2023 год в кино был хорош и плодовит. За внимание зрителей боролись фильмы разных жанров, концепций и сюжетов. На экраны выходили интересные авторские высказывания, например, «Анатомия падения», «Все страхи Бо», «Чувства Анны», «Отпуск в октябре», «Копенгагена не существует» и «Как заниматься сексом». Параллельно были более мейнстримные премьеры «Стражей галактики-3», «Флэша», «Подземелий и драконов», «Марвелов» и «Аквамена-2». Еще 2023 год стал годом «дедов», ведь свои картины выпустили Ридли Скотт, Мартин Скорсезе, Роман Полански, Вуди Аллен, Майкл Манн и Уильям Фридкин, увы, не доживший до премьеры. Но одни из главных кинособытий 2023 года — это новый фильм от Хаяо Миядзаки и «Барбигеймер», разорвавший летний прокат и разбивший сердечко Тома Круза с его «Миссией невыполнима».
Поводов посмеяться, поплакать и покринжевать в уходящем году было очень много. Какие из фильмов особенно запали в душу, подарили яркие эмоции и вдохновили на интересные мысли — рассказали нам кинодеятели из разных сфер: от кинокритики до кинопроката.
Киноблогеры и авторы каналов
Ксения Балюк, автор канала «Што это было»
«Бескрайний бассейн», режиссер Брэндон Кроненберг
Все не то, чем кажется, — намекают с первых минут, когда завораживающие кадры идиллического резорта начинают угрожающе вращаться, а позже маски, которые принято надевать на местный праздник, не украшают своих обладателей, а уродуют. Точно также человеческие пороки выворачиваются наружу, протухшие души обнажаются. Моральное разложение уже не остановить.
В упоительно красивой социальной фантастике Кроненберга-младшего телесность и человечность неразрывны: технологии, трансформирующие внешнюю оболочку, нужны для того, чтобы обозначить их воздействие или, наоборот, отсутствие влияния на людскую природу. Насилие порождает насилие, и зрителю предлагается увидеть, к чему приведет вседозволенность. Мощный психодел во всех отношениях: как для глаз, так и для разума.
Дмитрий Сергиенко, автор канала «Джармуш на каникулах»
«Пассажир», режиссер Картер Смит
Молодой парень Рэнди работает неудачником в придорожной бургерной. Он аутсайдер, которым можно помыкать, тыкать носом в грязный пол и не платить за работу. Бенсон — его тихий коллега — другой породы. Когда недотепа Рэнди в очередной раз подвергается буллингу, Бенсон берет в руки ружье и открывает двери в кровавый сюжет «Пассажира».
Перед нами инди-триллер о дорожных приключениях двух сломленных личностей, чьи детские травмы проявляются через агрессию и замкнутость.
Неторопливое, отчасти утрированное, а местами довольно радикальное повествование может оставлять на лице недоумение, но к финалу идеи раскрываются, образы западают в сердце и картина действительно дает повод поразмыслить над течением жизни и несправедливостями, которые ее сопровождают.
Через призму агрессии и жестокости режиссер пробуждает в зрителе эмпатию и дает возможность прочувствовать первопричины такого поведения. Я отчетливо прочувствовал мысль авторов и после просмотра этого деструктивного триллера пошел и как никогда сильно обнял годовалого сына. Отличный авторский триллер, который наряду с большими хитами уходящего года не вылетел из памяти, оставив сильные впечатления.
Анастасия Агапова, автор канала Lazy Editor
«Оставленные», режиссер Александр Пэйн
Зимние каникулы в академии Бартон — счастье не для всех. Большинство учеников покинет кампус, чтобы провести время в кругу семьи, единицам, увы, не повезет остаться без родных. Что может быть хуже одиночества? Одиночество в Рождество. Впрочем, не спешите грустить.
«Оставленные» — самый трогательный фильм года, рождественское чудо с открытки, напечатанной в 70-х. Очаровал своей теплотой и светлой грустью, вновь напомнил о вере в людей. И, кажется, много нас таких очарованных. Как можно не влюбиться в главное трио несчастных одиночек? Встретились юный бунтарь, заведующая столовой и преподаватель истории античности — звучит как анекдот (только лучше). Кстати, за выбор учебной дисциплины отдельный комплимент — 2023-й без размышлений о Римской империи не 2023-й.
Хит этой зимы застолбил себе место в будущем — статус новой праздничной классики оформлен чуть ли не в каждом тексте. Все просто: Пэйн не предлагает сюрпризов. Сюжетные повороты угадываются, противоположности притягиваются, необходимые украшения на месте. Елочка, правда, покосилась, зато стеклянный шарик со снегом неизменно завораживает, если его встряхнуть.
Встряхнутся и главные герои. С наступающим!
Глеб Лещенко, автор канала «Просто о кино»
«Честная игра», режиссер Хлоя Домон
События фильма происходят в нескольких локациях (квартира, офис, бар), и в нем много разговоров, но картину невероятно интересно смотреть из-за хорошо прописанного и постепенно накаляющегося конфликта между главными персонажами.
Сначала нам показывают их любовь и крепкую взаимосвязь, а потом после повышения девушки на работе у них начинают портиться отношения, благодаря чему оба начинают вытворять невероятные вещи. Конфликт развивается постепенно, и благодаря этому можно разглядеть процесс развала отношений и доверия между двумя людьми.
Картину можно назвать и эротическим триллером, и социальной драмой. Благодаря такой смеси жанров «Честная игра» получился интересным, вызывающим, откровенным фильмом, который бойко и изобретательно раскрывает для многих больную тему превосходства женщины над мужчиной.
Наташа Анопа, рецензент Russo Rosso, кинокритик и автор канала Abramacabre!
«Адская пасть Мохаве», режиссер Робби Джо Бэнфитч
В бесконечном множестве уже существующих и пока еще не снятых фильмов ужасов про несчастливые каникулы и неудачные поездки «Адская пасть Мохаве» является чуть ли не самым хтоническим.
Псевдодокументальное идиллическое жизнеописание героев сменяется месивом из происшествий, не поддающихся адекватному описанию и трактованию. Событийный винегрет и бесконечная тряска камерой поделит зрителей надвое: одни назовут фильм сумбурным и бесхребетным, вторые признают в нем торжество хаоса и безумия.
Алхимическая формула «что вверху, то и внизу» как никогда актуальна, ведь и вверху, и внизу – ад, границы которого размазаны во всех возможных измерениях. Только вот если у того же Данте ад систематизирован, а души рассортированы, то ад Робби Бэнфитча — это огромная сливная яма, в которой все раздавлено, перемолото и перемешано.
The Outwaters отчасти напоминает по своей форме Haze Синьи Цукамото, но при этом заходит намного дальше — потрескавшаяся земля окропляется литрами крови, а разночастотный внеземной шум разрывает перепонки.
Куда бы на самом деле ни попали герои – в бесконечный бэдтрип, ад или лимб – все рано или поздно перестает иметь значение, ведь каждый из них сначала потеряет память, затем тело, и наконец, рассудок. Что же останется? Согласно Бэнфитчу — беспросветная тьма и безразличное небытие, в котором, если прислушаться, звучат повторяющиеся слова одного из героев: «Кто я? Кто я? Кто я?».
Экзарх-компилятор канала «Руки Брессона»
«Подземелья и драконы: Честь среди воров», режиссеры Джон Фрэнсис Дейли, Джонатан М. Голдштейн
Хочется отойти от Скорсезе и Лантимоса, в этом году, безусловно, снявших грандиозные и достойные всяческих похвал фильмы, коим суждено остаться в истории и регулярно залетать в топы профессионалов и любителей, и обратиться к комфортному, как пижамный комплект, зрительскому кино.
2023 год как никогда благосклонен к настольным ролевым играм с системой Dungeons & Dragons во главе: видеоигра Baldur’s Gate 3 уничтожила конкурентов и скептиков, вернув геймерам хардкор, а весенний фэнтези-блокбастер Джонатана Голдштейна и Джона Ф. Дейли — веру в возможность адекватной экранизации даже такого монструозного материала, как ролевка родом из 70-х.
В «Подземельях и драконах» вы не найдете ни глубоко проработанного сюжета, ни серьезной драматической линии, ни довлеющей над творением фигуры автора. Все это совершенно теряется в приступах концентрированного детского счастья, когда партия из дурашливых, постоянно пререкающихся из-за какого-нибудь пустяка, персонажей удирает от тучного дракона. Фильм Голдштейна и Дейли –– самая точная адаптация ролевой игры, где главная награда –– веселье участников. И проверку этого параметра «Подземелья и драконы» проходят с завидной форой.
Анастасия Свиридова, автор канала Cinemacritix
«Феррари», режиссер Майкл Манн
Майкл Манн снял своего «Оппенгеймера» — фильм, начав писать и вспоминать о котором, у меня в глазах вновь встают слезы. В центре сюжета харизматичный и сложный человек Энцо Феррари (Адам Драйвер), который вместе со своей женой создает легендарные гоночные машины: холодный кусок железа с двигателем, способным вознести на пьедестал славы или же убить за долю секунды. На протяжении фильма и без того натянутые отношения Энцо с женой Лаурой (Пенелопа Крус) накаляются до максимума, а порой Пенелопа смело крадет сцены и становится настоящим «топливом» истории. Потрясающий и жестокий фильм без цензуры и выдуманной романтики гонок, отлично раскрывающий, насколько безрассудно человечество.
Владимир Логинов, автор канала «Кино Огонь»
«Человек-Паук: Паутина вселенных», режиссеры Жоаким Дос Сантос, Джастин Томпсон, Кемп Пауэрс
Не часто бывает, что создателям удается сделать сиквел на уровне оригинала, но в этом году Sony не просто повторили уровень 2018 года, а превзошли его со своим новым «Человеком-пауком: Паутина вселенных»! Казалось бы, как нас будут удивлять, если визуалом уже все повосторгались пять лет назад, а к Майлзу успели привыкнуть, потому что он начал появляться и в других проектах Marvel?
Да оказывается все просто — нам сделают мультфильм с бессчетным количеством разных версий человека-паука, каждая из которых особенная, и покажут множество разных миров с уникальной стилистикой! Я не думал, что визуально Sony еще могут нас удивить, но они еще как смогли! Почти два с половиной часа от экрана невозможно глаз отвести, и то и дело хочется поставить на паузу, чтобы рассмотреть все детали! Единственное,что останавливает от громких слов «это лучший мультфильм, что видел» — вторая часть не является полноценной историей, и сюжет пока сложновато оценивать, потому что он обрывается на полуслове.
Илья Доленко, автор канала «ДоленКино»
«Я — капитан», режиссер Маттео Гарроне
Пронзительный, тревожный и удивительно классический по структуре фильм «Я — капитан» Маттео Гарроне заплыл плотно в голову и, кажется, не собирается ее покидать. Итальянский режиссер воспринимает свою родную страну и Европу в целом не как очередную локацию, а как мифическую цель, до которой нужно пройти мучительный и тернистый путь.
Гарроне при помощи 16-летнего сенегальца Сейду Сарра создал потрясающий человеческий взгляд на спуск в Аид, с которым сталкивается так много людей в попытках переехать в Европу, мечтая о лучшей жизни. В своей Одиссее Сейду сломлен, но никогда не разбит. Самый обыкновенный мальчик, который просто хочет заниматься музыкой, доказывает, что у него есть сердце и стойкость, чтобы ориентироваться в мире, наполненном монстрами.
Картина не паразитирует на страданиях и нигилизме. На протяжении всего пути, несмотря на весь хаос, мы видим проблеск надежды для человечества. Гарроне буквально переносит нас в сон, изощренно показывая магический реализм в африканском духе. Только к концу фильма приходит полное осознание, что режиссер снова сделал сказку, историю об африканском принце без отца, преодолевающем серию испытаний на своем пути к самореализации и мужественности. Эпический, личный, со сценами суровой бесчеловечности и мечтательного сюрреализма фильм. Удивляющий, шокирующий и ужасающий вплоть до финальных титров.
Кинокомпании
Команда кинопрокатной компании A-One
У ребят из команды A-One разделились мнения, у каждого оказался свой запоминающийся фильм 2023 года.
Василиса Шпоть, «Бескрайний бассейн» (режиссер Брэндон Кроненберг)
Потрясающие Александр Скарсгард и Мия Гот в новом фильме Брэндона Кроненберга, мало что может быть лучше этого. Очень понравился сюжет: пара на отдыхе на элитном курорте, знакомство с другой парой, все хорошо, убийство по неосторожности, а потом полная чертовщина. При этом снято, как всегда у Кроненберга, стильно и очень красиво.
Виктория Лымарь, «Королевство зверей» (режиссер Тома Кайе)
В этом очередном непростом году хотелось бы лишний раз напомнить человечеству, что все мы разные и важно принимать друг друга и учиться жить в мире. Про это во многом говорит Тома Кайе в «Королевстве зверей», где планету охватывает волна мутаций, из-за которых часть людей начинает превращаться в зверей. Но, как это часто бывает, самыми страшным созданием, к сожалению, оказывается именно человек.
Ксения Лаевская, «Все страхи Бо» (режиссер Ари Астер)
«Все страхи Бо» режиссера Ари Астера — самый дорогой проект студии A24 на сегодняшний день и фильм, провалившийся в прокате. Но возможность посмотреть его на большом экране — невероятный подарок для всех любителей кино.
Если вы любите абсурд, фантасмагории, камео и Хоакина Феникса — просто доверьтесь Ари Астеру, он вас не подведет. Если вы тревожны, любите паранойю и не любите самоиронию — заприте двери и не доверяйте никому.
Всеволод Торхов, «Убийцы цветочной луны» (режиссер Мартин Скорсезе)
Назвать фильм Мартина Скорсезе лучшим в году сродни запрещенному приему, но ничего не могу с собой поделать — настолько монументальным, красивым и проницательным оказалось его новое кино «Убийцы цветочной луны».
Самое примечательное, что с возрастом Скорсезе не превратился в наблюдающего сухаря, а все еще со всем своим эмоциональным интеллектом, сочувствием и эмпатией подходит к каждой новой для себя истории. И, конечно же, обволакивает их в уникальную и неуловимую форму, благодаря чему 3 с половиной часа кажутся подарком для сердца и глаз любого любителя кино.
Дарья Дьякова, «Прошлые жизни» (режиссер Селин Сон)
Дебютный фильм Селин Сон завоевал мое сердце. Режиссер уловила работу воспоминаний и показала, как они могут превратить других людей в проекцию для наших запутанных желаний.
«Прошлые жизни» — история о дружбе, любви, сожалении о несбывшемся. Это тонкое рассуждение о жизни здесь и сейчас, изысканный комментарий о неразрывной связи с прошлым. Фильм снят с неподдельной искренностью. Это связано с нарративной чувственностью и автобиографичностью истории — до боли романтичной и глубоко философской. Селин Сон передала ощущение ускользающего времени и трогательно рассказала историю о бесконечных возможностях.
Кристина Смирнова, «Как заниматься сексом» (режиссер Молли Мэннинг Уокер)
Фильм с названием, над которым пошутили все и каждый, находится к моем топе этого года не только потому, что мы в A-ONE выпустили его в прокат. Молли Мэннинг Уокер в своем дебюте удалось честно и без морализаторства показать сложный период взросления и напомнить, что иногда отчаянное веселье — это попытка справиться с отчаянным одиночеством.
Команда кинопрокатной компании «Про:взгляд»
«Анатомия падения», режиссер Жюстин Трие
Для нас лучший фильм года — «Анатомия падения» Жюстин Трие. Два с половиной часа, которые держат тебя в напряжении от начала и до конца. Первый честный взгляд на семью XXI века, в которой у каждого из супругов есть своя собственная жизнь и свои собственные амбиции. Фильм о правде, ловко жонглирующий зрительским восприятием. Наконец, абсолютно гениальная Сандра Хюллер, оторваться от которой невозможно.
Гордимся, что смогли привезти в Россию. Радуемся каждой награде: от Золотой пальмовой ветви в мае до четырех наград Европейской кинопремии в декабре. Ждем Оскар!
Команда кинопрокатной компании Кино.Арт.Про
«Химера», режиссер Аличе Рорвахер
Фильм 2023 года от нашей команды — это, конечно, завораживающая «Химера» Аличе Рорвахер. Впервые фильм был показан в Каннах, где был встречен девятиминутными овациями. Мы также влюбились в эту грустную сказку о потерянной любви с великолепным актерским составом и магическим визуалом, поэтому решили сделать подарок зрителям и выпустить фильм в прокат 1 января, в первый день 2024 года.
Мы абсолютно уверены, что эта история о странствиях печального британца, которого сыграл Джош О’Коннор — одна из самых заметных авторских картин 2023 года. В чем магия? За приключенческим кино о поисках сокровищ скрывается печальная история любви, отсылки к мифам Древней Греции и итальянской истории. Рорвахер традиционно вплетает в свою работу элементы магического реализма, а мы следуем за ней, пытаясь понять, что есть сон, а что — явь.
В общем, всем советуем сделать новогодний подарок самим себе и удивить свои глаза удивительно красивой картиной с волшебным сюжетом. «Химера» не оставит равнодушной. Спецпоказы начнутся уже 29 декабря, поэтому ищите в кинотеатрах!
Команда кинопрокатной компании ArtHouse
У ребят из команды ArtHouse разделились мнения, они выбрали два фильма, которые запомнились им в 2023 году.
«Клетка ищет птицу», режиссер Малика Мусаева
С одной стороны, не хочется использовать слово «важный» по отношению к фильму Мусаевой, так как ясно, что это не универсальное слово: для кого-то таковым будет, а для кого-то — нет. Но и другое слово подбирать не хочется. Фильм Малики и правда важный. Тихий, немногословный, но от этого еще более эмоциональный и громкий. Художественный фильм про часть невымышленного мира, в котором нас всех угораздило родиться.
«Аманда», режиссер Каролина Кавалли
Этот фильм нам повезло заполучить к себе в каталог и показать российским зрителям минувшим летом. Остроумный дебют Каролины Кавалли об изолированных итальянках — одна с трудом коммуницирует с людьми и старается по возможности этого не делать, другая не выходит за пределы дома и сводит на минимум общение с родным человеком. Кавалли филигранным и исключительным способом озвучивает всем известную истину: человеку нужен человек.
Вероника Турова, PR-директор продакшн-кинокомпании METRAFILMS
«Сказка», режиссер Александр Сокуров
Первое, что приходит на ум при вопросе о лучшем фильме 2023 — «Сказка» Александра Сокурова. Для меня это главный фильм года по содержанию, по тому, как круто там используется реальная хроника вместо дипфейка или постановки. Это ювелирная, тончайшая и мощная работа. Мне посчастливилось посмотреть этот фильм дважды. Очень жаль, что зрители не смогут посмотреть его в кинотеатрах, на большом экране, как то и задумывалось. Но здорово, что хотя бы есть возможность увидеть такую ленту в интернете. Такое пропускать нельзя.
Актеры
Мария Шумакова, актриса, сценарист
«Великая ирония», режиссер Вуди Алллен
Лучший фильм года — не самый простой вопрос в этом году, потому что, к сожалению, многие кинопремьеры, так сложилось, мы не смогли посмотреть, особенно в хорошем качестве в кинотеатре.
В этом году именно из кинопремьер мне запомнился фильм «Великая ирония» Вуди Аллена. Во-первых, режиссер в преклонном возрасте. И мы не знаем, сколько еще работ ему удастся снять. Во-вторых, опять же таки не хочу показаться эйджистом, но это блестяще, что человек в таком возрасте так прекрасно работает с аудиторией. На мой взгляд, Вуди Аллен создал абсолютно уникальный стиль, он умеет рассказать простую, анекдотичную ситуацию, но при этом легко, виртуозно, когда тебе ни минуты не скучно, когда страшные моменты становятся смешными, а смешные становятся страшными.
Плюс, я очень давно не была в Париже, я очень соскучилась по этому городу. В «Великой иронии» очень много Франции, Парижа, и очень классно наблюдать за французскими актерами, которые очень гармонично вписываются в реальность Вуди Аллена. Все-таки уже в последние годы мы привыкли к тому, что в его фильмах в изобилии представлены голливудские актеры, звезды, а здесь в основном французские актеры, многих из которых мы не знаем. И тем не менее фильм от этого ничего не теряет.
Я большой фанат. Мне нравится сочетание легкости, при этом глубокомысленности, иронии опять же таки и, наверно, один из важных аргументов, который я нахожу в кино — да, фильм может быть очень глубоким, о нем потом можно очень долго думать, рефлексировать, какой-то катарсис происходит, что-то в тебе раскрывается, но я считаю, что все-таки изначально кино создавалось как некоторый аттракцион, и как бы не был глубок фильм, думаю, очень важно, чтобы зрителю не было скучно, чтобы режиссер снимал фильм все-таки для зрителей. И у Вуди Аллена это есть, он снимает кино для зрителей, при этом не изменяя себе.
Лиза Шакира, актриса
«Бери да помни», режиссер Байбулат Батуллин
В этом году я успела не так много увидеть именно кинокартин и именно в кинотеатре, потому что, мне кажется, домашний просмотр — это немного не то. Но картина, которую я отметила лично для себя в этом году, и она стала моим амулетом и источником невероятно теплых, трогательных эмоций, моим импульсом к общению с близкими и родными, это картина Байбулата Батуллина «Бери да помни».
Это был глоток чистого свежего воздуха, это было напоминание о моем детстве. Это было что-то такое честное, искреннее, жизненное. Даже рассказывая об этом фильме, меня это очень наполняет и дарит улыбку, хотя посмотрела этот фильм уже достаточно давно. Мой лучший фильм моего 2023 года — «Бери да помни».
Надежды на 2024 год
Стоит ли ждать чего-то хорошего от 2024 года? Определенно. Мы, наконец, сможем увидеть, что же приготовил для нас Дени Вильнев во второй части «Дюны», почему Райан Рейнольдс так переживает из-за спойлеров к третьему «Дэдпулу», каким будет дуэт Хоакина Феникса и Леди Гаги в «Джокере: Безумие на двоих», и сможет ли Джордж Миллер эффектно вернуться во вселенную Безумного Макса с «Фуриосой».
Кроме того, компания А24 уже подогревает интерес к новинке «Гражданская война» Алекса Гарленда. А мы ждем в российском прокате другие их проекты — «Герой наших снов» и «Присцилла: Элвис и я». И остается только надеяться, что 2024 год будет удачнее для Marvel (и для нас при просмотре их фильмов), а у Disney, наконец, закончится черная полоса (и найдется парочка интересных идей).
Так что держимся изо всех сил оставшуюся неделю декабря и входим в новый год с надеждами на то, что он подарит нам еще больше классного киноэкспириенса и порадует новыми кинооткрытиями и встречами с уже полюбившимися героями.
Это должно быть шуткой, не иметь в данном “ топе ” хоть от одного человека поистине главного фильма года « Оппенгеймера » !
На то и разные мнения у людей 🙂 Спойлер: в топе нашей редакции он будет, не пропустите материал