Зрителям нравятся готические детективы, поэтому «Всевидящее око» откровенно пытается быть чем-то вроде «Престижа» или «Ворона». Однако его попытки разбиваются о классические жанровые ограничения. Как так получилось?
Сюжет
Военную академию потрясает ужасное убийство, которое очень похоже на ритуальное жертвоприношение. Расследование доверяют талантливому, но склонному к пьянствам Огастусу Лэндору (Кристиан Бэйл), который понимает, что ему потребуется помощь внутри стен академии.
Идеальным кандидатом для слежки становится некий кадет Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг), который только и рад помочь Лэндору. Вдвоем им предстоит выяснить, причастно ли к таинственным событиям оккультное общество академии, или же за ними стоит более опасная угроза, которая не остановится на одном убийстве.
Всевидящее око режиссёра
Безусловно, у проекта был огромный потенциал.
Во-первых, сеттинг закрытого образовательного заведения для британской молодёжи в 1800-х годах создаёт достаточно забавную смесь мрачного Гарри Поттера и «Сонной лощины». Наличие нескольких актёров (таких как Меллинг и Тимоти Сполл) из волшебной франшизы явно работают на поддержание этого ощущения.
(И ведь мысль можно было бы докрутить в интересную сторону — жаль, что режиссёр решил пойти в чуть более каноничный нуарный детектив.)
Также безусловным плюсом картины становятся отличные актёрские работы. В мастерстве Кристиана Бэйла сомневаться не приходится, а вот Гарри Меллинг прочно утверждается в качестве лидера в номинации «самая интересная карьера актёра, который начинал свою работу в кино в детстве с фильмов о ГП». Его Эдгар Аллан По по какой-то странной причине очень попал в тон фильма и в оригинальный образ.
Наверно, то, как хорошо Меллинг справился со своей задачей, в какой-то мере работает против картины — получившийся По явно заслуживает лучшего сценария. К тому же его персонаж практически ничего не делает и служит больше как ещё один свидетель происходящих событий. А ведь привязка имени короля готической прозы просто требует отсылок на его произведения или интересного становления его личности. Мы получили это в очень маленьких пропорциях. Печаль.
Дисбаланс как он есть
Именно в сценарии и пропорциях кроется самая большая проблема картины — «Всевидящее око» просто невероятно скучно, невообразимо затянуто и потрясающе блекло. Да, атмосфера и актёры в какой-то степени вывозят, но они тоже не всесильны.
Взять банально структуру — примерно на подходе ко второму акту фокус повествования смещается на межличностные отношения персонажей, начисто забывая о расследовании.
Я не говорю, что детективам нельзя уделять внимание развитию отношений. Наоборот, наблюдать за героями, которых ты понимаешь и которым сопереживаешь, всегда гораздо более интересно. Но чёрт возьми, не в ущерб же ДЕТЕКТИВУ? Где-то в середине хронометража «Всевидящее око» будто говорит: «Убийства? Какие убийства? Не знаю ни о каких убийствах, вот вам лучше череда странных разговоров и ни на что не влияющих конфликтов».
Секрет грамотного жонглирования разными темами и параллелями заключается в понимании, сколько, чего и в какой момент показать зрителю — режиссёр Скотт Купер, к сожалению, данного понимания лишён. Помогло бы выкидывание лишнего получаса картине быть менее затянутой? Скорее, нет, потому что в ней всё так же был бы нарушен баланс, здесь могло бы помочь только монтирование картины заново и полный пересмотр её структуры.
Классика детектива
У непосвященного зрителя может возникнуть вопрос — зачем вообще снимать детектив про мрачного поэта, увлечённого мистицизмом? Ответ на самом деле прост — именно По считается одним из создателей детектива как жанра, почитайте или послушайте на досуге про «Убийство на улице Морг».
Может, именно поэтому авторы не стали изобретать велосипед и сделали центральное расследование совершенно стандартным, как бы классическим, начисто лишив его какой-либо изюминки. Да, здесь есть нотки оккультизма и готического, но их откровенно мало, чтобы они хоть как-то серьёзно влияли на сюжет.
Вот и получается, что любители детектива не получат ничего нового и интересного, а поклонники Эдгара нашего Аллана лишатся потенциально красивой истории в духе его рассказов. Ведь даже «Убийство на улице Морг» не так просто, как представленный нам сюжет, который пытается казаться в разы умнее, чем он есть на самом деле.
«Всевидящее око» стало большим разочарованием — именно потому, что у него был огромный потенциал, а вышел очень средненький и очень серый фильм. Ужасно обидно.