Как правило, в сравнении с боевиками фильмы про организованную или же бытовую преступность основаны на реальных событиях и уделяют внимание как кровавым сценам, так и раскрытию персонажей, сочетающих склонность к насилию с благородными чертами. Подобные работы всегда вызывают интерес у зрителя и в 1990-х вышло немало тех, что достойны просмотра, но остались в тени лучших представителей жанра.
Внутреннее расследование (Internal Affairs, 1990)

В триллере с элементами эротики Ричард Гир убедительно перевоплотился в «грязного» полицейского, прячущегося за маской «хорошего парня» (привычный типаж актёра) и вступающего в схватку с пытающимся вывести его на чистую воду коллегой (Энди Гарсиа).
Кайф (Rush, 1991)

Драма о напарниках (Джейсон Патрик и Дженнифер Джейсон Ли), ставших наркозависимыми в ходе операции под прикрытием, отличается от остальных произведений со стандартным сюжетом о внедрённых в мафию и вынужденных выбирать между дружбой и службой спецагентах.
Авторитет (Juice, 1992)

В подзабытой ныне классике о тяжёлой жизни обитателей гетто, вышедшей в период популярности данной тематики, первые роли в карьере исполнили Омар Эппс и Тупак Шакур, создавший яркий образ одержимого желанием стать гангстером и готового на что угодно подростка.
На запад от красной скалы (Red Rock West, 1993)

Вторая часть «неонуарной» трилогии Джона Даля (в которую входят не менее достойные внимания «Убей меня снова» и «Последнее соблазнение») является «сокровищем, что предстоит обнаружить» (как писал один из кинокритиков) и редким фильмом, где Николас Кейдж не переигрывает.
Среди акул (Swimming With Sharks, 1994)

Молодой человек (Фрэнк Уэйли), устроившийся ассистентом успешного и циничного кинопродюсера (Кевин Спейси), берёт босса в заложники и намерен поквитаться с ним за перенесённые унижения, а запутанная история их взаимоотношений показана через флэшбеки.
Дьявол в синем платье (Devil In A Blue Dress, 1995)

При всей неторопливости (что в целом присуще жанру) повествование о детективе, в 1940-х ведущем дело об исчезновении роковой красотки, затягивает изящной ретро-картинкой и игрой Дензела Вашингтона, Дженнифер Билз и запоминающегося при малом экранном времени Дона Чидла.
Бутылочная ракета (Bottle Rocket, 1996)

В своём дебютном творении Уэс Андерсон, хоть и обрёл ряд фирменных приёмов, ещё не упивается визуалом в ущерб содержанию и за счёт этого главные герои, не очень удачливые и смышлёные воришки (Оуэн и Люк Уилсоны) получились живыми людьми, а не карикатурой.
Поворот (U Turn, 1997)

Известный как серьёзный режиссёр Оливер Стоун снял фарсовую притчу о страннике (Шон Пенн), застрявшем в заброшенном городке, населённом безумцами (Дженнифер Лопес, Ник Нолти, Хоакин Феникс и совершенно неузнаваемые в гриме Джон Войт и Билли Боб Торнтон).
Очень дикие штучки (Very Bad Things, 1998)

Фильм Питера Берга о приятелях, решающих не рассказывать никому о несчастном случае, произошедшем на вечеринке накануне свадьбы одного из них, наполнен мрачным и местами жестоким юмором, а также звёздами в касте (Джон Фавро, Кристиан Слейтер, Кэмерон Диаз и другие).
Пальцы веером (Two Hands, 1999)

Австралийская трагикомедия про юношу (Хит Леджер), собравшегося ограбить банк, чтобы расплатиться с бандитами и спасти любимую девушку (Роуз Бирн), как и большинство лент той эпохи, вдохновлена эстетикой Тарантино, но обладает при этом причудливой изюминкой.