Диалоги о студии «Лендок»: от блокадных документалок до арт-пространства и международного фестиваля-2023

Лендок

Санкт-Петербург — город, дышащий изобразительным искусством. И было бы удивительно, если бы в нем не было своих уникальных киностудий, где работают мастера, изучающие жизнь через призму движущихся изображений. Одна из таких студий — «Лендок». Окунемся в историю заведения и его текущие реалии.

Ежегодно с открытием летнего сезона по Набережной Крюкова канала начинают курсировать экскурсионные теплоходы. В нужный момент пассажиров просят посмотреть на серое здание — особняк Половцова — где сейчас обитает Открытая киностудия «Лендок». Символично, что киностудия расположена буквально по соседству со сценами Мариинского театра — словно брат и сестра.

«Лендок» проживает по этому адресу с 1946 года. Само здание было построено еще в 1887-1891 гг. по проекту архитектора М.Е. Месмахера и до студии приютило разных жильцов: элитарный клуб для высшей знати, офицерские собрания и собрания молодых аристократов. Когда-то в Белом зале (сейчас тут проводят показы) проводились даже конные тренировки и приемы для высокопоставленных гостей.

Богатую и насыщенную историю особняка ощущаешь, стоит только войти внутрь и подняться по небольшой лестнице — не королевской, но все же. Высокие потолки, лепнина, мраморные стены, арочные перекрытия соседствуют со старинными кинокамерами, фотографиями, а также модным рестораном и плакатами фильмов разных эпох. Место, где атмосфера старины соединилась с современностью, где уже на входе искусство приглашает тебя к знакомству. И в нашем случае путешествие по страницам истории «Лендока» нам провела пиар-специалист студии Марине Варданян.

Лендок

Как все начиналось

Заходя в открытую киностудию «Лендок» (Ленинградская студия документальных фильмов), ощущаешь себя в месте, пропитанном кино. В стенах одной из старейших и крупнейших студий документального кино ты теряешь нить с реальностью и окунаешься в иной мир, созданный фантазией режиссеров.

Неофициально «Лендок» был создан в 1918 году и на тот момент входил в состав Петроградского кинокомитета. А позже превратился в отдел хроники при кинофабрике «Севзапкино». Датой основания киностудии принято считать 1932 год — когда из отдела хроники она стала Ленинградской студией кинохроники.

Ее сотрудники продолжали трудиться и снимать события в годы Отечественной войны: в военных частях Ленинградского и Волховского фронтов, на боевых кораблях Балтфлота и в отрядах партизан. В военное время в киностудии работали такие режиссеры как Анатолий Погорелый и Евгений Шапиро.

Благодаря усилиям киностудии был создан первый полнометражный фильм о блокаде «Ленинград в борьбе» (реж. Роман Кармен, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов и Ефим Учитель, 1942). «Ленкинохроника» оказалась единственной работающей фронтовой киностудией в годы военных действий и регулярно выпускала «Ленинградский киножурнал», где рассказывала о крупнейших городских событиях, жизни заводов, фабрик, в целом о культуре и жизни простых жителей. Еще на студии создавали короткометражки и фильмы-инструкции, например, о тушении зажигательных смесей или как засеять огород.

Лендок
Фото из музея киностудии

Всего усилиями студии было снято более 50 тысяч единиц кинохроники. И кстати, за помощью в создании кино к сотрудникам «Ленкинохроники» могли обратиться и простые жители — те, кто интересовался съемкой и хотел лучше ее узнать. Так был создан, например,  любительский фильм преподавателя Ленинградского университета О. Распопова, увлекающегося альпинизмом — «К Сарезскому озеру». К сожалению, этих документальных кадров уже нет в личном киноархиве «Лендока».

У нас вся кинопленка бережно хранилась на студии, в киномузее и в аудиоархиве. Но потом в соответствии с законом все фильмы студии, снятые до 2012 года, должны были быть переданы в Госфильмофонд. Все что уже после 2012 года вышло — это не такие исторические памятники, как те пленки, что были сняты до этого года. У нас хранятся сейчас уже более современные пленки, — объяснила Марине.

В 1968 году «Ленкинохроники», уже обитавшие в особняке Половцова, были переименованы в Ленинградскую студию документальных фильмов (ЛСДФ). Документалисты ЛСДФ продолжали следовать идеям основателей и всегда стремились отражать реальность с ее нелицеприятными моментами и трудностями, что порой не нравилось советской власти.

Поэтому некоторые картины тех времен были показаны публике только через несколько лет после выхода. Например, лента Александра Сокурова «И ничего больше» («Союзники») и «Наша мама — герой» Николая Обуховича. За годы работы здесь было выпущено много культовых фильмов, среди которых: «Ленинград в борьбе», «Линия Маннергейма», «Люди доброй воли», «Город на Неве», «Подвиг Ленинграда», «Взгляните на лицо».

Не только в Советском Союзе, но и за рубежом работали сотрудники киностудии. Например, режиссеры Ирина Калинина и Михаил Литвяков сняли «Это беспокойное студенчество» в университетских городках США, Франции, ФРГ и Великобритании. Также киноделы из ЛСДФ снимали не только о последствиях войны, социальной обстановке в стране и мире, но и на более точечные темы как популяризация донорства — «Возвращение к жизни» (реж. Долорес Хмельницкая, 1980), который наградили серебряной медалью на фестивале фильмов Красного креста в Варне.

После распада СССР киноиндустрия в России оказалась в кризисе и переживала непростые времена. Количество выпускаемых студией фильмов сократилось: например, в 1993 и 1994 годах вышло всего по 9 картин.

Лендок
Фото из музея киностудии

В 90-е годы на ЛСДФ было очень грустно — кино почти не снималось, не было заказа на документалистику. И главный подвиг работников студии в тот период заключается в том, что они сумели сохранить километры отснятой за все время пленки. Документальных кадров, зафиксировавших историю.

Это настоящее сокровище, которое сохранено и будет храниться здесь, на Крюковом канале, — писал о том времени историк Лев Лурье.

В тяжелые 90-е работа в студии все равно продолжалась, пусть и не совсем документальная. Например, на «Лендоке» был записан дебютный альбом «Пуля» группы «Ленинград» в 1998 году. 

С наступлением 2000 года ситуация на киностудии стала улучшаться, из-под ее крыла стало выходить все больше фильмов. А с 2013 года киностудия и вовсе начала трансформироваться в многофункциональное арт-пространство, которое успешно развивается по сей день.

Открыты для любви к кино

За годы, которые «Лендок» базируется в особняке Половцова, с 1946 года, студия претерпевала много изменений. И само здание, ставшее домом киностудии, тоже видоизменялось внутри. Например, на первом этаже расположен ресторан, а на входе своего рода открытый музей, где в любое время можно увидеть ранее использовавшуюся технику.

Понятное дело, что не так все выглядело раньше [про внутренний интерьер — прим. ред.]. Студия меняет вид в зависимости от времени. Сейчас полное название киностудии — Открытая киностудия «Лендок», оно появилось с 2012 года. До этого студия называлась разными именами, в том числе «Ленкинохроники», «Ленинградская студия доккино» и т. д.

Все стены и фасады выглядят так, как было изначально. Особняк Половцова — старое здание, в котором много что располагалось до киностудии, и его наследие сохранилось. А мы в свою очередь придумываем и показываем, во-первых, любовь и уважение к истории. У нас сохранились все исторические памятники, — рассказала Марине.

Лендок

Несмотря на то, что в нынешнем киноархиве студии есть фильмы только с 2012 года, «Лендок» бережно хранит другое наследие прошлых лет — технику. Некоторые камеры можно встретить прям с порога на входе в студию, где расположен ресторан.

Кроме того, отдельно у «Лендока» есть небольшой музей, где можно посмотреть на старые пленки, установки и многочисленные призы, которыми награждались фильмы, снятые на студии.

Чтобы изучить экспонаты, узнать их историю, а какие-то — возможно, даже и потрогать (если разрешат), нужно записаться на экскурсию. На нее могут попасть все желающие.

На аналоговую аппаратуру можно не только посмотреть, но и поработать с ней. При необходимости киностудия может выделить для съемок технику, далекую от современных цифровых собратьев. У режиссеров, сотрудничающих с «Лендоком», есть большой выбор техники для работы.

