«Партенопа»: что фильм Паоло Соррентино говорит об идентичности и судьбе?

«Партенопа»: что фильм Паоло Соррентино говорит об идентичности и судьбе?

«Партенопа» виртуозно соединяет мифологию, философию и самопознание в завораживающем повествовании. Предлагаем разобраться в её ключевых темах и символике.

«Партенопа» (Parthenope) — новая киноработа итальянского режиссёра Паоло Соррентино, в которой переплетаются мифологические мотивы, атмосферные, почти сновидческие визуальные образы и глубоко личная история. С момента выхода ленты и зрители, и критики активно обсуждают её всепоглощающее стремление к красоте, мистическое присутствие Неаполя (как реального города и метафоры) и трудноуловимое путешествие главной героини к самой себе.

Ниже мы разберём самые важные темы и символы фильма: от Партенопы как современной версии сирены до цикличности её жизни, где юность и потери кажутся неизбежными.


Внимание, спойлеры: в следующих разделах обсуждаются ключевые события фильма.


Сюжет в общих чертах: путь от моря к себе

Партенопа (прекрасная дебютантка Челесте Далла Порта) впервые появляется как фигура, «рождённая морем», что зримо воплощается в эффектной сцене её «водного рождения» в Неаполитанском заливе в 1950 году. Уже в самом начале возникает отсылка к греческим мифическим корням её имени. Затем действие переносится в 1968 год: Партенопа выходит из моря — символическое «рождение» её сознания — и начинает свой путь по улицам Неаполя.

Партенопа отзывы
Кадр из фильма «Партенопа»

Зритель видит, как героиня претерпевает трансформации: от беспечной юности до серьёзного увлечения антропологией. На этом пути — странные романы (с мафиози и епископом), трагический любовный треугольник между ней, её братом Раймондо и давним другом Сандрино, а также попытки стать актрисой.

Каждый новый шаг одновременно питает и подтачивает её самоощущение, и в конце концов она возвращается к науке под руководством единственного человека, который ценит её ум едва ли не больше, чем внешность. Всё это время она осознаёт, что её красота притягивает людей и открывает двери, но в то же время превращает её саму в некий «объект» чужого восхищения.

Партенопа как миф и метафора

Имя «Партенопа» напрямую отсылает к греческой сирене Парфенопе, чьё тело прибило к берегу Неаполя, устанавливая связь женщины и города. В версии Соррентино Партенопа — это «современная сирена», очаровывающая всех, кто попадает в её поле зрения, но так и не раскрывающая себя до конца. Эту мысль подкрепляет постоянное присутствие моря, выступающего одновременно буквальной и символической «точкой опоры».

Партенопа смысл
Кадр из фильма «Партенопа»

Однако Партенопа здесь не сверхъестественное существо, а молодая женщина, которая осознаёт, насколько сильным оружием может быть её сочетание красоты и ума в мире, где доминируют мужчины. Этот «двойной дар» становится палкой о двух концах — подобно тому, как мифические сирены одновременно завораживали мореплавателей и толкали их на гибель. Партенопа притягательна, но в то же время далека и непостижима, словно остаётся в центре внимания, будучи не до конца увиденной.

Неаполь: притяжение и ловушка родного дома

Паоло Соррентино, по устоявшейся традиции собственного творчества, показывает Неаполь не просто как декорацию, а как самостоятельного персонажа, во многом отражающего сложность Партенопы. Улицы города то наполнены музыкой и праздничным весельем, то погружаются во мрак коррупции или становятся жертвой вспышки холеры.

В ряде сцен — например, когда в новогоднюю ночь салют озаряет залив — Неаполь кажется почти утопическим краем красок и жизни. В других — вызывает клаустрофобию, из которой Партенопе не удаётся вырваться.

Партенопа смотреть
Кадр из фильма «Партенопа»

Город играет роль магнитного поля, притягивающего героиню обратно, и одновременно олицетворяет собой и свет, и тьму, радость и разрушение. Эта двойственность подчёркивает одну из центральных идей фильма: окружающая среда формирует личность. Красота Неаполя одновременно становится для героини и благословением, и бременем — как и её внешность. Она может уехать, но город не отпускает её даже на расстоянии.

Юность, красота и взгляд окружающих

Тема молодости и красоты — одно из давних пристрастий Соррентино, и для Партенопы это центральный внутренний конфликт. С первых же кадров её воспринимают как объект желания, вдохновения, поклонения. Это постоянное внимание влияет на все её решения. Даже когда она пытается скрыться за учебниками в университете, её «магнетическая аура» будто перекрывает доступ к её интеллекту.

Партенопа Соррентино
Кадр из фильма «Партенопа»

В изысканном визуальном стиле Соррентино Партенопа всегда окружена мягким, чарующим светом, что ещё больше придаёт ей ореол некой недосягаемой сущности. При этом зритель видит, что героиня не лишена ума и задаёт весьма проницательные вопросы на лекциях по антропологии. Но люди вокруг часто игнорируют её мысли, вглядываясь лишь в её лицо и фигуру. Возникает вопрос: возможно ли в нашем мире отделить молодость и красоту от эксплуатации, когда общество столь жадно до внешнего блеска?

Идентичность, судьба и жажда смысла

Стремление Партенопы разобраться в собственной природе отражается в её выборе учиться на антрополога: пытаясь понять людей и их мотивы, она пытается понять саму себя. Но на каждом шагу её сталкивают с тем, что другие видят в ней лишь «объект желаний» — будь то ухажёры, властный брат или разочарованный в жизни писатель.

Партенопа 2024
Кадр из фильма «Партенопа»

Всё усугубляется семейной трагедией — самоубийством брата Раймондо, безнадёжно к ней привязанного. Это событие ломает привычный ход вещей и пробуждает в девушке чувство вины, которое, с одной стороны, подталкивает её к новым целям, а с другой — не даёт спокойно жить. Она на время уходит в актёрство, пытается оборвать связь с прошлым и сбежать из Неаполя. Но судьба, кажется, тесно переплетена с её историей, будто сам город вписал её в свой миф. Согласна ли сама Партенопа с тем, что от судьбы не уйти, или всё-таки верит в свободу выбора? Фильм лишь намекает, что это бремя ей придётся нести куда бы она ни пошла.

Символизм, сюрреализм и авторский почерк Соррентино

Фирменные «сновидческие» эпизоды Соррентино пронизывают весь фильм, добавляя к реальности мягкий налёт фантазии. Иногда эти сцены выглядят просто эффектно: например, экстравагантный полёт на вертолёте с богачом или вычурная церемония «примирения» двух мафиозных кланов. Порой же они несут мрачный оттенок, подчёркивая остроту холерной эпидемии или раскрывая порочную сторону церковных чиновников.

Партенопа фильм
Кадр из фильма «Партенопа»

Почти в каждом эпизоде таится более глубокий смысл. Когда пышный городской праздник внезапно пересекается с похоронной процессией, это в буквальном смысле показывает столкновение жизненной энергии с неизбежностью смерти. Встречи Партенопы со знаменитыми людьми (среди которых — слегка нетрезвый Джон Чивер в исполнении как всегда яркого Гари Олдмана) иллюстрируют борьбу между творчеством и желанием, красотой и страданием. Подобные детали могут казаться независимыми от основного сюжета, но вместе создают целостную картину: красота, трагедия, страсть и поиск себя сплетаются в этом мифическом городе, который словно парит между реальностью и сном.

Финал: примирение с неизбежным

В последних сценах мы видим Партенопу спустя десятилетия (её играет Стефания Сандрелли). Она уже не та беззаботная юная девушка, а Неаполь по-прежнему бурлит своими страстями. Возвратившись, видимо, в поисках ответов — или, как настоящая сирена, просто по зову родного берега — она становится свидетелем ликующих толп, празднующих победу любимого футбольного клуба. В этом огненном фейерверке фанатской радости ощущается неукротимый дух Неаполя.

Партенопа фильм 2024
Кадр из фильма «Партенопа»

Реакция постаревшей Партенопы — лёгкий, чуть усталый вздох — говорит не о поражении, а скорее о принятии. Кажется, она наконец понимает, что её собственная история и история города неразрывны. Она всю жизнь пыталась вырваться из магнитного поля Неаполя, но так и осталась с ним связана. Как мифическая сирена, она всегда будет частью этого места, а само место — частью её. Легенда о Партенопе продолжает жить в памяти горожан, неразрывно связывая надежду и обречённость.

«Он сделан из воды и соли, как море»: сын профессора Маротты

Среди наиболее обсуждаемых сцен последнего фильма Паоло Соррентино, — та, которая представляет сына профессора Маротты, которого играет Алессандро Паничча

С самого начала мы знаем, что у Маротты есть сын с особыми потребностями, и что он не решается познакомить его с Партенопой. Причина? В большей степени, чем отсутствие готовности со стороны профессора, именно отсутствие зрелости самой Партенопы, необходимой для встречи с ним.

Ближе к концу фильма мы видим сына профессора: он страдает макроцефалией, инвалидностью, которая заставляет его казаться, даже в поведении, ребенком в теле гиганта.

Партенопа кино

«Он сделан из воды и соли», — рассказывает профессор Маротта, в то время как Партенопа отвечает: «Как море». Понаблюдав за ним, Партенопа комментирует: «Это прекрасно». И профессор кивает.

Сцена оказывает сильное эмоциональное и символическое влияние. Однако Паоло Соррентино не даёт окончательных объяснений, предпочитая, чтобы общественность свободно размышляла на эту тему. В интервью La Verità режиссёр отметил:

Этот человек кажется мне красивым и удивительным, и может быть вызывающим воспоминания для зрителя. В тот момент, когда я это объясняю, оно теряет свой смысл.

Профессор держит своего ребёнка в тайне, а это, скорее всего, говорит о детях с ограниченными возможностями, которые в прошлых поколениях часто молчали или скрывались.

Итог

«Партенопа» — это пышная, но в то же время глубоко личная история о красоте, самоидентичности и судьбе. Героиня воплощает в себе силу и уязвимость одновременно, подобно городу, который подарил ей имя и миф. Соррентино уводит зрителя от классического линейного сюжета к невероятным визуальным метафорам и цепочке трагических событий, создавая уникальную атмосферу на стыке реальности и сновидения.

В конечном счёте, трактовка Партенопы зависит от восприятия зрителя: видите ли вы в ней сирену, пленённую собственной красотой, или бунтарку, стремящуюся вырваться из пут судьбы? Фильм оставляет нас с вопросами, которые выходят за рамки экрана: насколько сильно на нас влияет место, где мы родились? Можно ли разорвать эту связь? Не обречены ли мы вновь и вновь переживать одни и те же круги судьбы, или всё-таки способны подняться над ней? Для Партенопы ответы так и остаются в бескрайнем море — взывая к каждому из нас услышать собственную «сирену» внутри.

Трейлер:


Перевод и адаптация материалов сайтов What’s After the Movie? и Fanpage

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Глаголом жги сердца людей: рецензия на фильм «Пророк. История Александра Пушкина»  Previous post Глаголом жги сердца людей: рецензия на фильм «Пророк. История Александра Пушкина» 
Гимн иранской революции: рецензия на фильм «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа Next post Гимн иранской революции: рецензия на фильм «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *