Что ты чувствуешь в глубине души? Спрашивает Хон Сан-су в новом фильме «Нужды путешественника»

Нужды путешественника

В российский прокат выходят «Нужды путешественника» — новый фильм южнокорейского режиссера Хон Сан-су, известного своим интересным, во многом меланхоличным взглядом на мир. Какой получилась его кинолента и третья совместная работа с Изабель Юппер, читайте в нашей рецензии.

Перед нами героиня по имени Ирис (Изабель Юппер). Мы не знаем о ее прошлом, планах на будущее, карьере, хобби. Мы знаем только, что она — начинающий репетитор, и это — ее первые уроки французского в Сеуле. Они получаются нетрадиционными: ученики пьют рисовое вино макколи, играют на музыкальных инструментах, гуляют по парку, а главное — никаких учебников. Через ее преподавание французского мы больше узнаем не только о жителях Южной Кореи, но и о самой Ирис.

Когда начинаешь смотреть «Нужды путешественника», то первая мысль была — что режиссер старается показать разницу европейского и азиатского менталитетов, а именно Франции и Южной Кореи. Но позже понимаешь, что этот слой — лишь скорлупа, скрывающая настоящую суть нового фильма Хон Сан-су, за который он получил гран-при жюри на Берлинском кинофестивале-2024.

Что ты чувствуешь в глубине души? Спрашивает Хон Сан-су в новом фильме «Нужды путешественника»

На самом деле «Нужды путешественника» задают универсальные вопросы, знакомые и понятные каждому вне зависимости от нации, расы, менталитета и других отличий. Озвучивает их героиня Изабель Юппер, которая без опыта и специальных знаний в педагогике внезапно начинает обучать корейцев французскому. И они соглашаются на уроки, несмотря на сомнения в ее компетентности как педагога, поскольку их трогает то, о чем она с ними разговаривает.

Ее методика довольно проста — она задает своим ученикам вопросы о том, что они чувствуют в разных ситуациях. Чаще всего это моменты бесед за рисовым вином макколи, или когда они играют ей на музыкальных инструментах. Вопросы героини Юппер попадают в самое сердце ее подопечных, а беседы в итоге превращаются в разговоры о невысказанных эмоциях и запутанных мыслях.

Но на самом деле «Нужды путешественника» — это искренний разговор героини не с другими, а прежде всего с собой, и в этой беседе комедия соседствует с глубокой драмой. Мы не знаем о ее прошлом или о том, чего она хочет в будущем. Все, что у нас есть — настоящий момент, и фильм становится зарисовкой на тему «один день из жизни». Еще лента в каком-то смысле становится иллюстрацией фразы «куда бы ты ни поехал, ты берешь с собой себя». Героиня как будто не столько обучает французскому, сколько ищет ответы на волнующие ее вопросы. При этом параллельно она пытается забыться в бытовых вещах, не думать о болезненном. И постоянно убегает: с места на место, от человека к человеку, из комнаты на природу и т.д.

Что ты чувствуешь в глубине души? Спрашивает Хон Сан-су в новом фильме «Нужды путешественника»

Сам режиссер не дает нам, зрителям, ни намека на то, что беспокоит героиню, какова причина ее боли. Нам остается только гадать и самим придумывать смыслы этому фильму. Но кажется, в этом весь Хон Сан-су. Во время премьеры «Нужд путешественника» на Берлинском фестивале в начале 2024 года он сказал: «Я снял фильм, вы его посмотрели. И вы мне скажите, о чем фильм». Этим по сути постановщик недословно повторил идеи Ролана Барта об искусстве. Французский философ считал, что автор теряет контроль над произведением, показывая его людям. В таком случае автор умирает, а контроль переходит в руки зрителя/читателя.

Каждый зритель в «Нуждах путешественника» может увидеть что-то свое. По мнению автора рецензии, это фильм о постоянном побеге человека от себя и от других людей. Причем необязательно, что у этого побега есть конкретная цель. А путь его идет как сквозь смех, так и сквозь слезы. Побег может быть как поиск себя и попытка стать лучше. Либо побег может быть от того, что оставило глубокую и незаживающую рану. И тогда нам неважно куда мы бежим, с кем и как долго. Главное — не останавливаться.

«Нужды путешественнника» выйдут в широкий прокат в России с 23 мая благодаря кинопрокатной компании A-One.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Созданный для одной цели: рецензия на «Пацан против всех» Previous post Созданный для одной цели: рецензия на «Пацан против всех»
Уравнение с тремя переменными: каким получился фильм «Претенденты» Next post Уравнение с тремя переменными: каким получился фильм «Претенденты»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *