Зрителям нравятся готические детективы, поэтому «Всевидящее око» откровенно пытается быть чем-то вроде «Престижа» или «Ворона». Однако его попытки разбиваются о классические жанровые ограничения. Как так получилось? 

Сюжет

Военную академию потрясает ужасное убийство, которое очень похоже на ритуальное жертвоприношение. Расследование доверяют талантливому, но склонному к пьянствам Огастусу Лэндору (Кристиан Бэйл), который понимает, что ему потребуется помощь внутри стен академии. 

Идеальным кандидатом для слежки становится некий кадет Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг), который только и рад помочь Лэндору. Вдвоем им предстоит выяснить, причастно ли к таинственным событиям оккультное общество академии, или же за ними стоит более опасная угроза, которая не остановится на одном убийстве.

Всевидящее око режиссёра

Безусловно, у проекта был огромный потенциал. 

«Всевидящее око», ослепленное законами жанра

Во-первых, сеттинг закрытого образовательного заведения для британской молодёжи в 1800-х годах создаёт достаточно забавную смесь мрачного Гарри Поттера и «Сонной лощины». Наличие нескольких актёров (таких как Меллинг и Тимоти Сполл) из волшебной франшизы явно работают на поддержание этого ощущения.

(И ведь мысль можно было бы докрутить в интересную сторону — жаль, что режиссёр решил пойти в чуть более каноничный нуарный детектив.)

Также безусловным плюсом картины становятся отличные актёрские работы. В мастерстве Кристиана Бэйла сомневаться не приходится, а вот Гарри Меллинг прочно утверждается в качестве лидера в номинации «самая интересная карьера актёра, который начинал свою работу в кино в детстве с фильмов о ГП». Его Эдгар Аллан По по какой-то странной причине очень попал в тон фильма и в оригинальный образ.

Наверно, то, как хорошо Меллинг справился со своей задачей, в какой-то мере работает против картины — получившийся По явно заслуживает лучшего сценария. К тому же его персонаж практически ничего не делает и служит больше как ещё один свидетель происходящих событий. А ведь привязка имени короля готической прозы просто требует отсылок на его произведения или интересного становления его личности. Мы получили это в очень маленьких пропорциях. Печаль.

Дисбаланс как он есть

«Всевидящее око», ослепленное законами жанра

Именно в сценарии и пропорциях кроется самая большая проблема картины — «Всевидящее око» просто невероятно скучно, невообразимо затянуто и потрясающе блекло. Да, атмосфера и актёры в какой-то степени вывозят, но они тоже не всесильны.

Взять банально структуру — примерно на подходе ко второму акту фокус повествования смещается на межличностные отношения персонажей, начисто забывая о расследовании. 

Я не говорю, что детективам нельзя уделять внимание развитию отношений. Наоборот, наблюдать за героями, которых ты понимаешь и которым сопереживаешь, всегда гораздо более интересно. Но чёрт возьми, не в ущерб же ДЕТЕКТИВУ? Где-то в середине хронометража «Всевидящее око» будто говорит: «Убийства? Какие убийства? Не знаю ни о каких убийствах, вот вам лучше череда странных разговоров и ни на что не влияющих конфликтов».

Секрет грамотного жонглирования разными темами и параллелями заключается в понимании, сколько, чего и в какой момент показать зрителю — режиссёр Скотт Купер, к сожалению, данного понимания лишён. Помогло бы выкидывание лишнего получаса картине быть менее затянутой? Скорее, нет, потому что в ней всё так же был бы нарушен баланс, здесь могло бы помочь только монтирование картины заново и полный пересмотр её структуры.

Классика детектива

У непосвященного зрителя может возникнуть вопрос — зачем вообще снимать детектив про мрачного поэта, увлечённого мистицизмом? Ответ на самом деле прост — именно По считается одним из создателей детектива как жанра, почитайте или послушайте на досуге про «Убийство на улице Морг». 

«Всевидящее око», ослепленное законами жанра

Может, именно поэтому авторы не стали изобретать велосипед и сделали центральное расследование совершенно стандартным, как бы классическим, начисто лишив его какой-либо изюминки. Да, здесь есть нотки оккультизма и готического, но их откровенно мало, чтобы они хоть как-то серьёзно влияли на сюжет.

Вот и получается, что любители детектива не получат ничего нового и интересного, а поклонники Эдгара нашего Аллана лишатся потенциально красивой истории в духе его рассказов. Ведь даже «Убийство на улице Морг» не так просто, как представленный нам сюжет, который пытается казаться в разы умнее, чем он есть на самом деле.

«Всевидящее око» стало большим разочарованием — именно потому, что у него был огромный потенциал, а вышел очень средненький и очень серый фильм. Ужасно обидно.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Провальные фильмы в классных сериях. Топ-15 худших продолжений в кино Предыдущая запись Провальные фильмы в классных сериях. Топ-15 худших продолжений в кино
Супер Майк: Последний танец, Ченнинг Татум Следующая запись «Супер Майк» возвращается с «Последним танцем»! Чего ждут киноблогеры от камбека Содерберга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *