Главный герой сериала — молодой парень Донни (Ричард Гэдд), работающий барменом, но мечтающий о карьере в стендапе. Однажды, заприметив за стойкой женщину сорока с лишним лет в расстроенных чувствах, он решает её приободрить, угостив чаем за счёт заведения. Вскоре новая знакомая становится регулярным гостем забегаловки, а их общение с каждым днём становится всё более странным и вызывающим опасения. Вскоре Донни узнает, что его взяла под прицел «серийная сталкерша» Марта Скотт (Джессика Ганнинг).
Сразу стоит исключить любые аналогии с «Мизери» Стивена Кинга. Энни Уилкс, конечно, была той ещё маньячкой, но одержима она была отнюдь не личностью главного героя — известного писателя Пола Шелдона, а его произведениями. Роман короля ужасов был совсем про другое — про страх творца перед фанатизмом сообщества поклонников, обратную сторону популярности и боязнь стать заложником собственных почитателей. Энни в данном случае — лишь персонаж-метафора, удобный собирательный образ.
В то же время ложными следует считать и сравнения с недавними проектами о сталкинге, как явлении. А уж их-то в последнее время было предостаточно — от сериала «Ты» того же Netflix до феминистского хоррора «Наблюдающий» с Майкой Монро. Можно вспомнить и более культовые ленты, к примеру, «Страх» с Марком Уолбергом. На самом деле, «Оленёнок» не столько про сталкинг, сколько про сложные взаимоотношения агрессора и жертвы, привязанность, переходящую в стокгольмский синдром и травмирующий опыт.
«Оленёнок» уникален тем, что нередко заходя на тему инклюзивности и разнообразия меньшинств, является далеко не самым политкорректным по нашим временам шоу, ведь антагонистами в нём выступают тучная женщина средних лет, нередко становящаяся объектом насмешек, и персонаж нетрадиционной ориентации. Правда, в этом случае все упрёки со стороны блюстителей толерантности разбиваются о титр в начале первой серии — «основано на реальных событиях». Всё, показанное в сериале (естественно, обошлось не без художественных допущений и преувеличений), — ужас, в действительности произошедший с Ричардом Гэддом, который и исполнил роль Донни.
Появление Марты в жизни главного героя предстаёт лишь катализатором, высвобождающим наружу тяжёлые воспоминания и непроработанные травмы. Отношение к навязчивой особе у Донни на протяжении сериала постоянно меняется, порой принимая совсем уж неожиданные состояния, к примеру, когда панический страх и полное отторжение к новой знакомой уступают место снисходительной жалости и даже вожделению.
Сценарий «Оленёнка» неспроста изобилует нарочитыми самоцитированиями и круговыми композициями — при ближайшем рассмотрении и Марта, и Донни, несмотря на, в общем-то, издалека однозначную картину, принимают роль жертвы и агрессора ситуативно. Так, герой Ричарда Гэдда не скрывает, что получал извращённое удовольствие от повышенного интереса к своей персоне и даже не гнушался давать ложные надежды героине Джессике Ганнинг. Не в последнюю очередь сериал фокусирует внимание и на аутоагрессии, как первопричине многих бед. Ненависть к себе нередко являет собой благодатную почву для абьюзивных отношений, морального и физического насилия над личностью. Именно этому и посвящён кульминационный монолог героя, несомненно, отсылающий к схожему моменту из «Джокера» с Хоакином Фениксом.
Ко всему прочему, «Олененок» неплохо работает и как напряжённый триллер о преследовании. Не думал, что когда-либо сочту пугающими сообщения с ошибками на чёрном фоне и с подписью «Sent from my iPhone» (к слову, у Марты нет айфона). Новый проект Netflix написан, поставлен и сыгран так, что даже четвёртый эпизод, повествующий зрителю о прошлом Донни и выбивающийся из общей сюжетной канвы, не создаёт видимой проплешины в динамике произведения, а уместно дополняет основную ветку и ещё больше нагоняет жути. Сериал Ричарда Гэдда, может, и смотрится залпом на одном дыхании, но уж точно не станет для вас лёгким и приятным времяпровождением.
Основанный на реальных событиях «Оленёнок» получил неожиданное продолжение в наши дни, когда уже снискал славу в сети. Особо впечатлительные зрители начали преследовать людей, которые потенциально стали прототипами насильника Дорриана и сталкерши Марты. Причём угрозы от посмотревших сериал приходят в том числе и случайным людям, лишь отдалённо напоминающим тех персонажей. Столь неоднозначный сиквел этой истории в реальной жизни вторит серой тональности финала шоу.
Трейлер: