Где-то далеко от Земли на другой планете приходит в сознание астронавт Рия (Эйса Гонсалес). Девушка оказывается единственной выжившей на космической станции, но она не помнит, по какой причине погибли остальные члены экипажа. Все они когда-то прибыли на таинственную планету под названием ASH (что в переводе означает «пепел») с одной целью — ради терраформирования, то есть для создания на этой планете условий, пригодных для жизни людей. Вскоре после того, как Рия приходит в сознание, на станцию пребывает ее коллега (Аарон Пол), который пытается убедить ее покинуть планету. Однако Рия сопротивляется его уговорам, она хочет разобраться, что же на самом деле произошло, и почему все погибли.

Научно-фантастический хоррор «Пепел» — это запутанная история об одной исследовательнице дальнего космоса, очнувшейся однажды без памяти и окруженной погибшими членами команды. Звучит весьма интригующе, вот только в фильме не так много идейно классного, зато много стиля.
Режиссером фильма стал Стивен Эллисон, который (на данный момент) добился большей славы в роли музыканта с творческим псевдонимом Flying Lotus. Он же написал и саундтрек к своему сай-фаю. Более того, если вы присмотритесь к второстепенным персонажам, то увидите самого постановщика в кадре — он сыграл астронавта-исследователя Дэвиса. Еще один факт, который становится очевиден по поводу режиссера — он поклонник жанра. С первых кадров можно уловить отсылки на культового «Чужого» Ридли Скотта, а также «Миссию на Марс» и «Пандорум». Ближе к середине можно начинать тыкать в экран из-за узнавания атмосферы «Нечто» Джона Карпентера, но она дана дозировано, скорее, для усиления интриги.

Отсылки на идеи из культовой классики сай-фая могли бы сыграть на руку фильму, однако в итоге «Пепел» напоминает коллаж, где позаимствованные из разных лент кусочки плохо склеили. Более того, множественное заимствование из популярного кино позволяет без проблем предсказать развязку истории. Сценарий развивается волнообразно, порой как будто даже с самоповторами, но ближе к концу понимаешь, что все происходит в целом логично. Однако это не спасает фильм от того, что он часто проседает по темпу, а раскиданные по нему редкие скримеры могут в первый раз немного испугать, но потом процедура скорее превращается в повторение не очень удачной шутки (хотя нельзя сказать, что шутка прям ужасна).
Не самый изысканный и не самый ритмичный сюжет компенсируется за счет музыкально-визуальной эстетики, сочетающей яркие — кислотные, неоновые и психопатические — цвета, непрекращающиеся давящие звуки сигнализации и пульсирующее индустриальное техно. Рваный монтаж и внезапные вспышки сцен на экране помогают создавать относительный саспенс. Вся эта атмосфера дополняется футуристичным дизайном окружающих вещей: начиная от внутренностей станции и заканчивая гениальным медицинским роботом, разговаривающим на японском.

При этом космическую станцию в фильме можно сравнить с домом с привидениями, где за многофункциональными и технологичными предметами могут скрываться различные галлюцинации или разлагающиеся тела коллег героини Эйсы Гонсалес. Или характерная для подобного научно-фантастического фильма идея — критика колониализма, причем режиссер пытается добавить новизны, изменив отношения субъектов и объектов. Что если угнетаемые смогут дать достойный отпор и заставить колонизаторов попробовать на вкус свои убеждения? Однако в итоге никаких откровений не происходит. А появление финального монстра (который расстраивает то ли плохой графикой, то ли невразумительной битвой с героиней) только усугубляет постепенно формирующееся разочарование: ведь у фильма явно был потенциал. Благо, хронометраж «Пепла» всего полтора часа, страдать приходится недолго.
В итоге космохоррор «Пепел» выглядит как микс идей, позаимствованных из культовых фильмов (и вероятно, популярных видеоигр, как пишут авторы, занкомые с миром игр). Учитывая особенности жанра, представить по настоящему уникальную историю, без оглядок на классику, сейчас задача из очень не легких. В таком случае может помочь необычная подача, и Flying Lotus очень старался использовать нестандартный подход: «Пепел» сделан визуально интересно (забудем про монстра). Весь фильм мы ловим психотропные галлюцинации, как будто мы сами попали в голову героини Эйсы Гонсалес. Однако «обертке» не удается спасти провисающий по ритму фильм, как и Эйсе Гонсалес — в одиночку колонизировать целую планету.

Научно-фантастический хоррор «Пепел» выйдет в российский прокат 19 июня.