Тут все зависит от задач конкретного проекта и работы того или иного режиссера. У нас нет как таковых постоянных режиссеров, но есть те режиссеры, которые снимают у нас часто. Есть новые постановщики, которых мы привлекаем на тот или иной проект. Все зависит от деятельности, способов работы конкретного человека, оператора, всей команды. При желании режиссер может попросить аналоговую технику. 

Лендок
Фото из музея киностудии

Кино — прежде всего люди, которые создают его и вкладывают в него душу. Человеческий багаж «Лендока» бесценен. В стенах знаменитой студии работали такие режиссеры как Ефим Учитель, Павел Коган, Михаил Авербах, Михаил Литвяков, Николай Обухович, Александр Сокуров.

Но «Лендок» — это каждый человек, помогающий продолжать дело тех, кто начал его в начале 20 века, сохранять историю места, заботиться и помогать развиваться. Какие же люди составляют команду Лендока?

У нас очень разношерстная команда: и по возрасту, и по предпочтениям. В первую очередь, конечно, нужна любовь к кино. Это понятие растяжимое, у каждого могут быть разные вкусы, но люди, которые любят кино, мне кажется, отличаются в целом своим подходом к работе. Даже если это не творческая специальность, не связанная непосредственно с созданием и производством кино. Но все равно это творческие люди.

Нам в Лендоке интересен подход таких людей к работе, желание человека помогать улучшать деятельность киностудии. Так что первостепенная черта тех, кто работает в киностудии — это любовь к кинематографу.

Своей любовью к кино сотрудники «Лендока» хотят делиться и с окружающими. И это желание читается в нынешнем названии киностудии.

С тех пор, как мы стали называться «Открытая киностудия “Лендок”», нас часто спрашивают, почему такое название — открытая киностудия. Я всегда отвечаю на этот вопрос тем, что мы открыты к новым предложениям, людям, идеям, к созданию совместного кино.

Мы хотим создать площадку, на которой абсолютно чужие люди смогут делиться своими работами, идеями, создавать что-то новое совместно, обсуждать кино и приятно проводить время. Почему не сделать открытое пространство? У меня другой вопрос — а почему нет? — поделилась Марине.

«Лендок» поддерживает современный культурный тренд на формирование особых мест, арт-пространств, где люди могут расслабиться, а заодно узнать что-то новое. И естественно, что своей «миссией» студия выбрала свое родное — кинематограф. Мы хотим сформировать центр любви к кинематографу, отметила Марине.

Лендок

Желание «Лендока» делиться любовью и знаниями о кино оказалось настолько сильным, что киностудия также открыла полноценное обучение кинопрофессиям. Здесь профессионалы своего дела, работающие в стенах студии, делятся своим опытом, чтобы заинтересовать талантливых людей из Северной столицы тонкостями кинопроизводства, и, может быть, увлечь их настолько, что они станут будущими специалистами «Лендока» и не только. В этом и была изначальная цель киношколы — поделиться своей любовью и знаниями с остальными, подчеркнула Марине.

И, кажется, киностудия успешно справляется с поставленной целью, ведь бывшие ученики их киношколы часто становятся настоящими актерами/режиссерами/сценаристами, для которых кино становится не просто хобби, а важной частью жизни.

Например, один из выпускников «Лендока» Александр Гринев сейчас работает над своим собственным фильмом «Помни имя мое». И такое происходит неоднократно, уточнила Марине. Люди приходят в киношколу с разными целями и желаниями, но кто-то из них потом уходит в кинобизнес и производство с головой.

Лендок

Творить и показывать с душой

Сейчас киностудия уже превратилась в арт-пространство — место притяжения и сближения синефилов, но раньше это была только студия, где снимали документальное кино, отражающее реальную жизнь. В список лучших документальных картин, созданных за 100 лет мирового кино, попали 4 фильма «Лендока»: «Взгляните на лицо» Павла Когана, «Лето Марии Войновой» («Мария») и «Советская элегия» Александра Сокурова и «Наша мама — герой» Николая Обуховича.

Как же теперь, в совсем иной период развития «Лендока», происходит питчинг проектов? Можно ли там снимать художественные ленты? 

Я бы не сказала, что документальный жанр у нас в приоритете. Так как мы носим название Ленинградской документальной студии фильмов, в нашей истории больше всего документальных фильмов. Но мы не ограничиваемся только этим.

Говоря про питчинг проектов, у нас есть отдельные категории как для документального кино, так и для художественного. Поэтому ни одно из направлений не остается обделенным. Мы просто всегда в поисках чего-то нового. В прошлом году, например, удалось привлечь к питчингу страны СНГ.

Например, в этом году мы приступим к съемкам художественного фильма «Золото Умальты». Это очень интересный проект, который, я думаю, привлечет большое внимание в целом страны, а, возможно, и соседних стран. 17 марта приступили к съемкам.

Марине обратила внимание, что при выборе проектов в «Лендоке» прежде всего отталкиваются от идеи. Кроме того, студию особенно интересует не самая распространенная сейчас сфера производства кино —  ко-продукция. И ее «Лендок» намерен популяризировать в будущем.

Конечно, фильмы от наших, в том числе петербургских, режиссеров о российской истории и в целом российское производство — оно всегда есть и будет в «Лендоке». Просто сейчас мы стараемся создавать это новое направление ко-продукции и больше привлекать к производству совместно созданных фильмов. Но это не значит, что одна из других сфер пострадает.

Ко-продукция, то есть создание фильмов при участии нескольких стран, — одна из приоритетных задач киностудии. «Лендок» хочет занять эту нишу, больше внимания уделять ей как в киноискусстве, так и в кинопроизводстве, привлекать режиссеров и в целом деятелей кино к созданию совместных фильмов с несколькими странами. Это позволит расширить аудитории и выйти на новые рынки. И в целом объединение культур разных стран на большом экране выглядит довольно интересным, считает Марине.

Киностудия уже имеет некоторый опыт в ко-продукции. Благодаря сотрудничеству с Узбекистаном у «Лендока» вышел совместно снятый фильм «Солнце на вкус». И это не единственная страна, с которой налажен тесный контакт.

У нас плотное сотрудничество с Узбекистаном. Также мы активно сотрудничаем с Таджикистаном, Беларусью, которая активно принимает участие в наших фестивалях, конференциях. В большей степени, конечно, нам удается сотрудничать со странами СНГ.

Однако на странах, входивших ранее в Советский Союз, все не заканчивается. В этом году «Лендок» намерен расширить географию своего международного фестиваля кино России и стран ближнего зарубежья LEFF (Lendoc Film Festival), привлечь к сотрудничеству страны ближнего и дальнего зарубежья. Все это сделает фестиваль перспективнее и привлекательнее. Студия всегда рада странам, у которых есть желание выйти на российский рынок и начать сотрудничество.

Лендок

Киностудия также является площадкой для показа кино, причем не только тех проектов, в создании которых участвовала, но также и сторонних. По каким параметрам «Лендок» отбирает фильмы для показа?

Прежде всего, надо сказать, что главное отличие кинотеатра «Лендока» от остальных в том, что тут единоразовые показы. Любой фильм демонстрируется зрителям только один раз и не повторяется. Преимущественно, киностудия делает свои показы в вечернее время, чтобы на них могло попасть как можно больше людей. Что же касается самого отбора, то тут акцент делается на авторском кино, которое было бы интересно и цепляло зрителя.

На мой субъективный взгляд, о любом фильме можно порассуждать, если человек умеет это интересно делать. И если в целом фильм качественно снят.

Если говорить про отбор фильмов, то мы [Лендок] в основном стараемся показывать авторское кино, но у нас бывают и исключения. Тут главное, чтобы были фильмы, которые хочется обсудить. Мы хотим чаще делать показы с дискуссиями и ищем такое кино, которое оставляет какой-то осадок у зрителя, желание поговорить о нем.

И у нас нет такого, что фильм должен быть обязательно из России. По нашей афише видно, что мы показываем фильмы из разных стран, охватываем международный кинорынок, показываем авторские новинки. Иногда мы делаем ретроспективы режиссеров, проводим дни культур, показывая кино конкретной страны, и дополнительно устраиваем развлекательные мероприятия, — объяснила Марине.

Лендок

Что принесет нам день завтрашний?

С 1932 года «Лендок» переживал как взлеты, так и падения. Но несмотря ни на что в стенах киностудии всегда кипела работа. Сейчас, превратившись в арт-пространство, открытое для всех желающих, планы и цели «Лендока» стали намного масштабнее и амбициознее, чем раньше. 

Мы каждый раз стараемся придумывать что-то новое. Как-то по-новому привлекать зрителей, потому что конкурентов становится больше, потребности зрителей меняются, и мы стараемся идти в ногу со временем, — обратила внимание Марине.

Особенный рост киностудия пережила за последние 10 лет. И Марине рассказала подробнее об этих переменах: о киношколе, съемках и показах:

С 2012 года из нового у нас функционирует одна из лучших киношкол Санкт-Петербурга с профессиональными преподавателями. Особенность нашей киношколы в том, что 80% курсов состоят из практики. Меньше теории, больше практики. Наша киношкола известна в частности тем, что мы привлекаем к обучению кинопрофессий как детей, так и взрослых. У нас есть кинолагеря, образовательные мастер-классы. И взрослые и дети могут поучаствовать.

Если говорить про производство, то проекты меняются. Возможностей снимать [сейчас] стало не так много, как было ранее. Почему их стало меньше, особенно объяснимо за последние три года [пандемия — прим. ред.].

Лендок
Фото из музея киностудии

По словам Марине, у «Лендока» нет какой-то постоянной темы, которую студия готова всегда снимать. Например, в этом году снимается сразу два проекта про блокаду Ленинграда — «Блокадная сцена» и про блокадных врачей. Общей темы, может быть, и нет у «Лендока», зато есть любимый персонаж — Санкт-Петербург. Его истории уделяется особое внимание. Например, раньше студия выпускала фильм про ленинградский клуб «Динамо». Мы все-таки носим название документальной студии и стараемся охватывать такие важные вехи города, подчеркнула Марине.

Если говорить про кинопоказы, то мы сейчас стараемся уделять внимание специальным показам. Привлекаем к ним спикеров, отходим от обыденных киносеансов, где человек просто приходит посмотреть фильм. Мы стараемся заинтересовать зрителя какими-то мастер-классами, приглашенными людьми, чтобы человеку хотелось остаться и еще поговорить на тему, затронутую в том или ином фильме.

В 2023 году студия планирует съемки интересных проектов (пока не все они объявлены), а также продолжит развивать формат спецпоказов и расширять границы своего фестиваля LEFF. Из основных целей в производстве — уже упомянутый художественный проект «Золото Умальты», съемки которого начались 17 марта и пройдут в Петербурге и Хабаровске.

Что касается фестиваля, то он должен пройти с 25 по 29 августа 2023 года. «Лендок» намерен в рамках мероприятия провести международную конференцию руководителей киностудий стран СНГ, чтобы обсудить совместное производство. Также состоится традиционный питчинг, где студия надеется найти интересные идеи и проекты.

Мы хотим, чтобы фестиваль стал визитной карточкой, возможно, города и страны в целом. Ко-продукция — это хорошая ниша в киноиндустрии, и мы хотим привлечь к ней больше внимания, — поделилась мнением Марине.

Лендок

Киностудия «Лендок» намерена продолжать работать в разных направлениях, чтобы основательно закрепить за собой статус места притяжения синефилов. Но при этом быть открытой для всех, кто захочет сблизиться с миром кино. Не только создавать, но и просвещать, взращивать новое поколение киноделов, которые будут формировать тренды будущей киноиндустрии. И конечно же, студия продолжит снимать, чтобы как можно чаще радовать своими фильмами.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
Что не так с этим медведем? Рецензия на фильм «Кокаиновый медведь» Previous post Что не так с этим медведем? Рецензия на фильм «Кокаиновый медведь»
История номинации «Лучший короткометражный мультфильм» в 10 лауреатах премии «Оскар»: от ламповых нарисованных мультфильмов «Дисней» и антивоенной мультипликации до качественной авторской анимации наших дней. Next post Краткость — сестра таланта: 10 лауреатов премии «Оскар» за лучший короткометражный мультфильм из разных десятилетий, с которыми стоит ознакомиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *