Перед нами будущее, в котором люди вынуждены жить в огромном убежище на сотни этажей. В этом укрытии, изолированном от всего внешнего — изуродованного и испорченного настолько, что там больше нет места ничему живому — подземные поселенцы оборудовали новый мир со своими правилами и нормами. Там царил мир и порядок, пока однажды несколько человек не начали сомневаться в неприложной истине — что выжить вне бункера невозможно. И в непробиваемой оболочке укрытия начинают появляться «трещины».
Стриминг Apple TV+ уверенно продолжает выпускать новые научно-фантастические проекты, явно не скупясь финансово. Платформа вкладывается не только в качественную компьютерную графику, без которой любой сай-фай будет выглядеть печально, но и в каст. И если в таких научно-фантастических флагманах как «Видеть» (Джейсон Момоа), «Ради всего человечества» (Юэль Киннаман) и «Основание» (Ли Пейс) они делали ставку прежде всего на известного актера, то в «Укрытии» стриминг, наконец, выбрал актрису — Ребекку Фергюсон. За что им отдельный поклон, ведь она просто блистает в этом сериале.
Фергюсон полностью поменяла свою пластику движений, поработала с мимикой, голосом. Чаще всего ей достаются роли сильных волевых женщин, и персонаж Джульетты в «Укрытии» — не исключение, но при этом тут она другая: не из элиты как в «Великом шоумене», не обладает уникальным даром как в «Дюне» или «Докторе Сне», и тем более не тренированная шпионка как в «Миссии невыполнима». В «Укрытии» ей добавляют иных красок: она простая, грубоватая, замкнутая, не стремящаяся покорять высоты, довольная жизнью на нижних этажах бункера. Ей достаточно того, что есть, но судьба складывается так, что ей приходится вылезать из своего панциря и принимать рискованные решения. При этом Фергюсон умело работает в парах с другими, не перетягивая все внимание на себя, а являясь частью этого постапокалиптического мира.
Раз начали с хорошего, то им и продолжим. «Укрытие» — шоу по мотивам одноименных книг Хью Хауи. В отличие от «Основания», которое далеко ушло от историй, рассказанных в романах Айзека Азимова, новый сериал Apple TV+ старается придерживаться сюжетных линий литературного источника.
Начиная смотреть «Укрытие», так и направшивается одна ассоциация: ты невольно соотносишь его главное постапокалиптическое убежище с Вавилонской башней. Но если великое строение из библейского предания было предназначено для объединения людей, то в сериале центральная лестница бункера скорее выполняет роль главного разделителя. Общество тут поделено по этажам в соответствии с основным занятием: например, механики — низжие этажи, а главная судебная инстанция и руководство — на высших. Конечно, в зависимости от уровня меняются и условия жизни. Перемещаться между этажами не запрещено, но чтобы сверху спуститься вниз, нужно потратить сутки, а то и больше, лифта там нет, и люди обычно не покидают свою зону комфорта. Будущее будущим, а социальное неравенство по расписанию.
Этот подтекст наталкивает на родственную идею — апокалипсис не делает нас хуже или лучше. Может только иногда обостряет то, что уже было внутри. Люди остаются людьми независимо от обстоятельств: они также врут, любят, убивают, делают добро и совершают нерациональные поступки. Из других не теряющих актуальности идей в «Укрытии» — значимость источников энергии и важность прошлого, чтобы двигаться в будущее. Повествование сериала раскручивается вокруг нескольких сюжетных элементов, одни из которых реликвии — вещи из прежнего мира, когда не было апокалипсиса. Эти предметы строго регистрируются в общей базе и запрещены для личного пользования. Получается такая более практичная и прямолинейная метафора на фразу «в знании сила».
Но избежать ложки дегтя создателям «Укрытия» не удалось. Во-первых, вам придется потерпеть первые две-три серии, пока сериал встает на рельсы и набирает скорость. Авторы очень внимательно и скрупулезно подошли к выстраиванию общей экспозиции, чтобы познакомить зрителя с миром и героями «Укрытия». Поэтому в начале шоу может показаться затянутым и медлительным. Зато чем ближе к финалу, тем больше динамики в истории.
Во-вторых, интересный и запутанный сюжет — одновременно радость и проклятье для сериала. Тайны и загадки привлекают и будят любопытство зрителя, но к концу первого сезона далеко не все они оказываются раскрытыми. В этом плане он напоминает другой сай-фай сериал «Разделение», который ругали за множество вброшенных, но не решенных секретов (а за финальный клиффхэнгер его даже поклонники не похвалили). Тут спасает только новость, что «Укрытие» продлили на второй сезон, а значит есть все же шанс узнать правду.
В итоге новый проект Apple TV+ с Ребеккой Фергюсон получился красивой в меру мрачной сай-фай драмой, наполненной сюжетными твистами и разными идеологическими подтекстами. С отличной графикой, экшен-элементами и фактурными актерами. Если вам нравятся научно-фантастические проекты, где люди пытаются выживать в закрытом пространстве, а главный монстр и враг — другой человек, а не таинственное существо, то «Укрытию» есть что вам предложить. Но будьте готовы поломать голову.