоверием и притворством тут становится только честный, искренний взгляд. И Адам Скотт еще раз доказывает, что комики — это лучшие драматические актеры. А еще там Кристофер Уокен и Патриша Аркетт.

Отдельным достоинством сериала «Разделение» является визуал, без которого сюжетные перипетии не были бы такими впечатляющими. Перед нами в прямом смысле слова идеальный офисный мир: безупречно чистые бесконечные лабиринты коридоров, идеальная композиция комнат и симметрия во всем — от расстановки мебели до расположения самих сотрудников в кабинете. Между прочим, офис «Люмена» — это реально существующий комплекс «Белл Лабс» в Нью-Джерси, образец модернистской архитектуры, состоящий из стекла, бетона и строгих линий. Геометричность и минимализм кадра создает обезличивание места и притягивает взгляд своими изгибами и углами. Пространство в сериале — словно отдельный персонаж, который имеет не меньше значения для развития сюжета, чем сами герои.

Разделение

Благодаря эффекту слоубернера, «Разделение» позволяет почувствовать себя частью этого странного геометричного мира, оценить по достоинству все композиционно выверенные сцены, проникнуться атмосферой «Люмона», а главное ощутить глубину и драматизм персонажей. Это сериал-размышление о правах и свободах человека: какая из двух личностей в итоге имеет право на существование, и этично ли вообще ставить такой вопрос.

«Разделение» от Apple TV — это серьезная заявка на очень красивый и умный проект. Именно тема взаимопроникновения (и столкновения) двух миров: внутреннего офисного, стремящегося наружу, и внешнего, желающего узнать правду о «Люмоне», — стала одной из основ интриги в первом сезоне. Многие чеховские ружья Бена Стиллера и компании здесь уже выстрелили, создав новые вопросительные дыры, которые очень хочется заполнить в будущем сезоне. Главное, чтобы в итоге это не были выстрелы вхолостую.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Супергерои Previous post «Супергерои»: избитый шаблон или оригинальная драма о любви длиною в 10 лет?
Сядь за руль моей машины и ещё 3 удачные экранизации Харуки Мураками Next post «Сядь за руль моей машины» и ещё 3 удачные экранизации Харуки Мураками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *