Повоем на Луну: любовь и скандалы в мире дикой природы в фильме «Волк»

Волк

Что если бы Маугли воспитали волки, и в джунглях он встретил девочку, которую вырастили бы гепарды? Тогда получилась бы трогательная история любви, которую потом рассказывали бы детям на ночь. Фильм «Волк» позволяет взрослым пофантазировать о такой любви и вместе с тем подумать о более приземленных, но важных вещах.

Джейкоб (Джордж МакКей) отличается от остальных молодых людей: вместо ночных забегов к девушкам он воет на Луну и ползает босиком по лесу. Он считает себя волком, и поэтому при поддержке родителей отправляется в клинику. Там он встречает попугая, белку, немецкую овчарку, лошадь, панду и дикую кошку (Лили-Роуз Депп). И узнает, как на самом деле происходит лечение в мире дикой природы, где каждый сам себе зверь.

В научном мире ученые продолжают сталкиваться с особенностями человеческой психики. Порой подобные открытия звучат как истории из области фантастики, например, в случае с видовой дисфорией. Это состояние, в котором человек считает себя животным. И художественный фильм «Волк» Натали Бьянчери, впервые показанный на фестивале в Торонто в 2021 году, как раз об этом явлении.

Волк

«Волк» представляет собой смесь жанров. Тут есть социальная драма, где изучается, что значит быть нормальным, и где та черта, перейдя которую, человек превращается в изгоя. Главный герой исследует границы дозволенного в закрытом обществе клиники, попутно пытаясь научиться принимать себя таким, какой он есть, а не каким его хотят видеть родители или врачи.

И если мир лечебницы рассматривать как метафору нашего общества, то становится ясно, что все мы так или иначе больны, а понятие нормальности — очень абстрактное. Взрослые навязывают детям идею того, кем они должны стать, чего достичь, а они, уже повзрослевшие, повторяют эта мантру новому поколению. Поэтому здесь дети-пациенты со звериными личностями выглядят бунтарями, нежелающими жить по правилам окружающего мира.

Отношения между персонажами МакКея и Депп — уже мелодрама, которая развивается по всем традиционным канонам жанра. Мальчик встретил девочку, сначала она его не признала, но помогая ему, стала испытывать симпатию. Потом произошел первый конфликт, трудности во взаимопонимании, новая попытка и почти удавшийся побег от реальности. На примере психологически нестабильных детей фильм рассуждает на избитую, но всегда актуальную тему — на что вы готовы ради любви? Пойдете ли вы до конца, чтобы быть вместе, или вам не суждено вдвоем уйти в закат?

Волк

И, конечно же, «Волк» — психологический триллер. Этот жанр ощущается в каждой сцене: когда лечат и в тоже время калечат, когда хвалят и унижают, когда улыбаются и ругают. Давление, оказываемое на пациентов клиники, просачивается сквозь экран, ведь все в жизни сталкивались с издевательствами, непониманием насилием, просто в разной дозировке.

Нам показывают, как кажущееся на первый взгляд прогрессивным лечение постепенно превращается в камеру пыток, где пациентов заставляют лазить по деревьям или прыгать из окна. Наблюдая за ужесточением терапии, внутри неосознанно растет напряжение, потому что непонятно, что ждет этих детей. И ждет ли их вообще что-то или кто-то? Постепенно в пациентах, считающих себя животными, видишь больше человечности, чем в самих людях.

Психологическое давление усиливается и через визуал: закрытость клиники и геометричность в ее дизайне вызывают клаустрофобию. А минимализм и стерильность словно стирают индивидуальное, заявляя, что главное тут — безликость. Вы пришли сюда разными, но мы сделаем из вас одинаковых — нормальных по общепринятым меркам.

Подтексты и идеи в фильме транслируются через актеров и язык телесности. Натали Бьянчери сделала акцент на крупные планы. Через работу с мимикой, взглядом и голосом ощущается вся боль и смятение пациентов. Но особого признания актерская работа заслуживает за превосходную пластику, благодаря которой перевоплощение в животное выглядит естественным, а не кринжовым.

Лили-Роу Депп и особенно Джордж МакКей буквально стали единым целым со своим зверем, заставив поверить во внутреннюю борьбу звериного и человеческого начал. Отдельный восторг вызывают сцены, где МакКей крадется по клинике в ночи — это визуально-эстетическое удовольствие. Оператор снял волчью походку актера так, словно перед нами животное, а не человек.

Волк

Специалисты говорят, что в каждом из нас сидит дикий зверь, но общественные нормы заставляют его прятать, контролировать и воспитывать. Но что будет, если его высвободить и позволить решать? Есть ли эмпатия в животном начале, или это заслуга и привилегия социума? И сохраним ли мы свою человеческую часть, или это две взаимоисключающие стороны? Об этом и многом другом в этом фильме тонко, красиво и неоднозначно рассуждает Натали Бьянчери.

«Волк» в российском прокате со 2 июня благодаря кинокомпании Arthouse.

Понравился материал? Поделись с друзьями: